Унификация и гармонизация налогообложения в рамках межгосударственного сотрудничества
В процессе анализа и выработки налоговой политики, все в большей степени принимаются во внимание международные факторы. Действительно, последние годы реформирование налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляется в направлении приведения национальных налоговых законодательств к соответствию неким общим требованиям. При этом сходство достигается, как в части правовых норм, определяющих состав налогов и сборов, так и норм, регулирующих порядок их исчисления и уплаты. Подобная практика, в значительной степени обусловленная общемировыми интеграционными процессами именуется унификацией налогового законодательства. В данном случае реформирование налогообложения осуществляется не в интересах какого-либо отдельного государства, а основывается на общности экономических интересов всех стран-участников того или иного международного объединения. Международные организации как раз и определяют общее направление и содержание налоговых реформ, проводимых в государствах в них входящих. Так, работа по унификации налоговых законодательств России и Беларуси нашла отражение в Концепции Налогового кодекса Союзного государства. В этом документе отмечается, что при разработке кодифицированного акта стороны должны исходить из необходимости создания оптимальных правовых условий в области налогообложения, а также основополагающих элементов унифицированного налогового законодательства—единых принципов и правил налогообложения, единых терминов и понятий, единого перечня основных налогов, единых прав и обязанностей налогоплательщиков на территории Союзного государства. Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию налогового законодательства и составляют существо гармонизации налогообложения. Её основная цель — устранение различий в налоговом законодательстве государств, препятствующих экономической интеграции. В конечном счёте, процесс гармонизации должен привести к установлению сходных правил налогообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное международное сообщество. Наибольших результатов в деле гармонизации систем налогообложения достигли страны, входящие в состав Европейского союза (ЕС). Эта международная организация и определяет процесс гармонизации налогообложения на территории всех входящих в нее стран. Процесс гармонизации осуществляется в соответствии руководящими актами Европейского союза — директивами по налогообложению, которые принимаются по инициативе стран-участников. Например, Бельгия в целях создания интегрированного финансового рынка предложила принять директиву по налогу на сбережения, предусматривающую гармонизацию налогообложения доходов по вкладам физических лиц в банках. Эта же страна, на правах исполняющей обязанности председателя Европейского Союза, обратилась к ряду государств Европы с просьбой поддержать процесс налоговой гармонизации в части выравнивания условий налогообложения в энергетике и торговле. Эти инициативы во многом вызваны «недобросовестной налоговой конкуренцией» со стороны стран поддерживающих сравнительно невысокий уровень налогообложения. Непосредственно процесс гармонизации налогообложения находится под контролем Комиссии Европейского союза (Европейской комиссии), которая вырабатывает соответствующие рекомендации для стран-участников. Так, ею подготовлены предложения по гармонизации налогообложения топлива в государствах, входящих в Европейский союз. Реформирование системы налогообложения топлива в рамках ЕС признано Комиссией необходимым, так как позволит исключить многие проблемы, существующие на рынке топлива. В частности обращено внимание на то, что транспортные компании в странах-участниках уплачивают налоги по различным ставкам. Например, в Великобритании их налоговая нагрузка в среднем в 2 раза больше, чем в Греции. В результате это приводит к тому, что стоимость литра неэтилированного бензина в странах ЕС существенно различается. В связи с этим Европейской комиссией было рекомендовано установить размер акциза на бензин в пределах 40 пенсов за литр. Однако последствием такого изменения в налогообложении может явиться резкое возрастание цен на бензин в странах, где ставки акцизов относительно невелики. Деятельность Европейской комиссии в ряде случаев выходит за рамки сообщества. В частности этим органом инициировалось обращение к правительствам США, Швейцарии. Лихтенштейна, Андорры, Монако и Сан-Марино, т. е. государств не входящих в ЕС, с предложением обсудить возможность приведения к определённому соответствию с нормами ЕС порядка налогообложения сбережений нерезидентов. Отдельные государства, отказываясь поступиться своими национальными интересами, открыто выступают против изменения своего налогового законодательства в целях налоговой гармонизации. Например, Великобритания наложила вето на отдельные налоговые преобразования, предлагаемые в рамках ЕС. Одной из причин этого является то. что гармонизация налогообложения требует снижения акцизов на топливо и цен на бензин, что отрицательно скажется на доходной части бюджета. По мнению английских властей, налогообложение является внутренним делом каждого из государств — участников ЕС. Не поддерживают масштабную налоговую гармонизацию и некоторые другие страны ЕС, в частности Дания и Испания. Наибольшие разногласия среди стран-участниц вызвали предложения по налогообложению энергетического комплекса. Рассмотрение разногласий, возникающих между государствами в процессе гармонизации налогообложения, отнесено к ведению Европейского арбитражного суда. По правилам ЕС в суд может обратиться Европейская комиссия, но только в том случае если в течение 2 месяцев какое-либо государство проигнорирует её рекомендации о приведении налогового законодательства в соответствие с требованиями сообщества. Например, Европейской комиссией было принято решение обжаловать в Европейском арбитражном суде законодательство Италии, определяющее порядок уплаты акцизов на минеральные смазочные масла. Причиной послужило то, что в смазочные масла в этой стране не облагаются акцизами общего характера, а отнесены к товарам, подлежащим обложению специальным акцизным налогом. Несмотря на все существующие издержки, процесс гармонизации налогообложения дает свои положительные результаты. По данным полученным Главным управлением экономики и финансов Комиссии Европейского Союза на основе анализа применения эффективной ставки установлено, что налогообложение корпораций в II странах ЕС, Японии и США вполне сопоставимо. Ранее же эффективные ставки налогообложения корпораций в европейских странах отличались меньшими размерами. Подобного результата удалось достигнуть при общем снижении ставок налогов, во многом благодаря расширению налогооблагаемой базы и росту экономики в странах ЕС. Организация объединенных наций (ООН) также оказывает содействие странам, стремящимся преобразовать свою экономику и систему налогообложения. В рамках Международной налоговой программы в 1993 г. подготовлен документ под названием «Основы мирового налогового кодекса», который базируется на современном понимании принципов построения налоговой системы, и носит рекомендательный характер. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отслеживает ситуации, складывающиеся в странах-участниках в связи с налогообложением. Так, в отчете об экономическом положении Исландии, подготовленном этой организацией, отмечается, что, несмотря на то, что в 1988 г. в стране проведена кардинальная налоговая реформа, отдельные недостатки в механизме налогообложения сохранились. В связи с этим экспертами ОЭСР рекомендовано: устранить различия в налогообложении прибыли корпораций и процентов от инвестиций: понизить ставки подоходного налога с физических лиц; повысить ставки НДС; сократить перечень подакцизных товаров; упразднить налог на имущество, издержки, по сбору которого превышают сумму поступлений от него; либерализовать налогообложение наследования. В рамках ОЭСР функционируют различные рабочие группы, отвечающие за осуществление налоговой политики в международном масштабе. Например, рабочая группа № 6, членами которой являются представители всех государств — участников ОЭСР, отвечает за координацию деятельности в области налогообложения транснациональных компаний. Под особым вниманием ОЭСР находятся те государства, которые, игнорируя общепринятые правила налогообложения, поддерживают исключительно льготные налоговые режимы на своей территории. В связи с этим ОЭСР специально разработан классификатор территорий, относящихся к зоне «пагубной налоговой конкуренции». Одним из средств противодействия недобросовестной налоговой конкуренции является предъявление странами с традиционными налоговыми системами различных дополнительных требований к хозяйствующим субъектам, зарегистрированным на территориях стран, обозначенных в классификаторе. Подобные согласованные меры дают свои результаты. Так, Белиз объявил о принятии комплекса мер, направленных на исключение этой страны из списка налоговых убежищ. В том числе предполагается создать систему обмена информацией по вопросам налогообложения с государствами — членами ОЭСР. Доминиканская Республика также изъявила готовность сотрудничать с ОЭСР в части установления нормальной практики налогообложения. Гармонизация налогообложения осуществляется и в рамках Содружества независимых государств (СНГ). Непосредственная координация этого процесса возложена на Координационный совет руководителей налоговых служб (КСРНС), созданный по решению Совета глав правительств стран СНГ. Ожидается, что деятельность КСРНС по гармонизации налогообложения позволит выработать конкретные предложения по изменению налогового законодательства, а также подготовить и принять Модельный налоговый кодекс СНГ. Участником этого процесса наряду с другими государствами СНГ является и Российская Федерация.
Заключение. Беспрецедентный экономический спад все более переходит из финансово-экономической и социально-политическую плоскость. Печальные итоги реформ бросают тень на все прогрессивные хозяйственные и демократические преобразования последних лет, подрывая доверие инвестора населения к государству, питают массовый пессимизм и, в конечном счете, ставят под сомнения исторические перспективы России в целом. Тем самым проблема оживления производства и достижение на этой основе положительных сдвигов в жизни людей становится первостепенным условием существования и развития российского общества и государства. Главное, что могут и должны сделать налог для выхода из катастрофы, это занять принципиальную теоретическую позицию материальной основы государства. Надо увидеть в налогах не арену политических игр, депутатских забав и правительственных упражнений, но, прежде всего фискальный инструмент. Специфика России в том и состоит, что жизненноважный для нее экономический подъем может обеспечить только государство: других денег, кроме государственных, на инвестиции, да и на необходимое потребление у нее в ближайшее время не будет. В свою очередь, оставляя в стороне эмиссионный вариант, такие деньги могут дать только налоги. Таким образом, судьба России находится в руках налогов, их фискальной функции. Применявшиеся до сих пор методы стабилизации, опиравшиеся на классические теории, не принесли ожидаемых результатов в силу нестандартности ситуации. Обычные приемы фискальной политики для сглаживания фаз экономического цикла, полезные в условиях кризиса, неприемлемы в катастрофических обстоятельствах. Усиление государственного регулирования экономики, повышение роли бюджета и налогов в хозяйственной жизни, безусловно, требует ужесточения контроля. Здесь важно защитить финансовые и налоговые органы от перманентного реформирования, неуверенности, начальственных амбиций, кадровой тряски и реорганизаций. Осуществление на практике приведенных конкретно мер позволит обеспечить решение трех основных задач: - устранение неплатежей и взаимной задолженности во всех ее видах; - нормализация бюджетной политики; - снижение налогового бремени в сфере производства. При этом условие только одно: решение этих задач не должно вестись за счет нарушения стабильности денежного обращения. Исходя из всего вышеизложенного, сегодня будут полезны любые законные меры. Поэтому временно придется отложить разговоры об общечеловеческих ценностях и ограничиваться человеческими - речь идет о выживаемости людей, производства, страны.
Список литературы: 1. Кучеров И.И. “Налоговое право России” 2006 год 2. Назаров В.Н. “Основы налогового права” 2008 год 3. Горский И.В. “Налоговая политика и экономический рост “–2003 год 4.Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики. М.:Финансы, 2001г. 5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года 6. Федеральный Закон от 30,12,2006 №269-ФЗ. “Об упрощённом порядке декларирования доходов физических лиц” 7. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политики в 2008-2010 8. Налоговый Кодекс РФ
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |