Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика славян.



2020-03-19 201 Обсуждений (0)
Характеристика славян. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Природа, климат, территория наложили свой отпечаток на физический и нравственный характер славян.

Нестор пишет : «Климат умеренный, не жаркий, даже холодный, способствует долголетию, как замечают медики, благоприятствуют и крепости состава, и действию сил телесных. Житель полуночных земель любит движение, согревая им кровь свою; любит деятельность; привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется. Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли греков своею быстротою; с чрезвычайной лёгкостью всходили на крутизны, спускались с расселины; смело бросались в опасные и в глубокие реки. Думая, без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и лёгкость в движениях, славяне мало пеклись о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись во многочисленном собрании людей. Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми и все без исключения были русые, подобно другим коренным европейцам.- Сие изображение славян основано на свидетельстве Прокопия и Маврикия, которые знали их в 6в.»

Соседство славян в 5-7в.в. было настоящим бедствием для Византии.

2.1. Походы на Византию, военный союз .      

  

В 7 в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени Византии. Греческие летописцы не упоминают ни об одном главном или общем полководце славян; они имели вождей только частных; сражались не стеною, не рядами сомкнутыми, но толпами рассеянными и всегда пешие, следуя не общему велению, не единой мысли начальника, а внушению своей особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережёт людей, но бросаясь прямо в средину врагов.

Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом, и в больших, весьма тяжёлых щитах. Славяне в 6в. сражались без кафтанов, некоторые даже без рубах, в одних портах. Кожи зверей, лесных и домашних, согревали их в холодное время. Женщины носили длинное платье, украшенное бисером и металлами, добытыми на войне или выменянными у иностранных купцов. Пленников славяне не держали в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие племена, а через определённое время предлагали им выбор: за выкуп вернуться восвояси или остаться там, где они находились, на положении свободных людей и друзей.

От этого времени до нас дошёл ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве( демократии ), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… У тех и других один и тот же язык… и некогда даже имя у славян и антов было одно и тоже…».

Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами.

Смутное предание донесло из того времени имя лишь одного восточного славянского племени - дулебов, состоявшего во главе целого военного союза. 

Трудно представить себе, как среди господствующей родовой и племенной розни составлялся и действовал этот союз.

По своим целям и составу он представлял ассоциацию, столь непохожую на родовые и племенные союзы, что мог действовать рядом с ними, не трогая прямо их основ. Это были ополчения боевых людей, выделявшихся из разных народов и племён на время похода, по окончании которого уцелевшие товарищи расходились, возвращаясь в среду своих родичей, под действие привычных отношений. Подобным образом и впоследствии племена восточных славян участвовали в походах киевских князей на греков. С нашествием аваров, когда прекратились славянские набеги на империю, и началось расселение славян, этот союз должен был сам собою распасться.

Любя воинскую деятельность и подвергая жизнь свою беспрестанным опасностям, предки наши мало успевали в зодчестве, требующем времени, досуга, терпения и не хотели строить себе домов прочных; обитали в шалашах, землянках ( См. Приложение 1 ).

Самые города славянские были не что иное, как собрание хижин, окруженных забором или земляным валом.

Не только в мирное время и в отчизне, но и в набегах своих славяне веселились, пели и забывали опасность. Везде рождалось стихотворство, изображая главные народные склонности. Народные игры и потехи, доныне единообразные в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски – остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы.

 

 

3. Территория восточных славян.

  

Примерно с 6в. из общеславянского единства начинается выделение трех ветвей: южных, западных, восточных славян. Южнославянские народы (сербы, черногорцы и т.д.) образовались в последствии из тех славян, которые поселились в пределах Византийской империи. Западными славянами стали те, кто занял земли современной Польши, Чехии, Словакии и частично Германии. Восточным славянам досталась огромная территория между тремя морями: Чёрным, Белым, Балтийским. Их потомками стали современные белорусы, украинцы и русские. 

  Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор: на западе до средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере, до среднего Поднепровья на юге. Об этом сказано в древнейших летописях. Нестор пишет: «Славяне издревле обитали в странах Дунайских и, вытесненные из Мизии болгарами, а из Паннонии волохами, перешли в Россию, Польшу и другие земли.- Сие известие о первобытном жилище наших предков взято из византийских летописцев, которые в 6в. узнали их на берегах Дуная».

  Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтверждён археологическими раскопками в 19в.. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения - височные кольца и т.п.) характерных для племенного союза, с летописным указанием на место его расселения. См. Приложение 2.

В 6-9 в.в. славяне объединились в общности, имевшие уже не родовой, но и территориально-политический характер.

Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами; от чистых полей своих. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей государства Польского. Поляне были образованнее других, кроткие и тихие обычаем; стыдливость украшала их жён; брак издревле считался святою обязанностью между ними; мир и целомудрие господствовали в семьях.

  От этого же племени славян были два брата Радим и Вятко, главы радимичей и вятичей; первый избрал жилище на берегах Сожа, в Могилёвской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской.

  К западу от полян на правобережье Днепра «седеша в лесах» жили древляне. Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии, занимали территорию Полесья, Правобережье Днепра, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Они имели обычаи дикие, подобно зверям, с коими жили среди лесов тёмных, питаясь всякою нечистотою; в распрях и ссорах убивали друг друга: не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов.

К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи ( от слова «дрягва» - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами ( от реки Полота – притока Западной Двины. По данным археологических исследований, для дреговичей характерны земледельческие поселения, курганы с трупосожжениями.

К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки - это потомки дулебов, которые обитали в бассейне Буга и правых притоков Припяти. Историки относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян, из которых образовались другие племенные союзы. В 7в. дулебы подверглись нашествию аваров, а в 10 в., по мнению историков, объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Междуречье Прита и Днестра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались лятичи.

В Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги жили кривичи. К северу от полян между устьями рек Десны и Росси жили северяне, в Черниговской и Полтавской губернии.

На Двине, где впадает в неё река Полота, жили полочане; на берегах озера Ильменя жили ильменские славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Племенные союзы включали в себя 120-150 отдельных племён, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию ( 40-60 км в поперечнике ).

Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Поднепровье.

Нестор пишет: « Братья кий, Щек и Хорив, с сестрой Лыбедью, жили между полянами на трёх горах, из коих две слывут по имени двух меньших братьев, Щековещею и Хоривещею; а старший жил там, где ныне ( в Несторово время) Зброзов воз. Они мужи знающие и разумные; построили город и назвали оный именем старшего брата т.е. Киевом. Кий начальствовал в роде своём; ходил в Константинополь и принял великую честь от царя греческого»

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племённых объединений восточного славянства. В центре их повествования – земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь» : Историки полагают, что так звали одно из племён, жившие по реке Рось и давшее имя племенному союзу.

Водворившись среди восточных славян, Русь стала направлять и расширять торговое движение, которое она здесь застала; но в промышленных успехах, ею достигнутых, участвовало и туземное славянство, труд которого возбуждался и направлялся её спросом.

Хозяйство славян.

  

Расселяясь по равнине, восточные славяне заняли преимущественно лесную её полосу. К ней относится замечание Иорнарда, который, описывая пространство к востоку от Днестра. По Днепру и Дону, говорит: « Это весьма обширная страна, покрытая лесами и непроходимыми болотами. Самый Киев возник на южной опушке этого громадного леса. В этом пустынном лесистом краю пришельцы занялись ловлей пушных зверей, лесным пчеловодством и хлебопашеством. Пространства, удобные для этих промыслов, не шли обширными полосами: среди лесов и болот надобно было отыскать более открытые и сухие места и расчищать их для пашни или делать в лесу известные приспособления для звероловства и пчеловодства».

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков ( рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур ( репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Выращивали и технические культуры (рожь, конопля).

Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур- «жито». О земляных традициях говорит заимствование славянами римской хлебной нормы –квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 года.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы             

Земледелия восточных славян. На севере, в районе таёжных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.

В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали, используя как удобрение, и сеяли зёрна. Два-три года участок давал высокий урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок.

Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву, серпами собирали урожай. Молотили цепями. Размалывали зерно каменными зернотёрками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там было много плодородных земель и участки земли засевали в течение двух-трёх и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда использовали соху, рало, деревянный плуг железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Нестор пишет: «Будучи в северном своём отечестве соседями народов германских, скифских и сарматских, богатых скотоводством, славяне долженствовали издревле сие важное изобретение человеческого хозяйства». Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество ( сбор мёда диких пчёл ), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Славяне имели всё нужное для человека; не боялись ни голода, ни свирепостей зимы: поля и животные давали им пищу и одежду.



2020-03-19 201 Обсуждений (0)
Характеристика славян. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика славян.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)