Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы развития пенсионного обеспечения в Республике Казахстан



2020-03-19 173 Обсуждений (0)
Основные этапы развития пенсионного обеспечения в Республике Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Идея о новой комплексной отрасли права социального обеспечения, как определенной системе правовых норм возникла в ходе активных научных дискуссий ученых-юристов в середине пятидесятых годов. Именно тогда в бывшем СССР были разработаны и приняты основополагающие законодательные акты, положившие начало созданию единой государственной системы социального обеспечения

Следует признать, что в Казахстане до Октябрьской революции каких-либо законов о пенсиях, да и самого понятия «пенсия», не было. Как правило, родители в преклонном возрасте жили на иждивении детей. Принято было, что младший сын жил с родителями до конца их дней. Одинокие, больные, немощные люди обычно содержались какими либо родственниками, а при их отсутствии - людьми своего рода. В этом отношении показательны материалы Чрезвычайного Чарского съезда биев, проходившего в мае 1885 года по инициативе казахского мыслителя и просветителя Абая. В этих материалах четко прослеживается мысль о необходимости материальной заботы об одиноких и лицах преклонного возраста.

Значительный вклад в развитие отрасли права социального обеспечения внес профессор В.С. Андреев. Он осуществил разработку предмета отрасли права социального обеспечения. Именно он на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 году высказал мысль о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права.

В Казахстане в 90-е годы произошел обвальный спад производства, появилась безработица, уровень которой катастрофически повышался, резко расширился теневой рынок труда, значительно снизилась заработная плата, которая зачастую не выплачивалась. Поэтому, 15 июня 1991 года был принят первый в истории независимого Казахстана Закон «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР». Главной целью этого закона было установить более тесную зависимость размеров пенсий от стажа работы и среднемесячного заработка, а также организовать финансирование пенсионной системы за счет специально создаваемых пенсионных фондов. Был изменен и порядок назначения и выплаты пенсий.

Следующим этапом в развитии пенсионной системы Казахстана стало принятие в 1994 году Закона «Об уточненном республиканском бюджете на 1994 год». В результате принятия этого закона пенсионная система претерпела значительные изменения: было произведено функциональное и финансовое разделение пенсий по старости и пособий по инвалидности, потере кормильца и социальной пенсии, Пенсионный фонд был передан в ведение Министерства труда и социальной защиты населения. Таким образом, пенсионное обеспечение было выведено из финансирования государственного бюджета, пенсии по старости стали финансироваться работодателями и самими работниками. Значительные изменения пенсионная система Казахстана претерпела в результате принятия в 1997 году ныне действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Этот закон утвердил постепенный переход от государственной солидарной системы пенсионного обеспечения к накопительной пенсионной системе с фиксированными обязательными взносами и добровольными дополнительными вкладами.

Для формирования индивидуальных пенсионных накоплений были созданы два вида накопительных пенсионных фондов: государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) и негосударственные накопительные пенсионные фонды (ННПФ). Особенностями современной системы пенсионного обеспечения являются: пенсионные выплаты предусмотрены не между поколениями, как раньше, а внутри поколений, т.е. каждый гражданина накапливает в работоспособном возрасте пенсию только себе; пенсионный фонд сам распоряжается накоплениями, инвестициями и выплатами пенсий; государство предоставляет только социальные пенсии нуждающимся, перечисляет пенсионные взносы за бюджетных работников и обеспечивает гарантии легитимной работы частной пенсионной системы. Основными видами пенсии в Казахстане являются пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, за выслугу лет и иные. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 года в ст. 67 закрепил право всех граждан Республики Казахстан на базовую пенсию, которую все могут получать по достижении определенного возраста независимо от трудового стажа с учетом прожиточного минимума. Это так называемая социальная пенсия- первый уровень пенсионного обеспечения.

Второй уровень пенсионного обеспечения - обязательная государственная пенсия, регулируемая ст. ст. 7-12 (раздел 2) Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Эта пенсия учитывает трудовой стаж и размер заработной платы, финансируется за счет обязательных пенсионных взносов юридических и физических лиц, а также прямыми ассигнованиями из государственного бюджета страны (трансфертные платежи). Остатки солидарной системы пенсионного обеспечения будут действовать до тех пор, пока в стране будут проживать состоявшиеся пенсионеры и те, кто к 1 января 1998 года имел трудовой стаж не менее 6 месяцев.

Третий уровень - это негосударственные пенсии, которые формируются за счет обязательных и добровольных пенсионных взносов самих граждан. Эти взносы накапливаются в течение активной трудоспособной жизни человека за счет его взносов в негосударственный пенсионный фонд с целью обеспечения себе достойной старости. Таким образом, жители Казахстана могут иметь до 3 пенсий. Пенсионное обеспечение в Казахстане предусматривает пенсионное обеспечение отдельно для настоящих пенсионеров, (кто выйдет ни пенсию в ближайшие 10 лет) и будущих пенсионеров.

Система пенсионного обеспечения в Республике Казахстан в настоящее время возложена на следующие два юридических лица:

. государственный центр по выплате пенсий, который является одним из основных институциональных структур в системе пенсионного обеспечения, является центром учета и электронной обработки данных, связанных с государственным учетом обязательных пенсионных и социальных отчислений, выплатой пенсий и социальных пособий из бюджета и Государственного фонда социального страхования, идентификацией каждого участника солидарной и накопительной пенсионных систем, и системы обязательного социального страхования.

. накопительный пенсионный фонд, который организован в организационно-правовой форме акционерного общества закрытого или открытого типа. Этот фонд является центральным звеном в пенсионной системе Республики Казахстан. На данный момент все 11 накопительных пенсионных фондов функционируют в открытой форме.

Основными параметрами пенсионной реформы в Казахстане являются: одинаковые требования для выхода на пенсию для всех; возраст для выхода на пенсию установлен: для мужчин - 63 года, для женщин - 58 лет; в накопительном пенсионном фонде на каждого работника открывается индивидуальный накопительный пенсионный счет, где учитывается его обязательные пенсионные взносы, а также инвестиционный доход. Анализируя ход реформ (в том числе и пенсионной) социальной сферы в Казахстане, можно отметить, что социальная политика за годы независимости трансформировалась и приобрела адресный характер, что подразумевает распространение социальной защиты и помощи наиболее незащищенных слоев населения. [14]

На основе анализа состояния пенсионного рынка, определены основные этапы его развития (таблица 1).

 


Таблица 1. Этапы развития пенсионного рынка в Казахстане в период с 1998-2012 гг.

Этапы в годах

Характерные черты

Пенсионные фонды

1 этап 1998-2001

Создана инфраструктура и правовая база пенсионного рынка. Рынок пенсионных услуг характеризуется стабильным развитием, как по росту объема пенсионных активов, так и количеству участников рынка и структуре инвестиционных портфелей.

Рынок пенсионных услуг представлен следующим составом: ЗАО ГНПФ, 1 корпоративный и 12 открытых негосударственных накопительных пенсионных фондов
2 этап 2002-2005

Формируется основная клиентская база, процесс массового притока клиентов идет на убыль, вновь образовавшиеся фонды (мелкие) работают на равных условиях с остальными функционирующими НПФ. Активизирована работа по привлечению вкладчиков, уже обслуживающихся в каком-либо пенсионном фонде, имеющих определенные размеры накопленных средств, что значительно снижает затраты на обслуживание вкладчиков.

На данном этапе функционирует 16 НПФ, в том числе ЗАО ГНПФ, 2 корпоративных («Казахмыс» и «Филипп Моррис Казахстан»). Вновь образовались накопительные фонды - АО НПФ «Грантум», АО НПФ «Капитал». Сформировалась группа системообразующих пенсионных фондов - НПФ «ГНПФ», НПФ «Народного Банка Казахстана» и НПФ «УларУмит».

3 этап с 2006-2009

Наблюдается процесс реструктуризации пенсионного рынка путем слияния слабых пенсионных фондов более конкурентоспособными. Внедрена автоматическая система перевода накоплений из одного фонда в другой, осуществился «автоперевод» через Государственный Центр по Выплате Пенсий. Между тем, на рынке пенсионных услуг нерешенными остаются два взаимосвязанных вопроса - повышение эффективности управления пенсионными активами и сохранность накоплений вкладчиков пенсионных фондов.

14 НПФ, в т.ч. корпоративный фонд «Казахмыс». Объединению подлежали НПФ БТА с НПФ Казахстан, Валют-Транзит фонд с пенсионным фондом Кунаева.

4 этап С 2009-2012

Проблема дефицита ликвидных финансовых инструментов на рынке. Переход на мультипортфели, позволяющий вкладчикам, если у них есть желание, выбирать тип инвестиционной стратегии накопительного пенсионного фонда.

11 НПФ - открытые, НПФ «Казахмыс» переименован в «Индустриальный Казахстан», произошло слияние АО НПФ «Аманат» с АО НПФ «Евразийский» Ликвидации подлежит АО НПФ «Коргау»

         

 

Как видно из таблицы, первый этап формирования и становления рынка пенсионных услуг, характеризовался открытием негосударственных накопительных фондов, выдачей им лицензий на право осуществление деятельности. Второй этап - активизацией работы по привлечению вкладчиков, расширением масштабов деятельности пенсионного фонда. Третьему этапу характерна диверсификация деятельности, которая заключается в наделении фондов правом управления пенсионными активами, применение последних технологических разработок в программном и аппаратном обеспечении и другие. Четвертому этапу свойственно перевод НПС на качественно новый уровень, когда вкладчик, основываясь на свои личные предпочтения, может сам выбирать свой.

 




2020-03-19 173 Обсуждений (0)
Основные этапы развития пенсионного обеспечения в Республике Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные этапы развития пенсионного обеспечения в Республике Казахстан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)