Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аристотель (384-322 гг. до н.э.)



2020-03-19 249 Обсуждений (0)
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Данного мыслителя обычно называют родоначальником т. н. "патриархальной" теории происхождения государства, поскольку государство в его трактовке "не есть искусственное изобретение людей", а возникает путем естественного объединения более мелких человеческих сообществ: отдельные люди сначала объединяются в семьи (отсюда и название самой теории), семьи - в селения, а уж селения затем складываются в государства.

Аристотель выступает против платоновской абсолютизации государственного единства. Он доказывает, что чрезмерное единство, в конечном счете, ведет не к укреплению государства, а к его распаду. Тем самым Аристотель отходит от уподобления государства отдельному человеку. "Организм живого существа не мог быть прообразом, какой бы то ни было государственной формы вследствие объединения людей, стремящихся к высшему единству, к цели, людей не перестающих, однако, в этом стремлении оставаться различными и по физической организации, и по имуществу, и главным образом, по способности к теоретической деятельности. Именно различие людей придает государству ту полноту, без которой невозможно достижение прекрасного и совершенного". Это приводит Аристотеля к несколько иному, отличному от платоновского, пониманию социальной структуры государства. Хотя Аристотель и отрицательно относился к насильственной смене государственных форм в результате переворотов, однако, в отличие от Платона, вовсе не отвергал идею прогресса и не считал всякое изменение в государстве абсолютным злом, ведущим к его порче и гибели. Напротив, он поддерживал идею почтенного эволюционного совершенствования государственного строя: "Старинные учреждения".

В работе В.Н. Сафонова можно встретить высказывание, будто бы именно Аристотель в числе первых выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Однако В.С. Нерсесян, на мой взгляд, вполне справедливо отказывает Аристотелю, впрочем, как и Платону, в разработке теории разделения властей. Дело в том, что при анализе различных государственных форм, Аристотель (как и Платон) еще переносил всю полноту власти на правителей. Платон многим сходится с Аристотелем, тем, что был готов пожертвовать эффективностью управления ради некоего этического идеала (у Аристотеля им выступает справедливость, требующая, чтобы в управлении участвовали все горожане - и достойные, и не достойные).

Аристотель отмечал существование в государстве законодательного органа - магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа который способствовал укреплению государственного аппарата. Все три ветви, получили доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделённой и между сословиями и классами. Доступ этот был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и представительные) структуры.

Джон Локк (1632-1704).

Британский педагог и философ. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения.

Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь одно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а так же право применять силу общества для исполнения этих законов и зашиты государства от нападения из вне. Государство есть тот социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной власти. Джон Локк именно в указанных "естественных" свойствах индивида усматривал первоначальное право и источник как "законодательной и исполнительной власти, а равно и самих правительств и обществ". Здесь перед нами яркое проявление того индивидуализма, который пронизывает содержание практически всех либеральных политико-юридических доктрин. Государство получает от образовавших его людей столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, что бы все могли обеспечить, сохранять и реализовать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу "и владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т.д.". Все перечисленное называл Джон Локк - собственностью.

Поддержание режима свободы, реализации "главной великой цели" политического сообщества непременно требует, по Джону Локку, четко публично-властные правомочия государства, что бы они были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочия принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации - парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать так же сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть). Джон Локк, однако, привнес в политическую теорию нечто гораздо больше, чем просто мысль о необходимости "уравновесить власть правительства (в данном контексте "правительство" есть синоним "государство".), вложив отдельные ее части в разные руки".

Имея ввиду не допускать, кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия "отдельных ее частей". Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной!) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) добровольно активное влияние.

По существу, нормальная "структура правления" рисовалась воображению Дж. Локка как комплекс официальных нормативно закрепляемых сдержек и противовесов. Эти представления о дифференциации, принципах распределения, связи и взаимодействии отдельных частей (слагаемых) единой государственной власти легли в основу рождавшейся в 17в. Доктрины буржуазного конституционализма. В особенности они были подхвачены и развиты Ш. Монтескье Столетие спустя после опубликования "Двух трактатов о государственном правлении" Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789г. Национальным собранием Франции, провозгласит: "Общество, в котором не обеспеченно пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции" (ст.16).

Непосредственный социально-классовый смысл представлений Дж. Локка о разделение властей ясен. Они идеологически оправдали тот компромисс между победившей английской буржуазией и лишившейся монополии власти феодальной аристократией, который сложился в итоге "славной революции"1688 г. В результате этого компромисса в парламенте возобладали пробуржуазные группировки (партия вигов), а в аппарате администрации осели по преимуществу сторонники знатного земельного дворянства (партия тори). Но концепция разделения властей заключала в себе и теоретико-познавательный смысл. В ней имелся момент осознания возникшей объективной потребности в разграничение деятельности публичного властвования, в технико-организационном и институциональном разделении усложняющегося труда по управлению государством

Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Дж. Локка. Правда, он не отдавал какого-то особого предпочтения ни одной из уже известных или могущих возникнуть форм правления; им лишь категорически отвергалось абсолютистское-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 г. Для Джона Локка важнее всего было, что бы она имела надлежащую "структуру правления", охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех.

Дж. Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм, которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в тиранию - политический строй, где имеет место "осуществление власти помимо права". Когда органы власти (законодательной, исполнительной - все равно) начинают действовать, игнорируя, право и общее согласие, обходя, надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов на стремление таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Дж. Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям.

Согласно Дж. Локку, главная угроза свободе состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточении в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению. ''Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и правительства", - констатирует Дж. Локк. Отсюда и следует главный вывод, составивший сердцевину концепции разделения властей: власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены.

Дж. Локк не выступал против власти вообще. Он считал ее необходимым условием сохранения общества и порядка и был сторонником монархии. Но эта последняя должна была ограничиться лишь осуществлением исполнительной власти. Разделяя власти на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), он подчинял эти власти

законодательным органам, поскольку "тот выше, кто может предписывать законы". В условиях ограниченной монархии на первое место выдвигается законодательная власть. Дж. Локк, не выделял отдельно судебную власть, считая ее составным элементом исполнительной власти - именно судебная власть и образует "первую ветвь власти".

Шарль Монтескье (1689-1755).

Один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист, писатель, философ, политический мыслитель.

Он вслед за Дж. Локком утверждал необходимость разделения властей. Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью.

Ш. Монтескье придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. В его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день.

По своей природе, по задачам и функциям деятельность государства неоднородна. Она делится на законодательную, исполнительную и судебную.

В работе " О духе законов" Монтескье писал: " Когда законодательные исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот самый монарх или тиран сможет ввести тиранические законы. Опять же свободы не может быть, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свободы субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, то судья может поступать со всей жестокостью угнетателя".

Этот принцип стал фундаментальным во Французской Декларации прав человека, принятой в 1879 году. В ней говорится: " любое общество, в котором гарантии прав не защищены или разделение властей не определено, не имеет конституции вообще".

Так, Монтескье утверждал, что сосредоточение власти в одних руках ведет к "ужасному деспотизму" и предлагал разделить государственную власть на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (король и министры) и судебную (независимые суды). Необходимо различать разделение властей как действительность, т.е. как реальное положение, и как идеал, т.е. который представлял себе Ш. Монтескье. Ж.-Ж. Руссо с позиции "неотчуждаемого, единого и неделимого народного суверенитета" критиковал идею Ш. Монтескье о разделении властей и одним из первых выдвинул предложение о разделении государственных функций, а не власти. Якобинская диктатура, считавшаяся пиком первой французской буржуазной революции, исходила из того, что равновесие властей является "химерой". Якобинский Конвент соединял как законодательные, так и исполнительные полномочия, а в якобинской Конституции 1793 г. принцип разделения властей отрицался. Однако победившая буржуазия в Конституции Франции 1795 г. определила разделение властей как "первое условие свободного правления", "вечный закон", без которого "общественный порядок не может быть характеризован".

Что бы пресечь возможность тирании, подчеркивает Монтескье, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Казалось бы, - пишет он, - эти три власти должны прийти в состояние покоя и бездействия. Но так как необходимое течение вещей заставит их действовать, то они будут вынуждены действовать согласованно. Причем ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Монтескье, законодательная власть. Разделение и взаимное сдерживание властей является, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы ее отношения к государственному устройству. Если, - утверждает он, - власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранистические законы для того, чтобы так же тиранистически применять их. Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленных из сановников, из дворян или простых людей, были соединены три власти: власть создавать законы, власть производить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц. Монтескье при этом подчеркивает, что политическая свобода состоит не в том, чтоб делать то, что хочется. "В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, что бы иметь возможность делать то, чего недолжно хотеть…Свобода есть право делать все, что дозволено законами".

Политическая свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению. Свобода, однако, по Монтескье, торжествует там, где уголовные законы налагают кары в соответствии со специфической природой самих преступлений: наказание здесь зависит не от произвола и каприза законодателя, а от существа дела. Такое наказание перестает быть насилием человека над человеком. Причем законы обязано карать одни только внешние действия.

Для обеспечения свободы необходимы и определенные судебные формальности (процессуальные правила и формы) - правда, в такой степени, что бы они содействовали целям и реализации закона.

Он формулирует, в частности, следующие правила составления законов, которыми должен руководствоваться законодатель. Слог законов должен быть сжатым и простым. Слова закона должны быть однозначными, вызывая у всех людей одни и те же понятия. Законы не должны вдаваться в тонкости, поскольку они предназначены для людей посредственных и содержат в себе не искусство логики, а здравые понятия отца семейства; Когда закон не нуждается в исключениях, ограничениях и видоизменениях, то лучше обходится без них.

Учение Монтескье о духе законов и разделении властей оказало существенное воздействие на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.




2020-03-19 249 Обсуждений (0)
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)