Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон о свободе, совести 1997 года



2020-03-19 189 Обсуждений (0)
Закон о свободе, совести 1997 года 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Свобода совести - естественное право человека иметь любые убеждения.26 сентября 1997 г. Президент России Борис Ельцин подписал новый закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Этот Закон устанавливает строгие правила религиозной деятельности и систему государственной регистрации религиозных объединений. Закон отменяет Закон РСФСР 1990 г. Он обладает преимущественным действием по отношению ко всем противоречащим ему региональным и муниципальным законам о религии. Новые Правила регистрации, принятые в январе 1998 г., должны были жестко гарантировать исполнение Закона.

По сути дела, Закон устанавливает в России три класса религиозных объединений: (1) Русскую православную церковь, которая пользуется полной правовой защитой и разнообразными государственными привилегиями; (2) различные традиционные христианские, мусульманские, иудейские и буддистские группы, пользующиеся полной правовой защитой, но меньшим числом государственных привилегий; (3) все прочие религиозные группы, которые получают только декларативные гарантии свободы вероисповедания и свободы совести.

Тройственная классификация религиозных групп намечена в преамбуле Закона. Там признается "особая роль православия в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры". Кроме того, в ней выражено уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России. В отношении всех остальных, в преамбуле констатируется лишь важность "содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания".

Эта тройственная классификация развита и конкретизирована в 18 статьях о религиозных объединениях, изложенных в законе и в правилах регистрации, усиливающих эти же положения. Закон определяет религиозное объединение как "добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей".

Религиозные объединения подразделяются на: (1) религиозные организации, которые пользуются широким спектром гарантий и привилегий; (2) религиозные группы, которые получают лишь минимальные гарантии. В свою очередь, религиозные организации делятся на (а) привилегированные централизованные (Русская православная церковь); (б) менее привилегированные местные (главным образом, другие "традиционные" российские религии).

Религиозные организации получают статус "юридических лиц" - основное право на существование в качестве юридического субъекта, из которого автоматически следует ряд других прав. "В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры". Подобное имущество в целом освобождается от государственного налогообложения, а имущество, используемое в целях богослужения, не подлежит отчуждению в судебном порядке в пользу кредиторов.

Кроме того, религиозным организациям гарантированы дополнительные права. Они имеют право заниматься благотворительной деятельностью, проводить религиозные обряды в государственных больницах и местах заключения. Религиозные организации имеют право выпускать, приобретать, экспортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио - и видеоматериалы и другие предметы религиозного назначения. Религиозные организации обладают исключительным правом создавать предприятия для выпуска богослужебной литературы и предметов культового назначения. Религиозные организации имеют право устанавливать и поддерживать контакты с зарубежными собратьями по вере и пользуются исключительным правом "приглашать иностранных граждан в целях занятий профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях".

Государство дает религиозным организациям и некоторые непосредственные блага. В частности, они "вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями безвозмездно".

Более того, государство "оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями".

Впечатляющее изобилие прав и привилегий не приходит само собой. Статус "религиозных организаций" и соответственно права и привилегии предоставляются только религиозным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке. Именно здесь проявляется величайшая несправедливость Закона.

Закон проводит различие между местными и централизованными регистрируемыми организациями. Местные религиозные организации должны состоять "не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении". Централизованные организации должны включать в себя "не менее трех местных религиозных организаций". Коль скоро религиозная организация считается "централизованной", как в случае иерархической Русской православной церкви, каждая вновь создаваемая местная ячейка автоматически регистрируется в качестве религиозной организации. Однако, если религиозная организация имеет местный характер, как в случае многих протестантских, мормонских, иудейских и других религиозных объединений с общинной структурой, то каждая местная группа подлежит отдельной регистрации.

Претенденты на статус централизованной организации должны представлять такую же информацию о каждой из своих местных ячеек плюс свидетельство о своем постоянном присутствии в данном месте, выданное местными органами власти. Будучи зарегистрировано в установленном порядке, "новое" религиозное объединение считается "религиозной организацией" со всеми соответствующими правами и привилегиями, но только в течение одного года. По прошествии года объединение должно заново проходить регистрацию.

В регистрации может быть отказано либо зарегистрированная организация может быть распущена. Некоторые основания, указанные в Законе, являются вполне разумными - например, по решению создателей группы; из-за создания группой вооруженных формирований; "в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции или Федерального закона". Но некоторые из них, по-видимому, нацелены на существующие в России группы, которые вызвали открытую критику со стороны Московской патриархии. Такие основания, как "принуждение к разрушению семьи" и "принуждение членов к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения", судя по всему, направлены против Церкви унификации, кришнаитов и других "сект". "Склонение к самоубийству", очевидно, направлено против последователей Солнечного Храма и членов Белого Братства. "Отказ по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи", вероятно, имеет в виду некоторых свидетелей Иеговы и сторонников Христианской науки. "Воспрепятствование получению обязательного образования", видимо, направлено против разнообразных групп Свободной церкви и евангелических христиан, которые настаивают на религиозном или домашнем обучении. "Создание препятствий выходу гражданина из религиозного объединения", по-видимому, нацелено как на традиционные мусульманские и иудейские группы, так и на разнообразные культы "нью эйдж", которые не одобряют отречение от веры. А формулировка о "побуждении граждан к отказу от исполнения установленных Законом гражданских обязанностей", очевидно, конкретно направлена против свидетелей Иеговы, однако достаточно туманна, чтобы затронуть еще несколько религиозных групп, являющихся культурно нетрадиционными.

Еще более нечеткие и широко толкуемые основания для отказа в регистрации или роспуска религиозной организации удалось протащить в новые Правила регистрации, претворяющие в жизнь этот Закон. К их числу относятся: неправомочность основателя (основателей) религиозной организации; непризнание создаваемой организации религиозной; судебные решения в случаях, устанавливаемых Законом.

Те религиозные объединения, которые не могут - или по религиозным соображениям не желают - регистрироваться, считаются религиозными группами. Религиозные группы имеют право на проведение богослужений, религиозных ритуалов и церемоний, а также на проповедь религии и религиозное воспитание своих последователей. Но при отсутствии статуса субъекта права им более ничего не гарантируется.

Религиозные группы подвергаются действию множества явных запретов и ограничений. Такие группы не обладают правами юридического лица, не имеют права владеть общественным имуществом и лишены государственных материальных привилегий, предоставляемых религии. Их члены и духовенство не имеют права на отказ от военной службы по своим убеждениям. Они не могут открывать или содержать собственные школы, семинарии или другие учебные заведения и не могут проповедовать свою веру в местных государственных школах. Они не могут выступать в качестве представительств зарубежных религиозных организаций в России. Им не разрешается проводить религиозные обряды или службы или предоставлять услуги священников в больницах, медицинских центрах, детских домах, домах для престарелых или инвалидов и в тюрьмах. Им не разрешено выпускать, приобретать, экспортировать, импортировать или распространять религиозную литературу, видеофильмы и другие предметы религиозного назначения, равно как и создавать местные учреждения для их производства. Они не имеют права приглашать в Россию иностранных граждан для чтения проповедей или для ведения религиозной деятельности.

Много в этом запутанном Законе противоречит гарантиям индивидуальной или коллективной религиозной свободы, выдвигаемым в других его частях. Например, в преамбуле подтверждается "право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждений." Статья 2.3 ясно говорит, что никакое положение Закона не подлежит толкованию, умаляющему или ограничивающему права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания. Статья 3 обеспечивает обычные гарантии всеобщей свободы от дискриминации, оскорбления, принуждения или других лишений на религиозных основаниях. Кроме того, она гарантирует всем право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Закон утверждает, что "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". В подкрепление этой гарантии Закон повторяет несколько положений Закона 1990 г. об отделении церкви от государства. Даже самая хитроумная казуистика не может оправдать вопиющие противоречия между этими гарантиями религиозной свободы для всех и дискриминационными Правилами регистрации.

Закон не только явно противоречит сам себе, но и нарушает ряд основных прав человека. "Закон должен обеспечивать выполнение норм по правам человека, зафиксированных в Конституции РФ 1993 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и в Европейской конвенции о защите прав человека 1950 г., поскольку Россия взяла на себя обязательства придерживаться духа и буквы всех этих документов. Закон открыто игнорирует эти нормы. Он нарушает права равенства граждан и неграждан и вводит дискриминацию на почве религии. Он попирает основные права свободы мысли, религии и веры, свободы выражения и свободы объединений".

Нельзя сказать, что политические и религиозные лидеры России, создававшие Закон, не сознавали его дискриминационный характер. Против более ранних редакций законопроекта официально протестовали многие российские религиозные группы и правозащитники - в том числе "Союз баптистов, Союз пятидесятников, адвентисты седьмого дня, Объединенный совет российских евреев, Римско-католическая церковь, Русская православная свободная церковь, Зарубежная Русская православная церковь и староверы. Папа Иоанн Павел II направил президенту Ельцину личное письмо протеста против законопроекта. Несколько глав государств Западной Европы и Совет Европы выражали свое решительное несогласие президенту Ельцину, членам правительства и депутатам российского парламента. То же сделали президент Клинтон и экс-президент Картер вместе со 160 сенаторами и конгрессменами США. Правозащитные организации и специалисты по свободе религии всего мира выпустили, целую лавину подробной критики проектов закона; многие из этих документов попали в руки членов российского парламента".

По существу, наиболее общую критическую оценку Закона дал сам президент Ельцин в своем письме по поводу наложения вето на предпоследнюю редакцию законопроекта, поскольку все положения, вызвавшие его главные возражения, остались в Законе, который он подписал в сентябре. В послании от 23 июля 1997 г., с объяснением причин наложения вето Ельцин писал, что "проект Закона противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и общепринятым принципам и нормам международного права. Проект характеризует Российскую Федерацию как светское государство, но вводит дискриминационные правила регистрации и перерегистрации религиозных организаций; заявляет о верности принципам религиозной свободы и равенства, но многие из его положений преднамеренно направлены на ограничения прав граждан Российской Федерации, а еще более серьезно ущемляются права иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, поскольку они не имеют права коллективно исповедовать и распространять веру и могут удовлетворять свои религиозные потребности только индивидуально".

Более того, Ельцин писал, что в Федеральном законе есть опасное неконституционное положение, связанное с отсутствием принципа равенства религиозных объединений перед законом. Требование, что иностранные религиозные организации могут быть представлены только под эгидой российских организаций, неправомерно ставит зарубежные группы в прямую зависимость от отношения к ним российских религиозных организаций. К тому же получается, что русские религиозные объединения фактически являются "органами государственной власти", что нарушает принцип отделения религиозных объединений от государства. Ельцина особенно возмущал тот факт, что местные административные единицы могут принимать решение о существовании централизованной религиозной организации, - он гневно заявлял, что уже неоднократно выражал свое отрицательное отношение к подобного рода неконституционной практике и поэтому дважды отказывался подписывать подобный закон.

Кроме того, президент Ельцин возражал против конституционного неравенства, выражающегося в предоставлении привилегий Русской православной церкви. По его мнению, столь же недопустимо было делать статус других религиозных групп зависящим от искусственного пятнадцатилетнего периода регистрации. Ельцин считал неконституционным и несправедливым позволять государству оказывать финансовую, материальную и другую помощь религиозным организациям для религиозного воспитания. Продемонстрировав еще несколько несоответствий и неконституционных положений в Законе, Ельцин завершал свое письмо в поддержку вето следующим образом: "В целях обеспечения полноценного участия Российской Федерации в процессах интеграции не только в Европе, но и во всем мире с учетом поликонфессионализма населения Российской Федерации, проблема обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина в области свободы вероисповедания, выбора и распространения религиозных убеждений, равенства религиозных объединений перед законом имеет исключительно важное значение. В целях избежания международной изоляции традиционных российских конфессий и недопущения конфликтов на религиозной основе внутри страны, в целях недопущения обвинений Российской Федерации в преследовании за убеждения. в связи с необходимостью приведения Федерального закона в соответствие с Конституцией Российской Федерации, международно-правовыми нормами, иными законами Российской Федерации, а также устранения многочисленных внутренних противоречий Закона полагаю необходимым его существенную переработку".

Но никаких существенных исправлений сделано не было. Все до одного антиконституционные положения июльского законопроекта, на который Ельцин наложил вето, остались на своем месте в окончательной редакции, которую он в сентябре подписал в качестве Закона. Как и предсказывал Ельцин, "традиционные российские конфессии", особенно Русская православная церковь, оказались в значительной "международной изоляции". Хуже того, Россия теперь сталкивается с массовыми "конфликтами на религиозной почве" и с многими "обвинениями Российской Федерации в преследовании за убеждения".



2020-03-19 189 Обсуждений (0)
Закон о свободе, совести 1997 года 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закон о свободе, совести 1997 года

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)