Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Возникновение принципа разделения властей. Отцы - основатели



2020-03-19 266 Обсуждений (0)
Глава 1. Возникновение принципа разделения властей. Отцы - основатели 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Возникновение принципа разделения властей. Отцы - основатели

Глава 2. Принцип разделения властей в истории правовой мысли России

Глава 3. Средства массовой информации - четвертая ветвь власти

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

 

Тема "Принцип разделения властей. Историко-Правовой анализ" является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой мысли, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С фундаментальной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80-90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели - создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права. К настоящему моменту мы уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Степень научной разработанности темы. Вопросы формирования и развития принципа разделения властей, его историко-правовые корни, рассматривали многие современные ученые - М.В. Баглай, В.Е. Чиркин, А.И. Лепешкин, Г.В. Атаманчук, С.А. Авакьян, Н.В. Витрук, Е.И. Козлова, А.Б. Венгеров, В.В. Лазарева, В.Н. Хропанюк, Г. Н Маков, С.А. Комаров и другие исследователи.

Анализ литературы по теме принцип разделения властей показывает, что в целом накоплен богатый теоретический и фактический материал по проблеме историко-правовых корней принципа разделения властей, принципа разделения властей в российской федерации и других странах. Исследователями рассмотрены отдельные аспекты темы, которые дают в совокупности представления о законодательной, исполнительной и судебной власти, а так же в целом о принципе разделения властей.

Отдельные вопросы проблемы средств массовой информации, как "четвертой ветви власти" рассматривались профессором А.Б. Венгеров, Французским мыслителем Режи Дебре, отечественным исследователем В.Л. Энтин, а так же В.Д. Поповым, А.Г. Дугиным, О. Тоффлером и другими. Однако и они специально и комплексно данную тему не исследовали.

Таким образом, анализ научной литературы показывает, что сделаны только первые шаги, в исследовании данной темы, но общество развивается, а вместе с ним и государство, следовательно необходимо более полно осветить данную тему.

Исходя из этого, в изучении принципа разделения властей можно выделить следующий круг вопросов:

Каковы исторические корни принципа разделения властей?

Как осуществляется данный принцип на практике в различных государствах мира, в России?

Как принцип разделения властей представлен в теоретических трудах мыслителей прошлого как зарубежных, так и российских?

Каково содержание принципа разделения властей?

Имеют ли СМИ право называться "четвертой ветви власти"?

Для выяснения ответов на эти вопросы использовались нормативные акты, научно-учебные пособия: М.Н. Марченко "Теория государства и права”, В.Н. Хропанюка "Теория государства и права”, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе "Конституционное право Российской Федерации”, З.М. Черниловского "Всеобщая история государства и права”; научные работы: И.А. Исаева, М.Н. Золотухиной "История политических и правовых учений России”, М. Валуева "Исторические типы философии”; энциклопедические издания, а также материалы периодических изданий.

В целом данные источники отражают современные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей. Так, например, в работах И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, М. Валуева показаны различные взгляды на роль и значение принципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. В научно-учебных пособиях З.М. Черниловского, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен анализ его практического осуществления в различных государствах мира, в том числе и Российской Федерации. Нормативные акты, в частности Конституция Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей в современной России.

Целью представленной дипломной работы является проведение анализа развития идеи разделения властей от зарождения до современности. А так же понять какую роль в современном мире играют средства массовой информации.

Предметом исследования является теория принципа разделения властей, раскрывание особенности каждой ветви власти, выявление уровня значимости средств массовой информации, как средства массовой информации воздействуют на подсознание людей.

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.

Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно важно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси и мира в целом, как он реализуется и почему его сохранение и реализация - одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.

принцип разделение власть четвертая

Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ.

Нормативно-правовую основу настоящей работы составили международно-правовые нормы и общепризнанные принципы, конституционно-правовые нормы, законодательсто Росси разных временных промежутков.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена актуальностью данной проблемы, объектом, предметом, целью и задачами настоящего исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключительной части и библиографического списка.

 


Глава 1. Возникновение принципа разделения властей. Отцы - основатели

 

В истории политических учений разработано множество идей о разделении властей. Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной власти сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков, в зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов.

Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

"Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. " Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом - экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)".

Таким образом, понятие "разделение власти" достаточно широкое и не отделимо от понятия "власти" и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность.

Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира.

Сама идея разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов.

Платон (427-347 гг. до н. э).

Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Правильное понимание политико-философского наследия Платона зачастую понимается сложно. Основным предметом его изучения является государство и государственная власть.

Многие исследователи политического творчества Платона обращали внимание на уподобление им государства человеческой душе. Трем началам человеческой души - разумному, волевому яростному и чувственному (вожделеющему), - равно как и трем добродетелям - мудрости, мужеству и воздержанности, - аналогичны в государстве три функциональных начала - совещательное, защитное и деловое. Гармоничное сочетание этих начал и есть справедливость. Именно эти начала Платон положил в основу сословного деления общества (государства) на правителей (философов и воинов) и простых производителей материальных благ (земледельцев, ремесленников и т.п.). Платон конструирует некое идеальное государство как продукт разума. Это государство основано на принципе справедливости, которая есть высшая добродетель. Применительно к государству справедливость состоит в том, что бы представители данного сословия занимались своим делом, к которому они имеют склонность от природы, и не вмешивались в сферу компетенции других сословий. "…Заниматься каждому своим делом это, пожалуй, и будет справедливостью".

Уподобление государства отдельному человеку приводило Платона к абсолютизации государственного единства, аналогичного с единством человеческого организма. Подобно тому, как в человеческом организме различные его органы не могут действовать сами по себе, так и между всеми частями государства не может быть расхождения ни по одному вопросу. Не лишена известных оснований позиция К. Поппера, который считал, быть может, излишне модернизируя Платона, его учение о государстве проектом построения тоталитарного общества.

Платоновское представление о "справедливом" государстве со всей остротой поднимает вопрос о взаимоотношениях правителя (правителей) и поданных в таком государстве. Ведь в соответствии с принципом справедливости (каждый должен заниматься своим делом) правящее сословие в государстве Платона представляет собой замкнутую касту, обладающую монополией на власть, тогда как представители сословия простолюдинов отстранены от участия в управлении государством как некомпетентные. Их дело - производить материальные блага, чтобы обеспечивать ими себя и высшее сословие. "…Внутри миросозерцания Платона, - отмечает К.А. Кузнецов, - намечается линия развития, которая, преодолевая греческое "государство-общество", приводит нас к "государству-обществу" эпохи греко-римской, вообще эпохи монархического абсолютизма". На мой взгляд, в идеях Платона о государстве, дает о себе знать и влияние древневосточной традиции (пирамидальная структура общества, полное и беспрекословное подчинение народа правителю, иерархия замкнутых сословий, где статус человека определяется его происхождением).

Впрочем, в проектируемом государстве Платон не допускает произвола правителей по отношению к поданным, т.к. взаимные распри подрывают единство государства и поэтому являются прерогативой неправильных, испорченных государств.



2020-03-19 266 Обсуждений (0)
Глава 1. Возникновение принципа разделения властей. Отцы - основатели 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Возникновение принципа разделения властей. Отцы - основатели

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)