Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО АКТА



2020-03-19 177 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО АКТА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В систему муниципальных правовых актов входят:

). устав муниципального образования;

). правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

). правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Правовой акт - это документ, содержащий подзаконное официальное решение, принятое органом власти или должностным лицом в одностороннем властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер (ст. 2).

Т.о. муниципальный правовой акт - официальный письменный документ, принятый непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления или его должностным лицом в пределах своей компетенции и устанавливающий общеобязательные правила по предметам ведения местного самоуправления в соответствии с законодательством.

В Законе правовые акты классифицированы по юридической силе. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), - акты высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Они имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (п. 2 ст. 43).

Эта формулировка частично заимствована из ст. 15 Конституции РФ, и это не случайно, поскольку устав - своего рода конституция муниципального образования. Устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Законом предусмотрена система муниципальных правовых актов: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (п. 1 ст. 43).

Кроме того, по только представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (п. 3 ст. 43).

Полномочия главы местной администрации устанавливаются не только федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, но и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В Законе предусмотрены виды правовых актов, принимаемых органами и должностными лицами муниципального образования: представительный орган муниципального образования принимает решения; председатель представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования, глава местной администрации издают постановления и распоряжения, а иные должностные лица местного самоуправления - распоряжения и приказы.

Вместе с тем Закон допускает определение видов правовых актов в уставе муниципального образования (подп. 6 п. 1 ст. 44). Представляется, что вполне допустимо применение двойного наименования правового акта. Первая часть наименования состоит из наименования в соответствии с новым Законом, а вторая часть определяется уставом муниципального образования в соответствии с национальными и иными традициями.

Муниципальный правовой акт обладает следующими признаками:

· в большинстве случаев он принимается по вопросам местного значения. Как исключение, он может быть принят по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, которые переданы органам местного самоуправления федеральными органами или органами субъектов Российской Федерации. Такое делегирование полномочий осуществляется на основе федерального закона или закона субъекта Российской Федерации;

·   муниципальный правовой акт принимается непосредственно населением муниципального образования на местном референдуме или сходе, или органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления;

·   документальное оформление, т.е. такой акт должен быть принят в письменным виде с соблюдением всех необходимых реквизитов. В нем должно содержаться название муниципального образования, наименование правового акта и подпись главы муниципального образования;

·   муниципальный правовой акт обязателен для исполнения на территории муниципального образования для всех его граждан или тех лиц, которым он адресован;

·   муниципальный правовой акт устанавливает либо изменяет общеобязательные правила или имеет индивидуальный характер. В первом случае это нормативный акт, во втором - акт применения права.

Представительный орган принимает муниципальные правовые акты по вопросам:

· отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, т.е. вопросы местного значения, касающиеся непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования;

·   отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования;

·   организации деятельности представительного органа муниципального образования, т.е. принимают регламент представительного органа и иные акты, касающиеся его работы.

Принимаемые представительным органом местного самоуправления решения устанавливают правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Вопросы, регулируемые в актах главы муниципального образования, зависят от его правового статуса. Глава муниципального образования может быть председателем представительного органа муниципального образования или главой местной администрации. В первом случае он принимает правовые акты по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Во втором случае он принимает акты по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Таким образом, при сравнении полномочий главы муниципального образования, который является председателем представительного органа муниципального образования, и полномочий главы муниципального образования, который является главой местной администрации, можно сделать вывод о более широкой компетенции главы местной администрации.

Правовой статус правовых актов, принимаемых главой муниципального образования, зависит от количества ситуаций, подвергающихся правовому воздействию. В случае если правовой акт рассчитан на применение неограниченное количество раз, то он является нормативным правовым актом, - это постановление. Если правовой акт рассчитан на применение в одном единственном случае, то это индивидуальный правовой акт - распоряжение.

Основными формами осуществления местного самоуправления путем прямого волеизъявления граждан являются местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и др. Комментируемая статья посвящена прямому волеизъявлению населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).

Местный референдум проводится по решению представительного органа местного самоуправления по его инициативе или по требованию населения, проживающего на территории данного муниципального образования, и в соответствии с уставом этого образования. Решение, принятое таким образом, не нуждается в чьем-либо подтверждении или утверждении и обладает более высокой юридической силой, нежели акты органов местного самоуправления. Формально референдум может проводиться по любому вопросу местного значения, но практически используется лишь для решения наиболее важных. В двух случаях он проводится обязательно: при изменении границ территории муниципального образования и при определении структуры органов местного самоуправления. Местный референдум используется и при решении вопросов муниципальной собственности и т.д.

В соответствии со статьей 46 «Подготовка муниципальных правовых актов» проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

В соответствии с Уставом муниципального образования для решения местных вопросов население имеет право вносить проекты правовых актов, которые органы местного самоуправления обязаны рассмотреть на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения обнародовать. Такой процесс называется народной инициативой.

За гражданами обеспечивается право на индивидуальное и коллективное обращение в органы местного самоуправления и к соответствующим должностным лицам, которые обязаны в месячный срок дать ответ по существу таких обращений. На федеральном уровне у населения отсутствует право законодательной инициативы. Это вполне логично, т.к. в силу исключительной сложности современных общественных проблем населению чрезвычайно трудно составить законопроект, который мог бы способствовать решению какой-либо существенной социальной проблемы. Слишком много факторов и данных нужно при этом принять во внимание, что часто бывает возможным лишь для должным образом оснащенных правительственных структур. Однако на местном уровне, где нет необходимости в детальном соблюдении норм правотворческой техники, внесение муниципальных правовых актов в местные органы даже приветствуется. К тому же, кому как не населению знать проблемы той территории, на которой они проживают.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься в представительный орган муниципального образования, главе муниципального образования, главе местной администрации, в местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Подготовка муниципальных правовых актов включает в себя также и разработку данных актов в соответствии с требованиями правотворческой техники.

Порядок вступления в силу и опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования. Он должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов должен быть закреплен в уставе муниципального образования. Могут быть предусмотрены следующие случаи:

муниципальные правовые акты вступают в силу по истечении определенного срока после официального опубликования;

порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе. Называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования";

порядок вступления в силу муниципального правового акта может определяться отдельным документом - законом о введении его в действие.

Вступление в силу нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ нормативные акты, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Опубликование муниципального правового акта - это напечатание его текста в установленном официальном периодическом или продолжаемом издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст акта. Дата опубликования имеет важное значение для действия акта: от нее ведется отсчет срока, установленного для вступления закона в силу (введения в действие). В демократических странах правовой акт не может вступить в силу раньше, чем он опубликован и граждане и другие лица получили возможность ознакомиться с его содержанием.

Это значит, что нельзя вводить правовой акт в действие с момента его подписания. С момента опубликования вступают в силу лишь такие правовые акты, которые обращены к государственным органам и не затрагивают прав, свобод, обязанностей, ответственности, интересов человека и гражданина. В тексте самого акта может быть установлен и более длительный срок. Это необходимо для того, чтобы и правоприменители, и правопользователи могли изучить новый закон и приспособить свою деятельность и свое поведение к его требованиям.



2020-03-19 177 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО АКТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО АКТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)