Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Институциональная реформа пенсионной системы Казахстана



2020-03-19 206 Обсуждений (0)
Институциональная реформа пенсионной системы Казахстана 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель новых преобразований в пенсионной системе - повысить эффективность и прозрачность системы в целом, обеспечить социальную справедливость, то есть соответствие пенсионных выплат ранее получаемым доходам и растущему уровню жизни. В основном, перемены коснутся только экономически активной части населения, для которых наступление пенсионного возраста является вопросом перспективы.

Вносимые изменения предполагают, создание на базе существующего АО «НПФ «ГНПФ» единого государственного накопительного пенсионного фонда, при котором будет функционировать филиальная сеть. ЕНПФ позволит обеспечить единый учет вкладчиков, прозрачную стратегию инвестирования пенсионных накоплений, снизить административные расходы на функционирование накопительной пенсионной системы. Учредителем и акционером единого накопительного пенсионного фонда будет Правительство Республики Казахстан.

При этом создание ЕНПФ не является реформированием системы пенсионного обеспечения, а носит характер институциональных преобразований. Основные принципы пенсионного обеспечения в Казахстане будут сохранены. То есть, сохранится многоуровневая система: солидарный компонент, обязательная накопительная часть и добровольные накопления. Будут сохранены и основные параметры накопительной пенсионной системы: персонификация счетов, собственность накоплений и их наследование, а также государственная гарантия сохранности пенсионных взносов.

 

Таблица 3. Вкладчики (получатели) накопительных пенсионных фондов РК по состоянию на 1 января 2013 года

Количество вкладчиков НПФ

01.01.2012 год

1.01.2013 год

 

  Всего по умеренному инвестиционному портфелю по консервативному инвестиционному портфелю
по обязательным пенсионным взносам количество счетов вкладчиков (шт.) 8 137 395 8 422 512 8 169 367 253 145
  пенсионные накопления, млрд. тенге 2 645,60 3 177,60 3 138,40 39,2
по добровольным пенсионным взносам количество счетов вкладчиков (шт.) 38 318 37 793 37 793 0
  пенсионные накопления, млрд. тенге 1,2 1,3 1,3 0
по добровольным профессиональным пенсионным взносам количество счетов вкладчиков (шт.) 4 102 4 225 4 225 0
  пенсионные накопления, млрд. тенге 0,1 0,1 0,1 0

 

Рост основных количественных показателей на рынке НПФ в 2012 году выглядел незначительным. Пенсионные накопления вкладчиков, увеличившись за 2012 год на 531,8 млрд. тенге (20,1%), на первое января 2013 года составили 3 183,2 млрд. тенге. При объединении все накопления граждан будут сохранены на индивидуальных счетах и в полном объеме. Каждый индивидуальный счет будет переведен в ЕНПФ после сверки с НПФ и ГЦВП. Система государственных гарантий по сохранности пенсионных накоплений будет распространяться и на накопления в ЕНПФ, т.е. будет выплачиваться компенсация, если пенсионные накопления на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты будут меньше, чем размер фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции. Наибольшую сумму пенсионных накоплений имели 4 фонда: «Народного Банка Казахстана» - 1060,3 млрд. тенге (33,3%), «ГНПФ» -624,6 млрд. тенге (19,6%), «Ұлар Үміт» - 401,0 млрд. тенге (12,6%) и «Грантум» - 304,4 млрд. тенге (9,6%) от общего объема пенсионных накоплений всех фондов или в совокупности, на эти 4 фонда приходилось 75,1% всех пенсионных накоплений. (Рисунок 1)

 


Рисунок 1. Доля лидеров и остальных НПФ по пенсионным активам на 01.01.2013 год

 

Осуществлять инвестиционное управление пенсионными активами Единого Накопительного Пенсионного фонда будет Национальный Банк, поскольку он уже имеет положительный опыт работы по управлению активами Национального фонда со средней доходностью 4,56% в долларах США за 12 лет. Взаимоотношения между Национальным Банком и ЕНПФ будут осуществляться на основании соответствующего договора о доверительном управлении.

Касательно Нового Законопроекта который предусматривает создание Совета по управлению пенсионными активами ЕНПФ из числа представителей Правительства, Национального Банка, участников финансового рынка и независимых экспертов. Он будет рассматривать, и готовить предложения по повышению эффективности управления пенсионными активами ЕНПФ, давать рекомендации по перечню инструментов, разрешенных для размещения пенсионных активов.

Предусмотрено, что Национальный Банк может выбирать внешних управляющих пенсионными активами ЕНПФ, либо передать часть активов в управление управляющих инвестиционным портфелем, функционирующих на территории РК. Делаться это будет аналогично существующей практике управления активами Национального фонда и ЗВР, но контроль со стороны Национального Банка будет сохранен по всем пенсионным активам.

В целях обеспечения сохранности пенсионных накоплений вкладчиков в накопительных пенсионных фондах до момента перевода в Единый накопительный пенсионный фонд Национальным Банком приняты меры по ограничению перечня финансовых инструментов, разрешенных НПФ к приобретению за счет пенсионных активов. Также установлено требование по совершению сделок за счет пенсионных активов на фондовой бирже методом открытых торгов, в рамках рыночных котировок, что исключает любую возможность манипулирования пенсионными активами до их перевода в ЕНПФ.

После передачи пенсионных накоплений в ЕНПФ частные пенсионные фонды, имея собственные активы, смогут при желании продолжить свою деятельность в качестве управляющих инвестиционным портфелем или добровольного накопительного пенсионного фонда.

Соответственно, Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций НБРК (далее - Комитет) будет осуществлять надзорные и контрольные функции за деятельностью управляющих инвестиционным портфелем и доброльного накопительного пенсионного фонда. Кроме того, предусматривается, что Комитет будет осуществлять надзор и контроль за финансовым состоянием ЕНПФ, а также устанавливать требования по наличию системы управления рисками ЕНПФ.

Пенсионные активы будут храниться на счетах в Национальном Банке, который будет вести учет всех операций по аккумулированию пенсионных активов, их размещению и по получению инвестиционного дохода. Банком-кастодианом будет также Национальный Банк.

Таким образом, ЕНПФ станет правопреемником по всем существующим договорам о пенсионном обеспечении и аккумулирует все пенсионные активы, которые ранее были распределены между несколькими накопительными пенсионными фондами. При этом в полном объеме гарантируется сохранность права собственности вкладчиков на свои пенсионные накопления.

В создании ЕНПФ можно рассмотреть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительными моментами будет являться:

Во-первых, это снижение операционных рисков, связанных с учетом и хранением пенсионных активов, административных расходов. Соответственно, уровень комиссионных вознаграждений в едином фонде будет вдвое ниже действующих комиссионных вознаграждений.

Во-вторых, устранение риска совершения сделок с аффилированными лицами, имевших место в некоторых фондах в докризисный период, по которым были понесены убытки. Также и в административном плане система будет проще и дешевле.

В-третьих, что немаловажно при создании ЕНПФ прекратится злокачественная миграция вкладчиков из одного фонда в другой, что способствовало снижению общей эффективности системы.

Но с другой стороны, была ситуация когда разные фонды использовали разные методы оценки, и в результате получалось, что кто-то занижал доходность и при этом пытался на эту завышенную доходность привлечь вкладчиков, теперь же будет единая система оценки.

Тем не менее, в среднесрочной перспективе все плюсы могут перевестись в минусы. В долгосрочной перспективе все будет зависеть от эффективности работы это объединенного фонда. Основными минусами объединения является снижение доходности пенсионной системы, так как сама процедура объединения потребует значительных затрат, так как государству фактические придется выкупать все частные фонды, стоимость который колеблется от 2 до 4 миллиардов долларов, кроме того считаем, что в частных пенсионных фондах работают более квалифицированные управленцы, нежели государственные, также пенсионный фонд имеет свою программу развития и технологические особенности, что усложняет процесс слияния. Еще одной немаловажной проблемой будет заключение новых договоров вкладчиков с единым пенсионным фондом, далеко не каждый гражданин согласиться отдать свои накопления в руки государственным управленцам.

Однако создание единого пенсионного фонда не может и не должно решать всех проблем действующей системы пенсионного обеспечения. Законопроект также предусматривает такие важные меры как развитие системы обязательных профессиональных взносов и выравнивание возраста выхода на пенсию для женщин.

 


Заключение

 

В ходе проведенного исследования нами были сделаны выводы и разработаны рекомендации:

.   Несмотря на постепенное устранение наиболее существенных недостатков в процессе развития накопительной пенсионной системы до настоящего момента не разработаны эффективные методы управления накопительными пенсионными фондами. Это выражается в отсутствии стратегического плана развития накопительной пенсионной системы, в постоянном изменении количества регулирующих органов и их компетенции, в отсутствии законодательно установленных пенсионных схем для осуществления пенсионных выплат. Таким образом, имеются объективные потенциальные возможности для совершенствования управления пенсионными накопительными фондами в Республике Казахстан.

.   Проводимая в Казахстане пенсионная реформа столкнулась с рядом трудностей, вызванных нестабильным экономическим положением вследствие мирового финансового кризиса, неотлаженностью законодательства, демографическими проблемами. Для успешного реформирования пенсионной системы необходимо разработать и создать стабильную экономическую и регулятивную среду в стране, организационное объединение наличного интеллектуального потенциала для работы над проектами нормативно-правовых актов по вопросам совершенствования накопительной пенсионной системы, поддерживать макроэкономические показатели (экономический рост, инфляцию), обеспечить стабильность валюты, низкий уровень безработицы и т.д.

.   Изучение специфики деятельности накопительных пенсионных фондов позволило выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на их устойчивость. Группу внешних факторов составили экономические, политические, демографические факторы, которые независимо от деятельности фонда могут повлиять на его финансовую устойчивость. Внутренние факторы напрямую зависят от деятельности фонда, менеджмента, политики его управления, уровня капитализации и стратегии развития.

 


Список литературы

пенсионный фонд накопительный реформа

1.  Под ред. А.Г. Бокщанина, В.И. Кузищина. М. История Древнего Рима - Изд. «Высшая школа», 1971. - 495 с.

2. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ.: М. - Изд-во МГУ, 1994. - 736 с.

3. Энциклопедический словарь: (Всеобщая история) / Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 448 с.

4. К Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, том 44, М., 1962. - 519 с.

5. Дж.М. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег». Пер. с англ. изд. М. - ЮНИТИ, 2002. - 352 с.

6. Теории потребительского поведения / www.repeople.ru

7. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. / Под ред. д.э.н. проф. А.С. Булатова - М.: Юристъ, 2001. - 896 с.

8. Послание Президента Республики Казахстан «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» от 1 марта 2006 г.

9. Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 года №136-I с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.02.2012 г. //www.zakon.kz, 2012

10. История и предпосылки развития накопительной пенсионной системы Республики Казахстан // Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. - Караганды, 2010. - №1 (16). - с. 69-72, 0,3 п.л.

11. Jose Pinera. Empowering workers: the privatization of social security in Chile / www.icpr.com

12. Сиваков Д. Пенсионная система Великобритании / www.panorama.ru

13. www.notariusy.ru/publisher/c21.htm /Центр Московского Права.

14. Полева И.А. Основные этапы развития пенсионного обеспечения в Республике Казахстан // www . rusnauka.com

15. Обучающая книга «Беззаботная старость» /www.fingramota.kz/pensia/book/read-141/.

16. Официальный веб-сайт Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций НБ РК/www . afn . kz

17. Муканова А.Н Финансовые рынки и корпоративное развитие. Под общей редакцией Косолапова Г.В. - Алматы, МАБ, 2011-185 с.

18. Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период от 1 февраля 2010 года



2020-03-19 206 Обсуждений (0)
Институциональная реформа пенсионной системы Казахстана 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Институциональная реформа пенсионной системы Казахстана

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)