Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой



2020-03-17 235 Обсуждений (0)
Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Существует несколько моделей социальной политики государства.

Либеральная модель социальной политики государства. За последнее столетие в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели механизма реализации социальной политики государства. [11, с. 250]

По типу субъекта социальной ответственности различают:

¾ либеральную модель;

¾ корпоративную модель;

¾ общественную модель.

Они отличаются одна от другой ролью и степенью участия в реализации социальной политики основных субъектов экономики (государство, корпорация, личность) и других институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектов.

Так, либеральная модель предполагает принцип лично ответственности каждого члена общества за судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована.

При либеральной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий прямую зависимость между размерами взносов и объемом социальных услуг, получаемых в системе социального страхования. Данная модель социальной политик государства присуща США, Англии, Ирландии, Франция и др.

Соединенные Штаты Америки - пример модели частной медицины с сильными рыночными механизмами, сочетающейся с многоканальностью финансирования здравоохранения (ОМС, ДМС, благотворительность, государственная поддержка). В Соединенных Штатах Америки нет единой и четкой системы организации здравоохранения. Более того, каждый штат имеет свою, порой сильно отличающуюся систему. Так, например, в штате Теннесси почти все имеют медицинскую страховку, а в некоторых штатах основную роль играет благотворительность. Американский аналог системы Бисмарка - это система Medicare, охватывающая медицинской помощью лиц старше 65 лет. Medicare предоставляет бесплатную медицинскую помощь лицам старше 65 лет в том случае, если они сами или их супруг (супруга) проработали на предприятиях, участвующих в программе Medicare, не менее 10 лет, или в более молодом возрасте, если претендент страдает хроническим заболеванием. Однако часть расходов пациенты, охваченные системой Medicare, оплачивают самостоятельно. Размер этой оплаты можно уменьшить, приобретя дополнительно Medigap-полис или воспользовавшись программой Medicare B. Medicare финансируется за счет штата (преимущественно), частично - за счет федерального бюджета. [17, с. 61 - 64]

Однако в США есть еще одна система оказания медицинской помощи - благотворительные фонды, которые имеют достаточно мощную финансовую поддержку в обществе. Церкви также содержат сеть бесплатных больниц.

Основное преимущество здравоохранения США - это не только система высокотехнологичных клиник с квалифицированным медицинским персоналом, но и наличие специализированных систем здравоохранения, поддерживающих определенные категории лиц: пожилых, малоимущих.

Согласно текущим оценкам, расходы на здравоохранение в США составляют 16 % ВВП, по этому показателю США занимают второе место среди государств-членов ООН <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%9E%D0%9D>, после Восточного Тимора <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80>. По данным Министерства здравоохранения, к 2017 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/2017_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> расходы на медицину вырастут на 6,7 % и составят 19,5 % ВВП.

Например, во Франции функционирует сложная система, объединяющая частный и государственный секторы, которые обеспечивают предоставление медицинских услуг и финансирование здравоохранения. Система основана на принципах обязательного медицинского страхования, которое в значительной степени дополняется добровольным страхованием. Широкий спектр и практически неограниченное количество медицинских услуг доступны не только в больничном секторе, но и в амбулаторном. [6, с.4 - 7]

Расходы на здравоохранение во Франции опережают темпы развития национальной экономики. В течение последних 20 лет были предприняты попытки сдерживания расходов главным образом путем увеличения доходов или ограничения расходов за счет средств национальной системы медицинского страхования. Несмотря на кратковременный эффект, ни один из планов министерства не привел к достижению долгосрочной стабильности в расходах. [6, с.4 - 7]

В последние годы во Франции возросла роль стационарзамещающих технологий (хосписы, дневные стационары и отделения хирургической помощи), в стране по-прежнему отмечается нехватка мощностей для оказания долгосрочной помощи, которая не соответствует растущим потребностям стареющего населения, что ведет к серьезным финансовым расходам. [6, с.4 - 7]

Корпоративная модель социальной политики. Вторая модель социального государства - корпоративная. Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности. Это означает. Что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение.

Предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских услуг и образования. В данной модели ответственность за социальное благополучие в обществе несут государство, негосударственные организации и непосредственно личность, но более существенную роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную развитую социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды.

Классическими представлениями корпоративной модели социальной политики государства являются Япония, Германия. [11. с. 251]

В настоящее время доля Германии в мировом ВВП составляет 8%, в ВВП стран Евросоюза - 30%.

Германия - наиболее характерный пример страховой системы финансирования здравоохранения. Первая национальная система здравоохранения была создана канцлером О. Бисмарком в 1881 г. Она представляла собой программу страхования рабочих и их семей и базировалась на уже действовавших в то время законах о компенсациях работникам железной дороги (1838) и о шахтерских обществах (1854). Эта система является классической моделью ОМС. [17, с. 61 - 64]

В то же время очень многие организаторы здравоохранения Германии считают, что здравоохранение страны находится в тупике. Эти высказывания, относящиеся к одной из развитых стран с развитой системой здравоохранения, наталкивают на мысль о более серьезных проблемах в здравоохранении развивающихся стран. [17, с. 61 - 64]

В ФРГ законодательно установленные правила должны гарантировать всем слоям населения, независимо от их финансового состояния или отнесения к той или иной группе риска, покрытие расходов по их медицинскому обслуживанию в соответствии с заранее принятыми государственными представлениями о стандартах качества в этой области. Однако финансовые ресурсы отрасли снижены настолько, насколько велики или малы семьи в сегодняшней Германии или насколько велика безработица в стране. [17, с. 61 - 64]

Система здравоохранения Германии по праву считается одной из лучших в мире. В этой европейской стране отмечается один из наиболее высоких в мире уровней расходов на систему здравоохранения, которые составляют около 11% от ВВП. [17, с. 61 - 64]

Немцы начали решительно перестраивать свою медицину, когда грозовые тучи ещё только появились на горизонте. То есть с начала ХХI века расходы на здравоохранение в Германии росли не столь уж высокими темпами, не выходя из зоны 10-12% ВВП. Например, в 2001 году они составили 10,7% (222 млрд. евро) в 2006-м - 12% (245 млрд.), в 2008 - 10,5% (263 млрд.). Снизившись в 2009 году до 234 млрд. (11,1% ВВП, или 2840 евро в год на душу населения), медицинские расходы Германии всё же удержались на 4-м месте в мире после США, Швейцарии и Франции.

Современные немецкие клиники, оснащенные новейшим оборудованием, высококвалифицированные врачи, использование последних научных достижений в диагностике, лечении, реабилитации - отличительные особенности медицины Германии.

Что же качается Японии, то она относится к числу стран с государственной системой здравоохранения, основанной на всеобщем и обязательном медицинском страховании и доступности медицинской помощи всем гражданам независимо от уровня доходов. Всеобщий охват населения системой национального медицинского страхования был достигнут еще в 1961 г. [18, с..11 - 15]

Суммарные годовые затраты на здравоохранение составили около 7,1% валового национального продукта.

Основа страховой медицины - семейный врач. Разработана новая система оплаты работы врачей, оказывающих помощь престарелым. Проводимые мероприятия позволяют здравоохранению Японии добиваться хороших показателей общественного здоровья при меньших подушевых затратах на здравоохранение по сравнению с развитыми странами.

По уровню научного медико-биологического потенциала Япония занимает 2-е место среди развитых стран мира. Здесь насчитывается 240 научно-исследовательских учреждений медико-биологического профиля, в которых работают около 73 000 ученых-медиков. [18, с..11 - 15]

Общественная модель социальной политики. Следующая модель социальной политики государства - общественная. В ее основе лежит принцип солидарности, т.е. ответственности всего общества за судьбу его членов.

Эту модель называют перераспределительной., при которой богатый платит за бедного, здоровый - за больного, молодой - за старого. Осуществляет это перераспределение государство. Именно оно берет на себя ответственность за социальное благополучие своих граждан.

Финансовым механизмом перераспределения служит государственный бюджет и государственные социально-страховые фонд, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме. В условиях рыночной экономики наличие развитой государственной системы обеспечения и социального обслуживания не исключает возможность существования негосударственных (частных и корпоративных) институтов социальной политики, однако наиболее значительную роль в ее обеспечении все же играет государство. Примером такой модели являются страны так называемого рыночного социализма - Швеция, Швейцария, Дания. [11, с. 251 - 252]

Система здравоохранения в Швейцарии отражает федеральное и либеральное устройство политической системы. Младенческая смертность- ниже 5.0 на 1000 родившихся живыми, СПЖ- почти 80 лет. На здравоохранение тратится 10.3% ВВП, что, как считает федеральное правительство, недопустимо много, поскольку рост этих расходов всегда опережал рост прожиточного минимума, и в настоящее время подушевые затраты на здравоохранение составили 2700 долларов в год, т.е. в 11 раз больше, чем 30 лет тому назад и в 1.5 раза больше, чем в среднем в западноевропейских странах. Здравоохранение является одной из важнейших сфер деятельности кантональных властей, которые ответственны за регулирование медицинских служб, обеспечение медицинской помощи, профилактику болезней и санитарное образование, исполнение федеральных законов.

Система медицинского страхования в Швейцарии подразделяется на три сектора: обязательное базовое страхование, добровольное дополнительное страхование, страхование дневного содержания в случае потери источника дохода в результате болезни (страхование дневного содержания по болезни). [2]

Сравнение шведской модели с западноевропейскими показывает, что она не так уж оригинальна. Безусловно, эта страна является пионером в создании особой формы общества благоденствия, в то же время эта модель очень близка в своих базовых характеристиках и к германской концепции социально ориентированного рыночного хозяйства, и к идеям, положенным в принятую Евросоюзом стратегию достижения Социальной Европы. Не случайно, например, то, что Швеция одной из первых стран-участниц Евросоюза полностью адаптировала свое социальное законодательство к общему социальному законодательстве ЕС, поскольку социальные стандарты ЕС более низкие, чем в Швеции и других скандинавских странах, обеспечивающих своим гражданам более высокий уровень экономической безопасности.

Стимулирующая и административная модели социальной политики. По характеру участия государства в решении социальных вопросов выделяют: государство политика социальный здравоохранение

¾ стимулирующую модель;

¾ административную модель.

Стимулирующая модель, которая предполагает косвенное участие государства в решении социальных проблем, когда государство задает правовые, кредитно-финансовые и налоговые «правила игры». Это выражается в создании таких условий, которые делают выгодным вложения в социальную сферу.

Административную модель, где предполагается активное вмешательство государство экономику страны. Условием реализации данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости. Механизм этой одели заключается в том, что государство принуждает организации частного и общественного сектора выполнять социальные функции, например, заставляя их производить отчисление в социальные фонды, выплачивать заработную плату не ниже установленного уровня и др.

Выбор той или иной модели осуществляя социальной политики определяется особенностью исторических, социальных, культурных и экономических условий, а также типом общественно-политического устройства государства и др.

Существует несколько моделей социальной политики государства:

¾ либеральная;

¾ корпоративная;

¾ общественная;

¾ стимулирующая и административная модель.

Каждая из них имеет свои характерные черты и особенности, обусловленные множеством факторов и применимы для тех или иных стран с развитой рыночной экономикой. Одни отличаются минимизированным вмешательством государства в отдельные сферы социальной политики, другие отличаются взятие государства на себя практически полной ответственности за реализацию социальных целей и планов.

Стоит отметить, что расходы на здравоохранения в странах с развитой рыночно экономикой достаточно велики, а в некоторых странах превышают темпы роста прожиточного минимума.




2020-03-17 235 Обсуждений (0)
Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности политики здравоохранения в странах с рыночной экономикой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)