Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в республике Беларусь



2020-03-17 207 Обсуждений (0)
Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




Республика Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развиты странах европейских государств.

Расходы Республики Беларусь на здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают уровень аналогичных расходов государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития.

Важнейшие направления социальной политики, повышение уровня и качества жизни населения. Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития занимает человек как личность, как потребитель и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный субъект их реализации.

Основные социальные задачи, направленные на развитие человеческого потенциала, предусмотренные в НСУР-97, в основном были выполнены. Это нашло отражение в интегральном показателе - индексе развития человеческого потенциала, по которому Республика Беларусь в 2001 г. заняла 53 место среди 175 стран мира, что позволило ей войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опережая все страны СНГ.

Снижение уровня жизни населения, негативное изменение среды обитания привели к ухудшению здоровья населения. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит на 49-53% от образа жизни, на 18-22% от наследственности, 17-20% от качества окружающей среды и лишь 8-10% от уровня медицинского обслуживания. Из этого следует, что основным фактором, влияющим на здоровье нации, является образ жизни.

Стратегической целью в области улучшения здоровья является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

¾ формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;

¾ воспитание личной нравственной ответственности человека за сохранение своего здоровья и других членов общества;

¾ улучшение физического и психологического благополучия населения;

¾ улучшение качества окружающей среды;

¾ создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;

¾ разработка и реализация правового и экономического механизма обеспечения социальных условий для реализации стремления людей к позитивным изменениям в образе жизни.

Особое внимание предстоит уделить охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы. Стратегической целью развития здравоохранения является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью.

Для реализации этой цели необходимо обеспечить:

¾ четкое определение уровня государственных гарантий в области здравоохранения на основе государственных минимальных социальных стандартов;

¾ планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, а также нормативам объема и себестоимости медицинской помощи;

¾ расширение внебюджетных источников финансирования отрасли и др.

Для решения этих задач необходимо проведение следующих мероприятий:

¾ увеличить долю финансирования в ВВП на развитие здравоохранения;

¾ совершенствовать государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;

¾ увеличить объемы финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развивать формы добровольного медицинского страхования;

¾ обеспечить инвестициями наиболее приоритетные направления деятельности - развитие первичной медико-санитарной помощи, службы охраны материнства и детства и профилактики социально опасных заболеваний;

¾ продолжить реструктуризацию медицинской помощи путем сокращения неэффективно эксплуатируемых больничных коек и ликвидации диспропорций в их распределении по территории страны;

¾ продолжить внедрение стационарозамещающих технологий (развитие дневных стационаров и стационаров на дому, создание поликлинических подразделений на базе отдельных больничных организаций здравоохранения), а также внедрение общей врачебной практики;

¾ совершенствовать медицинскую помощь пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, целевого скрининга для формирования групп высокого риска, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;

¾ совершенствовать систему контроля качества лекарственных средств;

¾ развивать отечественное производство медицинской техники и изделий медицинского назначения по наиболее важным позициям;

¾ обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в области организации и экономики здравоохранения, медицинской информатики.

На первом этапе (до 2010 г.) для достижения целей и решения этих задач в качестве приоритетных направлений государственной политики в области охраны и укрепления здоровья населения следует выделить: обеспечение участия в процессах формирования здорового образа жизни всех органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, активизация этого процесса на республиканском и местных уровнях; внедрение различных форм реструктуризации медицинской помощи, направленных на концентрацию и перераспределение ресурсов на более эффективные направления деятельности, укрепление и обновление материально-технической базы, повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности; разработка и принятие Государственной программы улучшения общественного здоровья населения Республики Беларусь на 2006 - 2007 гг.

На втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо: дальнейшее формирование потребности населения в соблюдении принципов здорового образа жизни; разработка и реализация эффективных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни; принятие Закона «О здоровом образе жизни» с введением в него положений, определяющих ответственность граждан за состояние своего здоровья; расширение рынка медицинских технологий и услуг.

Совет Министров Республики Беларусь в области здравоохранения:

¾ обеспечивает проведение единой государственной политики;

¾ обеспечивает развитие международного сотрудничества;

¾ обеспечивает разработку и реализацию государственных программ;

¾ не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом Республики Беларусь о проведении единой государственной политики и о состоянии здоровья населения Республики Беларусь;

¾ осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. [21]

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области здравоохранения:

¾ проводит единую государственную политику;

¾ организует оказание населению Республики Беларусь медицинской помощи;

¾ организует обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь;

¾ организует лекарственное обеспечение населения Республики Беларусь;

¾ организует проведение научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;

¾ координирует и (или) контролирует деятельность других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических и физических лиц;

¾ определяет порядок разработки территориальных программ государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь доступным медицинским обслуживанием;

¾ осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. [21]

В соответствии с Законом «О здравоохранении» от 20 июня 2008г.№ 363-3 здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний

Здравоохранение - отрасль деятельности государства, целью которой являются организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. [21]

Основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются:

¾ создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;

¾ обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;

¾ приоритетность мер профилактической направленности;

¾ приоритетность развития первичной медицинской помощи;

¾ приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

¾ обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения и его будущих поколений;

¾ формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих;

¾ ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения;

¾ ответственность нанимателей за состояние здоровья работников.

Граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается:

¾ предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения;

¾ предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность, за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;

¾ доступностью лекарственных средств;

¾ осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения.

Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Объем финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, выделяемых для предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Источниками финансирования здравоохранения являются:

¾ средства республиканского и (или) местных бюджетов;

¾ безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

¾ иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь. [21]

Отрицательная динамика основных демографических показателей в Республике Беларусь за последние годы достигла критического уровня, представляющего угрозу национальной безопасности страны. Указом Президента Республики Беларусь № 357 от 11.08.11 с целью стабилизации демографической ситуации и формирования предпосылок демографического роста утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2010-2015гг. [22]

С 1994 г. население страны сократилось на 799,1 тыс. человек и на начало 2012 г. составило 9465,1 тыс. человек.

Продолжает сохраняться наметившаяся в 2003 г. положительная тенденция к увеличению рождаемости, которая в 2011 г. достигла уровня 11,5 на 1000 жителей (в 2010 г. - 11,4). В 2011 г. в республике родилось 109147 человек (в 2010 г. - 108050). [22]

Смертность населения республики в 2011 г. по сравнению с 2005 г. снизилась с 14,4 до 14,3 на 1000 населения.

Несмотря на то, что по сравнению с 2005 г. смертность населения республики снизилась на 1,4%, по-прежнему сохраняется высокий ее уровень в Витебской (16,2 на 1000 населения) и Минской областях (16,0 на 1000 населения).

Обобщенным показателем общественного здоровья является ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (ОППЖР). По этому показателю Беларусь уступает почти 100 странам мира, а по сравнению с развитыми странами он ниже у мужчин на 12-14 лет, у женщин - на 5-6 лет. Наиболее высокой продолжительность жизни была в 1964-1969 гг. - 72,9 года. В 90-е гг. происходило снижение ее уровня; в 2003 г. она составила 68,5 года. ОППЖР для женщин снизилась с 77,2 (1984-1985 гг.) до 76,7 года (2011 г.), для мужчин - с 68,9 (1964-1965 гг.) до 64,7 года (2011 г.). Следует отметить, что в 2011 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин по сравнению с 2010 г. незначительно увеличилась и составила 70,6 года, в т. ч. мужчин - 64,7 года и женщин - 76,7 года (2010 г. - общая продолжительность жизни - 70,4 года, мужчин - 64,6 года, женщин - 76,5 года). [22]

С 1994 по 2011 гг. уровень первичной заболеваемости населения Республики Беларусь увеличился на 24,6% и составил 84255,6 на 100 тыс. населения. Общая заболеваемость выросла на 40,7% и составила в 2011 г. 155929,0 на 100 тыс. населения. Соотношение общей и первичной заболеваемости увеличилось с 1,64 в 1994 г. до 1,85 в 2011 г., что указывает на значительное накопление хронической патологии.

В структуре первичной заболеваемости 1-е место традиционно занимают болезни органов дыхания - 45879,6 на 100 тыс. населения, или 54,4% (в 2005 г. - 39 418,1, или 50,8%). Второе место занимает класс «Травмы и отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин» - 8066,0 на 100 тыс. населения, или 9,6% (в 2005 г. - 7878,4, или 10,1%). Третье место занимают болезни кожи и подкожной клетчатки - 4061,3 на 100 тыс. населения, или 4,8% (в 2005 г. - 4224,1, или 5,4%). В структуре причин смерти населения Республики Беларусь болезни системы кровообращения занимают лидирующее место и составляют 51,9% (в 2010 г. - 53,9%). Уровень первичной заболеваемости в 2011 г. по классу «Болезни системы кровообращения» снизился на 1,5% и составил 2674,0 на 100 тыс. населения (в 2010 г. - 2714,5).

Значительный материальный и нравственный ущерб белорусскому обществу продолжают причинять пьянство, алкоголизм и наркомания. С 2000 по 2011 гг. контингент больных хроническим алкоголизмом и алкогольным психозом вырос на 44,6% (с 1426,9 до 2062,7 на 100 тыс. населения).

Обеспеченность отрасли медицинскими кадрами определяет эффективность функционирования системы здравоохранения.

С 2010 г. с целью сопоставления статистических данных по медицинским кадрам с международной практикой Министерством здравоохранения Республики Беларусь осуществляется переход на методологию статистического учета медицинских кадров в соответствии с рекомендациями международных организаций ОЭСР, ЕРБ ВОЗ, Евростат.

Из 56 463 штатных врачебных должностей занято 54 164.В 1994 г. был зарегистрирован самый большой выпуск врачей - 1997 человек, а к 2008 г. выпуск уменьшился на 7,0% и составил 1857 человек. В 2010 г. выпуск врачей увеличился по сравнению с 2009 г. на 179 человек, или на 9,1%.

Из общего числа штатных должностей среднего медицинского персонала (128211) было занято 125394.

Укомплектованность штатных должностей среднего медицинского персонала в 2011 г. составила 97,8% (в 2010 г. - 97,9%). Выше среднереспубликанского уровня этот показатель в Могилевской области - 99,7% (в 2010 г. - 99,5%), ниже среднереспубликанского уровня в г. Минске - 96,6% (в 2010 г. - 96,9%). Коэффициент совместительства у среднего медицинского персонала в 2011 г. составил 1,21 (в 2010 г. - 1,21). Выше среднереспубликанского коэффициент совместительства у среднего медицинского персонала в г. Минске -1,39 (в 2010 г. - 1,40), ниже в Брестской области - 1,10 (в 2010г. - 1,10).

Министерство здравоохранения Республики Беларусь проводит мониторирование внедрения государственных социальных стандартов в каждом регионе и районе республики. Ежеквартально информация о ходе внедрения социальных стандартов заслушивается на коллегиях управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета по здравоохранению, а так же коллегиях Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Сегодня государственные социальные стандарты внедрены во всех регионах республики.

Более подробный анализ основных показателей и их динамики в политик здравоохранения Республики Беларусь представлен в Приложении Б.

Для достижения цене и зада социальной политик Республики Беларусь в области здравоохранения предусмотрен план мероприятия изложенный в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 - 2015гг. Основным мероприятия в области здравоохранения можно ознакомится в Приложении А.


Заключение

Социальная политика - совокупности мероприятий, направленных на улучшение экономических и социальных условий жизни общества и отдельных слоев, достижение социальной справедливости. Социальная политика направлена на осуществления справедливости повышения благосостояния, уровня жизни, условий труд и др. граждан своей страны.

Социальная политика состоит из нескольких наиболее важных направлений:

¾ политика регулирования занятости;

¾ политика регулирования доходов населения;

¾ политика в области здравоохранения;

¾ политика в области науки и образования;

¾ жилищная политика;

¾ политика социальных гарантий;

¾ политика социальной защиты и др.

Каждая из них направлена на достижение своих целей и результатов, которые достигаются по средства придерживаемых принципов и задач.

Не маловажную роль в реализации социальной политики является социальная устойчивость, которая обеспечивает стабильный уровень цен, не допускает большой дифференциации доходов и обеспечивает социальную защиту.

Существует несколько моделей социальной политики государства:

¾ либеральная;

¾ корпоративная;

¾ общественная;

¾ стимулирующая и административная модель.

Каждая из них имеет свои характерные черты и особенности, обусловленные множеством факторов и применимы для тех или иных стран с развитой рыночной экономикой. Одни отличаются минимизированным вмешательством государства в отдельные сферы социальной политики, другие отличаются взятие государства на себя практически полной ответственности за реализацию социальных целей и планов.

Стоит отметить, что расходы на здравоохранения в странах с развитой рыночно экономикой достаточно велики, а в некоторых странах превышают темпы роста прожиточного минимума.

Здравоохранение в Беларуси - государственный институт, чутко реагирующий на все изменения в обществе. Практически синхронно также изменяются показатели здоровья населения. Такая тесная взаимосвязь сложилась за многие столетия.

В Беларуси в сравнении со Швейцарией на здравоохранение выделено 43,8%, в сравнении со средними данными (6,24%) по странам Евробюро ВОЗ - 78,5%. Указанный средний показатель как обобщающий может восприниматься с определенной долей погрешности, потому что в общий расчет средних данных расходов на здравоохранение вошли Азербайджан (соответствующий показатель - 0,8%), Таджикистан (0,9%), Казахстан и Кыргызстан (по 2%). За счет этих стран значительно снижен показатель средних данных по расходам на здравоохранение.

Важно применительно к оценке соответствующего показателя по Беларуси (4,9%) отметить позицию ВОЗ о том, что здравоохранение может планомерно развиваться, если на него будет выделяться не менее 5% ВВП. В связи с этим еще одна значимая позиция. Опыт показывает, что при этом минимально допустимом уровне наиболее устойчивой и, следовательно, планомерно функционирующей является государственная система здравоохранения, основанная на бюджетном финансировании.

В мире практически нет ни одной страны, где государство не держало бы в своем ведении проведение ряда важнейших программ по охране здоровья населения. В последние годы в большинстве стран Евробюро ВОЗ доминирует направленная тенденция к усилению государственного участия (в первую очередь, путем увеличения доли в финансировании) в решении проблем охраны здоровья населения.




2020-03-17 207 Обсуждений (0)
Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль государства в обеспечении реализации целей политики здравоохранения в республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)