Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовая база государственного регулирования экономики в Российской Федерации



2020-03-19 256 Обсуждений (0)
Правовая база государственного регулирования экономики в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На государстве лежит ответственность за создание общепринятых законов и правил, регулирующих экономическую систему. В числе этих законов и правил можно назвать:

- правовое установление общего порядка государственного регулирования экономических процессов;

- защита права частной собственности и формирование конкурентной среды;

- законодательное установление процедур и правил регулирования деятельности государственного сектора.

Правовое установление общего порядка государственного регулирования экономических процессов в первую очередь включает установление целей, задач и средств государственного регулирования экономики.

Цели государственного регулирования экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны. Для сохранения преемственности руководящих органов государственной власти цели экономического и социального развития страны должны быть определены законодательно.

Главными целями социально-экономического развития являются:

· повышение благосостояния населения страны,  

· решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости,

· соблюдение социальной справедливости, включая помощь бедным и социально обездоленным,

· создание и поддержание механизма полной конкуренции, включая повышение открытости рынков, сохранение свободы заключения договоров.

Эти цели реализуются путем постановки и достижения конкретных целевых установок типа:

· создание условий для сбалансированного роста и повышения производительности труда,

· содействие научно-техническому прогрессу,

· поддержание разумно-стабильных цен,

· достижение положительного торгового баланса.

Для эффективного регулирования экономических отношений в стране государство использует прямые и непрямые (косвенные) меры воздействия. К прямым мерам государственного воздействия на экономику относятся: финансовый контроль, ценообразование и производственные задания предприятиям государственного сектора, государственные инвестиции в экономику, государственные закупки товаров и услуг, трансферты из федерального бюджета в нижестоящие бюджеты. К непрямым (косвенным) мерам государственного регулирования экономики относятся: налоговая политика, кредитно-денежная политика, таможенные пошлины международные кредиты, квоты на ввоз и вывоз продукции, управление государственным долгом, кредитование банков и пр.

Любое неэффективное, несвоевременное и нецеленаправленное вмешательство государства в экономическую деятельность нецелесообразно, поскольку ведет к нарушению общего равновесия, свободной конкуренции и частной инициативы.

Объектом государственного регулирования в соответствии с Законом о прогнозировании является национальная экономика, представляющая собой совокупность всех хозяйственных элементов страны, действующих в территориальных пределах Российской Федерации и на территории иностранных государств, а также хозяйственных элементов иностранных государств, действующих на территории Российской Федерации.

Объекты правового регулирования в экономике страны:

- взаимоотношения между предпринимателями;

- взаимодействия государства с частными субъектами права, или, грубо говоря, воздействие государства на субъектов (юридических и физических лиц), осуществляющих хозяйственную деятельность на территории страны;

- взаимоотношения государства (правительства) с казенными предприятиями.

Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице его разнообразных институтов, действующих на основании Конституции и законов РФ. Государственная власть в РФ (в соответствии с федеративным устройством государства, закрепленным в Конституции РФ) распределена между тремя уровнями власти: федеральная, региональная (субъекты Федерации) и муниципальная.

Три уровня государственной власти: федеральный, региональный и муниципальный.

Для выполнения функций по государственному управлению национальной экономикой создаются федеральные органы исполнительной власти.

Кроме исполнительных органов создаются координационные и консультативные органы. Координационные и консультативные органы формируются на представительной основе. Координационные органы именуются комиссиями и создаются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти в решении определенных народнохозяйственных задач.

В настоящее время законодательно установлен перечень документов и процедура разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития экономики страны, основанной на законах рыночного хозяйствования.

Концепция социально-экономического развития РФ - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Программа социально-экономического развития РФ - комплекс мероприятий, отражающих эффективные пути и средства достижения системы целевых ориентиров социально-экономического развития страны.

На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается концепция и программа социально-экономического развития экономики страны.

К числу важнейших федеральных программ относятся программы решения проблемы безработицы, проблем инфляции, проблемы защиты и поддержки внутреннего производителя, проблема поддержки отсталых и депрессивных районов страны.

Необходим закон (или параграф закона), обязывающий центральные органы государственной власти разрабатывать мероприятия, а при необходимости и программы направленные на обеспечение возможности получить работу лицам от 16 лет и старше, которые способны к работе, желают работать и ищут работу.

Необходимость разработки Кодекса законов «О государственном регулировании экономики» связана с потребностью упорядочения законодательных актов по вопросам регулирования экономических взаимоотношений, а с другой – принятие его необходимо в целях более эффективного налаживания процесса государственного вмешательства в экономику.

Предпосылками механизма эффективной конкуренции являются:

- частная собственность и свобода заключения договоров, по возможности меньшее участие государства в производстве обыкновенных товаров и услуг,

- открытость рынков, содействие частному предпринимательству,

- приоритет финансово-денежной политики перед прямым государственным вмешательством,

- ответственность каждого за принимаемые решения и действия.

К числу важнейших факторов, оказавших влияние на формирование конкурентной ситуации в стране, необходимо отнести:

- либерализацию цен,

- финансовую дестабилизацию и инфляцию, промышленный спад и сопутствующие ему кризисные явления в производственной сфере, а также изменение структуры производства,

- либерализация внешнеэкономических связей.

Либерализация цен привела к резкому сокращению спроса на продукцию в натуральном выражении. Это, в свою очередь, обусловило спад промышленного производства. Несмотря на либерализацию цен, в ряде случаев сохраняется контроль над ценами со стороны органов государственной власти.

Принципиально важными вопросами в сфере формирования конкурентной среды и развития предпринимательства является законодательное регулирование следующих сфер:

- регулирование вопросов преобразования собственности,

- содействие развитию предпринимательства,

- регулирование деятельности монополистов,

- правовая охрана промышленной собственности, защита прав потребителя и борьба против недобросовестной конкуренции.

Предпринимательская деятельность, управляемая и контролируемая рынком, наилучшим образом обеспечивает экономическую свободу, эффективность и приспособляемость к изменяющимся рыночным условиям. Вместе с тем они служат основой благосостояния и социальной уверенности граждан.

Необходимо законодательно определить два понятия в вопросе о кардинальном преобразовании собственности: приватизация и национализация. Приватизация - есть перевод хозяйственных единиц из публично-правовой собственности в частную. Обратный процесс называется национализацией.

Под приватизацией понимается передача государством прав собственности на свое имущество гражданам в целях предоставления большего простора частной инициативе и повышения эффективности использования накопленного в стране богатства. Кроме того целями приватизации являются:

- развитие предпринимательской инициативы граждан,

- сокращение сферы действия безличной государственной собственности,

- формирование эффективного собственника,

- участие работников в делах и имуществе предприятий.

Существуют различные методы приватизации государственных предприятий: купля - продажа государственных предприятий, выкуп предприятия управляющими и/или работниками, акционирование предприятия и продажа акций, организация совместного предпринимательства.

В целях содействия формированию конкурентной среды целесообразно законодательно определить, что финансовые средства, полученные от приватизации, не могут направляться на создание препятствий для конкуренции. Эти средства должны направляться в первую очередь на развитие рыночной инфраструктуры, а также на обеспечение собственным капиталом предприятий, получивших самостоятельность.

Под национализациейпонимается переход частных предприятий в руки государственных органов разного уровня. Передача эта может осуществляться в виде выкупа, экспроприации и пр.

Государству следует воздерживаться от предпринимательской деятельности в тех областях, где соответствующие задачи могут решаться посредством частной инициативы должным образом и без ущемления государственных интересов.

Основой рациональной хозяйственной системы является наличие конкурентной среды, что означает свободный доступ к ведению предпринимательской деятельности, раскрытие и развитие частной инициативы, самостоятельное принятие решений хозяйствующими субъектами, ответственность за принятые решения. Исходя из этого основной целью хозяйственного законодательства является содействие формированию конкурентной среды, борьба с монополизмом и недобросовестной конкуренцией.

В целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства целесообразно образовать специальные органы по поддержке и развитию предпринимательства (в первую очередь малого и венчурного). Функциями этих органов должны быть:

· защита законных интересов предпринимателей, активизация поддержки предпринимательства со стороны органов государственной власти,

· разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии новых и в первую очередь малых предприятий;

· обеспечение формирования целостной системы инфраструктуры поддержки нового и малого предпринимательства в целях оказание консультативной, информационной и финансовой поддержки по их созданию и деятельности;

· разработка предложений по совершенствованию системы налогообложения для субъектов нового, малого и венчурного (рискованного) предпринимательства, предложений по совершенствованию системы и механизма их финансово-кредитной поддержки;

· разработка проектов законодательных и нормативных актов, направленных на стимулирование и развитие предпринимательской деятельности.

Регулирование монополистической деятельности подчинено главной задаче - недопущению монополизации рынка отдельными фирмами. Оно включает методы административного (законодательного) и методы нормативно-ориентированного (корректирующего) регулирования.

Регулирование естественных монополий. Естественной монополией является предприятие или организация, производящая продукцию (товары или услуги), удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара (услуги) в силу технологических особенностей производства эффективно в условиях отсутствия конкуренции. Кроме того для естественных монополий характерна ситуация устойчивого спроса при значительном изменении цены, что связано с невозможностью их полной замены другими товарами (услугам).К естественным монополиям в первую очередь относятся предприятия транспорта и связи.

При регулировании естественных монополий применяется комбинация из следующих мер:

- установление предельных цен на продукцию (услуги) монополиста,

- установление фиксированной цены на продукцию,

- установление предельного коэффициента изменения цен,

- установление режима свободных цен.

В случае установления свободных цен на продукцию предприятие-монополист обязано представлять в 16-и дневный срок после каждого изменения цены документацию, поясняющую необходимость такого изменения цены. Федеральный антимонопольный комитет может отклонить данную декларацию, что влечет за собой установление цены, предписанной государственным комитетом по антимонопольной политике.

Проведение государственной политики по развитию конкуренции направлено на ограничение монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции. Эта деятельность возлагается на Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. На него же возложена задача регулирования деятельности естественных монополий. Среди наиболее значимых достижений этого комитета можно отметить недопущение возрождения ликвидированных отраслевых и республиканских министерств в виде так называемых концернов, корпораций и союзов.

Законодательная охрана промышленной собственности охватывает патентное право, законодательство товарных знаках, полезных моделях, и промышленных образцах. Сюда входит также борьба с недобросовестной конкуренцией и защита прав потребителя.

Как и предоставление различных исключительных прав (патент, товарный знак, промышленный образец и пр.) борьба государства с недобросовестной конкуренцией относится к существенным элементам правовой охраны предприятий и их хозяйственной деятельности, является одним из элементов формирования и поддержания конкурентной среды.

Основной задачей здесь является стремление государства защитить предпринимателя и главное потребителя от недобросовестной конкуренции и от лиц, которые стремятся с помощью таких методов получить неоправданные преимущества на рынке.

Область, на которую распространяется законодательство против недобросовестной конкуренции, является довольно обширной как по лицам, пользующимся ее защитой, так и по предметам, подпадающим под ее регулирование. Закон о недобросовестной конкуренции должен включать как материальное право (т.е. определение состава деяний, которые представляют собой недобросовестную конкуренцию), так и процессуальные нормы, например, определяющие полномочия по подаче исков и подсудность.

Решающее значение для действенности этих законодательных мер имеет предоставление широких полномочий отдельных лиц и союзов на подачу исков о прекращении противоправного действия и возмещение ущерба в случае недобросовестной конкуренции.



2020-03-19 256 Обсуждений (0)
Правовая база государственного регулирования экономики в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовая база государственного регулирования экономики в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)