Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы языческого брака восточных славян.



2020-03-19 299 Обсуждений (0)
Формы языческого брака восточных славян. 0.00 из 5.00 0 оценок




Юридическое разложение родового союза сделало возможным сближение родов, одним из средств которого служил брак.

Первоначальные однодворки, сложные семьи ближайших родственников, которыми размещались восточные славяне, с течением времени разрастались в родственные селения, помнившие о своём общем происхождении, память о котором сохранялась в отческих названиях таких сёл: Жидчичи, Мирятичи, Дедичи, Дедогостичи. Для таких сёл важным делом было добывание невест. При господстве многожёнства своих недоставало, а чужих не уступала их родня добровольно и даром. Отсюда необходимость похищений.

Начальная летопись изображает различные формы брака как разные степени «людскости», культурности русско-славянских племён. В этом отношении она ставит все племена на низшую ступень сравнительно с полянами. Описывая языческие обычаи радимичей, вятичей, северян, кривичей, она замечает, что «на тех «бесовских игрищах» умыкаху жены себе, с нею же кто свещашеся». Вражда между родами, вызывавшеяся «умычкою» чужеродных невест, устранялась веном, отступным, выкупом похищенной невесты у её родственников. С течением времени акт насилия заменялся сделкой с обрядом мирного хождения зятя (жениха) за невестой. Заменившая « умычку», в свою очередь сменилось приводом невесты к жениху с получением вена или выдачей приданного, почему законная жена в языческой Руси называлась водимою. От этих двух форм брака, идут выражения брать жену и выдавать замуж.

Все эти, сменявшие одна другую формы брака были последовательными моментами разрушения родовых связей, подготовлявшими взаимное сближение родов.

 

 

Соседи восточных славян.                                     

Славяне, освоившие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов.

Нестор пишет: « Кроме народов славянских жили тогда в России и многие иноплеменные: меря вокруг Ростова и на озере Клещине, или Переславском; мурома на Оке, где сия река впадает в Волгу; черемиса, мещера, мордва на юго-восток от мери; ливь в Ливонии; чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру; нарова там, где Нарва; ямь, или емь, в Финляндии; весь на Белеозере; пермь в губернии сего имени; югра, или Березовские остяки, на Оби и Сосве; печора на реке Печора. Некоторые из сих народов уже исчезли или смешались с россиянами; но другие существуют и говорят языками столь собой сходственными, что можем несомненно признать их, равно как и лапландцев, зырян, остяков обских, чуваш, вотяков, народами единоплемёнными и назвать вообще финскими».

Финны, балты.

  

По сказанию Нестора: «Сей народ, древний и многочисленный, занимавший и занимающий такое великое пространство в Европе и Азии «не имел историка, ибо никогда не славился победами, не отнимал чуждых земель, но всегда уступал свои: в Швеции и Норвегии готфам, а в России, может быть, славянам, и в одной нищите искал для себя безопасности: не имея ни домов, ни коней, ни оружия; питаясь травами, одеваясь кожами звериными, укрываясь от непогод под сплетёнными ветвями».

Но российские финны, по летописи, уже не были такими грубыми, дикими людьми; они имели не только постоянные жилища, но и города: весь- Белоозеро, меря- Ростов, мурома- Муром.

Древняя история скандинавов ( датчан, норвежцев, шведов) часто говорит о двух особенных странах финских, вольных и независимых: Кириаландии и Биармии. Первая от Финского залива простилалась до самого Белого моря, вмещала в себя нынешнюю Финляндскую, Оленецкую и часть Архангельской губернии. Жители её беспокоили набегами земли соседственные и славились мнимым волшебством ещё более, нежели храбростью.

Биармиею называли всю обширную страну от Северной Двины и Белого моря до реки Печоры, за которой они воображали Иотугейм, отчизну ужасов природы и злого чародейства. Имя нашей Перми есть одно с именем древней Биармии, которую составляли Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская губернии.

Финно-угры – родственные этнические группы, язык которых относится к финно-угорской группе уральской языковой семье.

 

Между этими иноплеменными народами Нестор именует ещё летголу( ливонских латышей), зимголу ( в Семигалии ), корсь ( в Курляндии) и литву, которые не принадлежат к финнам, но вместе с пруссами составляют множество славянских, готфских и финских слов: из чего основательно историки заключают, что латыши происходят от сих народов. Этот народ прозвался латышами или обитателями земель расчищенных, т.к. лата на языке литовском – расчищение. До времён Рюрика и Олега они не могли быть великими завоевателями, ибо жили особенно, по коленам; не думали соединять народных сил в общем правлении и даже изнуряли их междоусобными войнами. 

   

 7.2. Хазары.

  

Кочевники южно-русских степей были в течение тысячелетия ближайшими соседями восточных славян. Без них история Древней Руси неясна и неполна.

Когда восточные славяне с запала вступили в пределы нашей равнины, расселяясь по её ласам, с противоположной восточной стороны, из-за Волги

и Дона, южно-русским степям распространялась новая азиатская орда, хазары(козары), давно блуждавшие между Черным и Каспийским морями.  

Первое упоминание о хазарах встречается в середине 6в. в хронике византийского автора Захарии Ритора. Хазары – кочевое племя тюркского происхождения. Они вскоре стали покидать кочевой быт с его хищничеством и обращаться к мирным промыслам. У них были города, куда они на зиму перебирались с летних степных кочевий. Сами хазары оставались язычниками, но в каганате можно было беспрепятственно исповедовать любую религию: здесь проживали иудеи, христиане и мусульмане.

Рассеянные племена славянские не могли противиться такому неприятелю, когда хазары силу своего оружия обратили к берегам Днепра и Оки. Киевляне, северяне, радимичи, вятичи признали над собой власть каганову. Нестор пишет: «Киевляне дали своим завоевателям по мечу с дыма, и мудрые старцы козарские в горестном предчувствии сказали: « мы будем данниками сих людей, ибо мечи их остры с обеих сторон, а наши сабли имеют одно лезвие». Так и сбылось: владеют хазарами русские и до нынешнего дня».

Хазары обложили данью славян: « по белке с дома»- довольствовались подданством жителей и добычею их звериной ловли, т.к. золото и серебро среди славян не были в употреблении и хазары искали его в Азии».

 Гнёт хазар защищал славян, живших в степной полосе от других кочевников. Поляне, северяне, радимичи и вятичи платили хазарскому кагану дань – по шэлэгу( шелягу) «от дыма», т.е по серебряной монете от двора. Хазарское государство существовало за счёт сбора пошлин от транзитной торговли. Столицей хазар в 9в. стал город Хамлих, а в 10в. Итиль.

Хазарское иго для днепропетровских славян было не особенно тяжело и страшно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для славян были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Под покровительством хазар по этим рекам и пошла бойкая торговля из Днепровья. В области Днепра найдено множество кладов с древними арабскими монетами. Именно в 8в. возникла и упрочилась торговля славян днепровских с хазарским и арабским Востоком. Поэтому хазары были торговыми посредниками между Востоком и русскими славянами. Хазары не властвовали в России далее Оки: новгородцы, кривичи были свободны до 850 года.

  Последствия воин 60х-гг. 10в. были губительны для Хазарии. Она стала заштатным государством, не имевшим веса в международных отношениях. Хазария существовала ещё вплоть до середины 11в., когда на её территорию вторглись половцы.

 

Варяги.

 

  У населявших русскую равнину восточнославянских племён были опасные соседи. Низовья Волги занимал могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи.

На севере постоянные набеги совершали варяги; которые обложили данью северные славянские и финно-угорские племена ( словене новгородские, кривичи, чудь, меря).

  Варяги  на речных просторах нашей равнины стали появляться с Балтийского моря. Первое хронологическое показание есть в летописиНестора: « Какие-то смелые и храбрые завоеватели, именуемые в наших летописях варягами, пришли из-за Балтийского моря и наложили дань на чудь, славян ильменских, кривичей, мерю и были через два года изгнаны ими: но славяне, утомлённые внутренними раздорами, в 862 году снова призвали к себе трёх братьев варяжских, которые сделались первыми властителями в нашем древнем отечестве и по которым оно стало именоваться Русью». Нестор пишет, что славяне новгородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам, сказать им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами»: Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро, а Трувор в Изборг, город кривичей. Почувствовав свою силу, наёмники превратились во властителей, а своё наёмное жалование превратили в обязательную дань с возвышением оклада.

Через два года, по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему княжеству, основал монархию Российскую.

   В 10 и 11вв. варяги постоянно приходили на Русь или с торговыми целями, или по зову князей, набиравших из них свои военные дружины. Но присутствие варягов на Руси становится заметно гораздо раньше 10в.: Повесть временных лет знает этих варягов по русским городам уже около половины 9в. Киевское предание 9 столетия склонно было даже преувеличивать численность этих заморских пришельцев. По этому преданию, варяги, обычные обыватели русских торговых городов, издавна наполняли их в таком количестве, что образовали густой слой в составе их населения, закрывавшей собою туземцев. Так, по словам Повести, новгородцы сначала были славянами, а потом стали варягами, как бы оваряжились, в следствии усиленного наплыва пришельцев из-за моря. Особенно людно скоплялись они в Киевской земле. По летописному преданию, Киев был даже основан варягами, и их в нём было так много, что Аскольд и Дир, утвердившись здесь, могли набрать из них целое ополчение, с которым отважились напасть на Царьград.

Наша Повесть временных лет признаёт варягов общим названием разных германских народов, обитавших в Северной Европе, преимущественно по Варяжскому( Балтийскому ) морю, каковы шведы, норвежцы, готы, англы. В Швеции находят много древних надписей на могильных камнях, которые говорят о древних морских походах из Швеции на Русь. Осаживаясь в больших торговых городах Руси, варяги встречали здесь класс населения, социально им родственный и нуждавшейся в них, класс вооружённых купцов, и входили в его состав, вступая в торговое товарищество с туземцами или нанимаясь за хороший корм оберегать русские торговые пути и торговых людей, т.е. конвоировать русские торговые караваны.

 

Печенеги.

   

  В начале 9в. хазарское владычество, казавшееся столь прочным дотом, начало колебаться. Причиной этого было то, что с востока, в тылу у хазар, появились новые орды печенегов и следовавших за ними узов-торков.

  Печенеги – союз тюркских кочевых племён, образовавшийся в 8-9вв. в степях между Аральским морем и Волгой. Печенеги занимались кочевым скотоводством, а также совершали грабительские набеги на Русь, Византию, Венгрию. В 10в. печенеги делились на восемь («колен»), каждое из которых состояло из пяти родов. Во главе племён состояли «великие князья», а роды возглавляли «малые князья».

  Хазары с трудом сдерживали напор этих новых пришельцев. Чтобы сдержать этот напор, около 835г. по просьбе хазарского кагана византийские инженеры построили где-то на Дону, крепость Саркел, известную в нашей летописи под именем Белой Вежи. Но этот оплот не сдержал азиатского напора. В 875г., как сказано в летописи, Аскольд «избиша множество печенег». Это многочисленное тюрское племя, пришедшее из Средней Азии, было вытеснено оттуда более сильными соседями – гузами и кипчаками. Печенеги обошли с севера владения хазар и заполнили причерноморские степи, где славянские поселения оказались маленькими остравками в кочевой стихии. В первой половине 9в. варвары, очевидно, прорвавшись сквозь хазарские поселения на запад за Дон, засорили дотоле чистые степные дороги днепровских славян. Так в Бертинской летописи, под 839г. есть любопытный рассказ о том, как послы от народа Руси приходившие в Константинополь для подтверждения дружбы, т.е. для возобновления торгового договора, не хотели возвращаться домой прежней дорогой по причине живших по ней варварских жестоких народов.

  Значит, печенеги уже около половины 9в. успели придвинуться близко к Киеву, отрезывая среднее Поднепровье от его черноморских и каспийских рынков. Хазарская власть уже не была в состоянии оберегать русских купцов на востоке. Постепенно многочисленная и воинственная печенежская орда стала серьёзной опасностью для соседей. Но поражение, нанесённое им Аскольдом, печенеги запомнили надолго и на Русь больше не нападали.

  Отношения печенегов с Киевской державой приобрели форму постоянного военного союза. Печенеги дважды выступали как союзники Руси. Например, в 944г. князь Игорь нанял их конницу, отправляясь в поход на Константинополь. Позже печенеги участвовали в балтийских походах Святослава. Но в 968г. печенеги напали на Русь и осадили Киев. Отношения с печенегами ещё более обострились после принятия Русью христианства.    

 

Половцы.

 

Половцы (самоназвание - кипчаки, куманы)- средневековая тюркская народность. Половцами русские называли тюрков-кочевников, которые подступали к границам Руси в середине 11в. Это имя, видимо, означает светловолосых - «половых» людей. Сами половцы называли себя -кипчаками. Об этих временах долго напоминали половецкие изваяния – каменные «бабы», стоящие на степных курганах. Хотя эти статуи называются «бабами», среди них преобладают изображения воинов- героев-родоначальников половецких племён.

  В 1061г. по летописи половцы впервые напали на русские земли. С этого времени половцы в течение более полутора веков непрерывно угрожали границам Руси. Эта небывалая по своим масштабам, продолжительности и ожесточению борьба заняла целый период русской истории. Она развернулась вдоль всей границы леса и степи – от Рязани и до предгорий Карпат. Наибольшая тяжесть падает на княжества Черниговское, Северское и Переяславское. Характер борьбы видоизменялся по княжествам. Северские князья предпочитали оборонительную политику, военную колонизацию окраин, сооружение укреплённых линий. В Переяславском княжестве всё время идёт наступательная борьба. Вожди половцев постоянно меняли тактику, и набега можно было ожидать в любое время года. Очень трудно было отразить нападения их летучих отрядов. Они появлялись и исчезали внезапно. Обычно половцы не осаждали крепости, а предпочитали разорять сёла. В отличии от печенегов и торков, которые могли десятилетиями мирно торговать с русскими и быть их союзниками, у половцев повадка была другая. Они сразу же « ударяли копьём в русские ворота», а уж воевать они умели мастерски. Половцы выступали как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья и быстро вмешались в отношения между русскими князьями, становясь не только врагами, но и союзниками и даже близкими родственниками князей. Так, Андрей Боголюбский был сыном половчанки дочери хана Аепы, а Игорь Святославич, герой «Слова о полку Игореве», до своего похода 1185г. приглашал половцев на Русь.

  В 1094 г. Святополк, не имея сил бороться с врагом и надеясь получить хотя бы временную передышку, попытался заключить с половцами мир, женившись на дочери хана Тугоркана.

  Владимир Мономах, объединив в войско семь русских князей, выступил против половцев. Внезапным выступлением был нанесён тяжёлый удар одной из двух основных половецких группировок.

  В 1116 г. войско под командованием Ярополка Владимировича разгромило кочевья донских половцев. Рухнуло половецкое государство в степях. Со смертью Мономаха половцы попытались пленить торков и ограбить пограничные русские земли, но были разгромлены Ярополком. Был заключён союз с некоторыми племенами половцев, но это не означало прекращение набегов их собратьев.

Сыновья Мономаха недолго удерживали Русь единой. Уже в 1128 г. началась усобица, и в ней на стороне черниговских князей Ольговичей сразу же приняли участие половцы. Теперь половцы прежде неоднократно битые, приходили на Русь, не опасаясь встретить организованный отпор,- как союзники против братьев-врагов. Платой за помощь была разорение земель противника, а то и своих собственных. Половцы поглотили немногочисленные племена монголов, дали им свой язык. И эта часть населения стала основой формирования татар, казахов, башкир, карачаевцев.

  Многих жертв стоила Руси борьба с половцами. От постоянных набегов обезлюдили огромные пространства плодородных лесостепных окраин. По подсчётам историка П.В.Голубовского, с 1061 по 1210 г. кипчаки совершили 46 значительных походов на Русь, из них – 19 на Переяславское княжество, 12 – на Поросье, 7 – на Северскую землю, по 4- на Киев и Рязань. Количество же мелких нападений не поддаётся счёту. Половцы серьёзно подорвали русскую торговлю с Византией и странами Востока. Однако, не создав настоящего государства, они были не в состоянии покорить Русь и лишь грабили её.

  Массовый исход населения из Приднепровья и всей Южной Руси на север во многом предопределил будущее разделение древнерусской народности на русских и украинцев.

  Судьба половцев, которые с 13в. начали вести оседлый образ жизни и принимать христианство, похожа на судьбу других кочевников, вторгавшихся в причерноморские степи. Новая волна завоевателей - монголо-татар- поглотила их. Они пытались противостоять общему врагу вместе с русскими, но были разгромлены.

  В целом борьба с кочевниками объединила восточнославянские племена в древнерусскую народность и позволила сосредоточить в руках киевского князя огромные военные силы и власть над славянским и угро-финским населением державы. Постоянная угроза со стороны кочевников оказала противоречивое влияние на историческое развитие славян. С одной стороны, она способствовала созданию у них государства, а с другой стороны – обусловила сохранение в течение сотен лет примитивного общественного строя, при котором управление всей огромной страной было сосредоточено в руках великого князя и его дружины.

    

7.6. Поляки.

Поляки – народ, составившийся из нескольких славянских племён: мазуров, куявян, поморян. Силезцев и составили основное население Польши.

  В Древней Руси поляков называли – ляхами. Ляхи – распространённое в русских летописях название западных славян.

  В раннем средневековье под именем «ляхи» в русских летописях подразумевались все прибалтийские славяне. В Повести временных лет сообщается, что от ляхов произошли племена лютичей, поморян, мазовшан, а также восточнославянские племена радимичей и вятичей: «Радимичи ведь и вятичи от ляхов. Было два брата в Ляхах, Радим, а Вятко сидел с родом своим по Оке…». В последствии термином «ляхи» в русских летописях стали обозначать только поляков, а сама Польша называлась «Лядской землёй». Жителей Польши до 17 в. на Руси называли ляхами. Гнезно- древнейшая столица Польши. Русских и польских князей объединяли как родственные, так и политические связи.

Например, предание гласит, что первым князем Польши стал сын пахаря Пяста, жившего в городе Гнезно, в земле полян. Польша властвовала над Моравией и присоединила лужицких сербов. Болеслав стал правителем почти всех западнославянских земель. В 1018 г. он ходил в поход на Русь, чтобы помочь удержать престол своему зятю Святополку.

 

Заключение

 

Мы застаём восточных славян в 7 и 8 вв. на походе, в состоянии всё усиливавшегося общественного разложения. Образовавшейся между ними на Карпатах военный союз распался на составляющие его племена, племена разложились на роды, даже роды начали дробиться на мелкие дворы, или семейные хозяйства, какими эти славяне стали жить на днепровском новоселье. Но здесь под действием новых условий завязался среди них обратный процесс постепенного взаимного сцепления; только связующим элементом в новых общественных построениях служило уже не чувство кровного родства, а экономический интерес, вызванный к действию свойствами страны и внешними обстоятельствами. Южные реки, равнины и наложенное со стороны иго втянули восточных славян в оживлённую внешнюю торговлю. Эта торговля стянула разбросанные одинокие дворы в сельские торговые средоточия, погосты, потом большие торговые города с их областями.

  Новые внешние опасности вызвали новый ряд переворотов. Торговые города вооружались, они начали опоясываться стенами, вводить у себя военное устройство, запасаться ратными людьми. Так промышленные центры, склады товаров, превращались в укреплённые пункты, вооружённые убежища.

Итак, Торговые города из главных складочных пунктов торговли превратились в политические центры, а их торговые округа стали их государственными территориями, городовыми областями; некоторые из этих областей сделались варяжскими княжествами, а из соединения тех и других образовалось великое княжество Киевское.

Большое количество богов у восточных славян говорил о том, что у славян ещё не было устойчивого межплеменного единства. Процесс объединения восточнославянских племён е единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества. Введение христианства по своему повлияло на сознание человека того времени, представляло собой подлинную революцию, принесшую с собой новые ценности, новые формы жизни, разрушавшие прочно укоренившиеся стереотипы. Полной победы над язычеством христианство на Руси не одержало. Постепенно сложилось так называемое двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.           

На территории будущего Древнерусского государства славяне ассимилировали балтийские, финно- угорские, иранские и многие другие племена. Таким образом, сформировалась древнерусская народность. Соседство восточных славян с другими племенами внесло свою роль в экономическое, политическое, культурное развитие русской равнины. Таким образом, восточные славяне переживают очень медленный, но последовательный процесс становления классового общества и зарождения государства.

  Такова связь экономических и политических факторов в нашей начальной истории: экономические интересы последовательно превращались в общественные связи, из которых вырастали политические союзы.

 

     

Список использованной литературы

 

 

1. Исаев И.А. , История государства и прав России, М.; «Юрист», 1996.

 

2. Карамзин Н.М., История государства российского – книга 1, СПб.: «Кристалл», 2000.

 

3. Ключевский В.О., Русская история – книга первая, М.: «Олма - Пресс», 2003.

 

4. Петрухин В., Славяне, М., «Росмэн», 1998.

 

5. Рыбаков Б.А., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, М., 1963.

 

6. Северцев - Полилов Г., Исторические очерки, М., «Современник», 1963.

 

7. Тихомиров М.Н., Древнерусские города, М., 1956.

 

8. Чубарьян А. О., История России 9-17 вв., М., «Олма – Пресс», 2003.

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

    

 

      

        

 



2020-03-19 299 Обсуждений (0)
Формы языческого брака восточных славян. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы языческого брака восточных славян.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)