Общественный строй восточных славян.
Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоёмкие работы, которые надо было осуществлять в строго определённые сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением земли. По-видимому, в эпоху расселения родовой союз оставался господствующей формой быта у восточных славян. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобрела община – мир, вервь (от слова «верёвка», которой измеряли землю при разделах). Родственники жили особыми посёлками, не вперемежку с чужеродцами. Повесть временных лет эту форму изображает с некоторой отчётливостью: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеющее кождо родом своим». Родовой союз держался на опорах: на власти родового старшины и на нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящали и скрепляли обе эти опоры. Но власть старшины не могла с одинаковой силой простираться на все родственные дворы, разбросанные на обширном пространстве среди лесов и болот. Место родовладыки в каждом дворе должен был заступить домовладыка, хозяин двора, глава семейства. В то же время характер лесного и земледельческого хозяйства, завязавшегося в Поднепровье, разрушал мысль о нераздельности родового имущества. Лес приспособлялся к промыслам усилиями отдельных дворов, поле расчищалось трудом отдельных семейств; такие лесные и полевые участки должны были рано получить значение частного семейного имущества. Родичи могли помнить своё кровное родство, могли чтить общего родового деда, хранить родовые обычаи и предания; но в области права, в практических житейских отношениях обязательная юридическая связь между родичами всё более и более расстраивалась. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская община. Общинников объединяло, теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определённой территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь- составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились: пахотная земля, луга, леса, водоёмы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. От Ладоги до Киева восточные славяне расселились восьмью племенами. Четыре из них (дреговичи, радимичи, вятичи, древляне) постепенно вошли в состав чужеплемённых областей, а четыре других (славяне ильменские, кривичи, северяне, поляне) образовали шесть самостоятельных городовых областей, из которых ни одна, кроме Переяславской, не имела цельного, одноплемённого состава, каждая вобрала в себя сверх одного господствующего племени, не имевших своих больших городов. Народное правление славян через несколько веков обратилось в аристократическое. Вожди, избираемые общею доверенностью, отличные искусством и мужеством, были первыми властелинами в своём отечестве. Нестор пишет: «Сия власть означалась у славян именами боярина, воеводы, князя, пана, жупана, короля или краля, и другими». Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая «родовая верхушка- нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», «разделённая на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточнославянские дружины появились уже в 6-7вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покорённых племён дань. Такие походы за сбором дани назывались «полюдье». Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг). В результате передачи князьями права на владение землёй феодалам часть общины попала под их власть. Другим путём подчинения соседских общин феодалами был захват их дружинниками и князьями. Сами князья из финансовых и стратегических побуждений насильственно распространяют свою власть на окрестные земли (так, южное княжество Олега составилось из земли полян, подчинившихся добровольно, северян и радимичей, которые променяли на подчинение Олегу хазарское иго, и древлян, покорённых оружием Олега). Столкновения, возникавшие между князьями, разрешались «судом божиим», т.е. вооружённой усобицей. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счёт внутренних ресурсов и ещё не работали на рынок. Однако, полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена, и одновременно как опорные пункты власти феодалов, и как пункты обороны от внешних врагов.
Славянское язычество.
Древнейший слой отечественной культуры – языческая культура восточных славян. Археология датирует славянские древности примерно тем же временем, к которому относятся самые ранние свидетельства письменных источников о восточных славянах – серединой первого тысячелетия н.э. Академик Б.А. Рыбаков выделил целых три периода в развитии язычества Древней Руси: - господство культа упырей и берегинь; - господство культа Рода как божества Вселенной, всей природы и плодородия; - господство культа Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государства. Каждое объединение восточнославянских племён имело свои обычаи, законы, предания и даже свой «нрав». Летопись сообщает: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами…. А древляне, радимичи, вятичи. Северяне живут «звериным образом»; убивают друг друга, едят «всё нечистое» и браков у них нет». Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. В русских памятниках уцелели следы поклонения небу под именем Сварога, солнцу под именем Дажбога, Ярило, Хорса; грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, огню и другим силам и явлениям природы. Перун – главное божество русских славян рядом с Велесом, который характеризуется названием «скотьего бога», в смысле покровителя стад, а может быть в значении бога богатства. Ещё в 6в. Перун для славян был Мироправителем. Нестор пишет: « Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимира, и в Новегороде над рекою Волховом: был деревянный, с серебряною головою и с золотыми устами». Бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России – Ладо. Мокошь- оберегала женскую часть хозяйства; Самаргла- бог подземного мир и т.д.. Большое количество богов говорит об отсутствии ещё устойчивого славянского межплеменного единства. Трудно сказать, были ли у восточных славян жрецы,- точных сведений о них нет, лишь изредка летопись называет таинственных «волхвов», явно связанных с языческими верованиями и долгое время боровшихся против христианства. Однако их роль в религиозных обрядах неясна. Скорее всего, культовые ритуалы совершались старейшинами племени, рода или князьями. Археологические раскопки дают некоторое представление о том, как выглядели восточнославянские языческие святилища. Они располагались обычно на вершине холма или на большой поляне, представляли собой ровную площадку округлой формы иногда с чуть приподнятой серединой, или наоборот, с воронкообразным углублением в центре. Площадка окружалась рвами или невысокими волами. В центре стоял деревянный столб (идол)(«капища») , а рядом жертвенник («требища»). См. Приложение 3. Деревянные идолы восточных славян, судя по описаниям,- столбы, в верхней части которых высекались человеческие головы. Представления о них дают деревянные скульптурные находки из новгородских раскопок. См. Приложение 4. Любя народные торжества, языческие славяне устраивали в течение года различные праздники, которые тесно связаны с природой, с изменениями в ней. Например, праздник источников в честь мёртвых предков и т.п. Главным праздником у славян был праздник по сбору хлеба. Некоторые праздники восточных славян сохранились и до наших дней. Например, празднование Ивана Купалы, зимние Колядки и.д. 6.1. Культ предков.
Большое развитие получил и крепче держался другой ряд верований – культ предков. В старинных русских памятниках средоточием этого культа является со значением охранителя родичей род со своими рожаницами, т.е. дед с бабушками, - намёк на господствовавшие некогда между славянами многожёнство. Тот же обоготворённый предок чествовался под именем Чура, в церковнославянской форме Щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда – родоначальника как охранителя родичей до сих пор сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: чур меня! т.е. храни меня, дед. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, -это межевые знаки, охранявшие границы родового поля или дедовской усадьбы. Однако, в народных преданиях и поверьях этот чур-дед, является ещё с именем дедушки домового, т.е. хранителя не целого рода, а отдельного двора. Таким образом, расселение должно было разрушать связь рода, заменяя родство соседством. И эта замена оставила некоторый след в языке: сябр, шабер, по первоначальному, коренному значению родственник, потом получил значение соседа, товарища
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |