Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антикоррупционные документы и инструменты принятые и используемые в России.



2020-03-17 223 Обсуждений (0)
Антикоррупционные документы и инструменты принятые и используемые в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

По данным исследования Международного центра Transparency International, в 2008 году в России был зафиксирован самый высокий уровень коррумпированности в государственном секторе за последние восемь лет. Такой вывод Центр делает, основываясь на восприятия коррупции в 180 странах[26].

Очевидно, что коррупция стала угрозой для безопасности государства. Именно поэтому практически на протяжении 2008 и 2009 годов велась многоплановая законотворческая и организационно-подготовительная работа по созданию полноценной системной основы для борьбы с коррупцией в России.

19 мая 2008 г. на совещании по проблемам противодействия коррупции Президент Российской Федерации определил необходимость разработки в самый короткий срок Национального плана противодействия коррупции (далее-Национальный план). На том основополагающем совещании Президент России обозначил коррупцию, как одну из наиболее существенных угроз, которая «разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное – коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься» [27].

Понятно, что антикоррупционная борьба может быть эффективной только при условии ее системности. Именно поэтому мы говорим об антикоррупционной политике как о системе взаимосвязанных приоритетов и мер борьбы с коррупцией, включающих политические, законодательные, экономические, психолого-стимулирующие компоненты.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции», был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. На него была возложена задача разработки Национального плана.

2 июля 2008 года Д.А. Медведев принял участие в заседании Совета законодателей, на котором рассматривались проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции. Участники заседания обсудили проект Национального плана.

Еще тогда Д.А.Медведев подчеркнул, что в новый 2009 год страна должна войти с современным и эффективным антикоррупционным законодательством.

В заседании приняли участие члены Совета Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, руководители силовых ведомств, представители Правительства Российской Федерации, Конституционного и Верховного Судов, Генеральной прокуратуры, полномочные представители Президента России в федеральных округах и члены Общественной палаты. К тому времени серьезный антикоррупционный потенциал был уже заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

31 июля 2008 г. Национальный план был утвержден и стал, таким образом, существенным дополнением отмеченных документов, придав борьбе с коррупцией новое значение – системный подход.

В Национальном плане - четыре раздела и приложение, содержащее перечень первоочередных законодательных актов РФ, требующих изменения и дополнения.

Раздел I  Национального плана – сугубо юридический, посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции, которые вошли в проект одноименного федерального закона. Впервые за долгое время предложено дать определение понятий «коррупция», «коррупционное правонарушение», а также «противодействие коррупции».

Раздел включает предложения, касающиеся профилактики коррупции. Здесь же содержатся указания на необходимость развития института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства. Далее определены основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Впервые предложено внесение изменений в законодательство РФ, касающихся административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также внедрение процедуры дисквалификации в качестве административного наказания. По сути, в этом предложении отражены те обязательства, которые приняла Россия в 2006 году после ратификации Конвенции ООН против коррупции, Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

В разделе I также впервые внесено предложение об уточнении требований к разным категориям государственных и муниципальных служащих, а также о возложении дополнительных запретов и ограничений при их приеме на работу.

Раздел II этого документа содержит комплекс мер по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, среди которых: регламентация процедур, связанных с государственными подрядами, тендерами, административными, совершенствование правосудия.

Не осталось без внимания и совершенствование функционирования государственного аппарата, включающее в себя передачу функций государственных органов в негосударственный сектор, создание контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны института гражданского общества, вопросы новой версии кодекса служебного поведения государственных служащих, контроль имущественного положения государственных и муниципальных служащих и меры по предотвращению конфликта интересов.

Раздел III рассматриваемого плана содержит предложение по формированию антикоррупционного стандарта поведения, которое немыслимо без правового просвещения, повышения профессионального уровня юридических кадров, активной работы средств массовой информации и общественных организаций.

В разделе IV, среди первоочередных мер по реализации Национального плана, руководителям федеральных государственных органов, в пределах своей компетенции, было предложено разработать и принять планы противодействия коррупции.

Во исполнение Национального плана 3 октября 2008 года Президент России внес в Государственную Думу пакет антикоррупционных законопроектов, в который вошел законопроект «О противодействии коррупции», поправки в ФКЗ «О Правительстве РФ» и два законопроекта, вносящие изменения в целый ряд федеральных законов[28].

17 октября 2008 года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания «О законодательном обеспечении Национального плана противодействия коррупции» с тщательным обсуждением этих законопроектов и перспектив законодательного обеспечения борьбы с коррупцией. Участники парламентских слушаний сошлись во мнении, что антикоррупционный пакет законов отражает насущные преобразования в системе государственного управления и местного самоуправления, является важным шагом в совершенствовании российского антикоррупционного законодательства, приведении его в соответствие с международными стандартами в этой сфере.

Совету Федерации было рекомендовано организовать мониторинг применения антикоррупционного законодательства; разработать систему мер, направленных на усиление парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства; совершенствовать механизм и порядок проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов.

Следует отметить, что проблема коррупциогенности законодательных документов была предметом дискуссии и на парламентских слушаниях Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и окружающей среде 18 декабря 2008 г.: «Проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции в сфере природоресурсного и экологического законодательства». Комитетам и комиссиям Совета Федерации было рекомендовано перед первым чтением законопроектов провести их предварительную антикоррупционную экспертизу.

5 ноября 2008 года в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Д.А. Медведев еще раз отметил, что «для свободного, демократического и справедливого общества враг номер один - это коррупция» и «действовать по этой проблеме нужно разумно, жестко и последовательно».

Внесенный Президентом Российской Федерации пакет антикоррупционных законов 19 декабря 2008 года был принят Государственной Думой, а 22 декабря 2008 года одобрен Советом Федерации.

25 декабря 2008 года Президентом России подписан Федеральный закон «О противодействии коррупции», который впервые в отечественном законодательстве дает юридическое толкование понятию «коррупция», устанавливает основные принципы противодействия этому явлению, определяет правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с ней.

В этом законе, по сути, сформулирована политика государства в сфере противодействия коррупции. Невзирая на то, что в нем ужесточается ответственность за коррупционные преступления, необходимое внимание придается и профилактике коррупционных правонарушений. Силовое противодействие коррупции оправдано, если оно демонстрирует неизбежность наказания за противоправные действия.

Особенно важно выявление и пресечение коррупционных проявлений в таких социально-значимых сферах, как расходование бюджетных средств, управление и распоряжение государственной собственностью, приоритетные национальные проекты.

Законом вводятся дополнительные ограничения и обязательства в отношении государственных и муниципальных служащих, но он ставит в качестве базовой задачи совершенствование структуры государственного управления, а также функций и полномочий органов государственной власти.

Важно осознать, что коррупцию нельзя преодолеть одним только совершенствованием законов. Более значима действенность этих законов. До тех пор, пока в нашем обществе доминирует неумение и нежелание применять действующие законодательные нормы, положительного результата в противодействии коррупции не будет.

Как уже говорилось, 25 декабря 2008 г. Федеральным Собранием приняты, а Президентом Российской Федерации подписаны и 3 других закона из антикоррупционного пакета:

Федеральный закон N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;

Федеральный закон N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;

Федеральный конституционный закон N 5-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

В целях выполнения Национального плана противодействия коррупции и принятого пакета антикоррупционных законов 29 декабря 2008 года Советом Федерации утвержден План мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания по противодействию коррупции на 2009-2010 гг.

Контроль за выполнением указанного плана возложен на заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ю.Л. Воробьева.

План мероприятий Совета Федерации по противодействию коррупции исходит из Национального плана и объединяет механизмы реализации поставленных перед Советом Федерации задач.

Законотворческая деятельность предусматривает, наряду с модификацией федерального законодательства, корректировку и развитие региональных законов. Для оценки эффективности дополненной законодательной базы и практики ее применения планируется проведение постоянно действующего мониторинга; создание комиссии Совета законодателей по совершенствованию правового регулирования противодействия коррупции; разработка механизма и порядка проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов (законов), а также разработка методики и критериев оценки законопроектов (законов) на коррупциогенность.

Источником коррупции может быть сам нормативно-правовой акт, его неопределенность, противоречивость, обилие дополнений. Поэтому мониторинг и экспертизу законодательных документов, особенно на стадии разработки, можно рассматривать как превентивную меру противодействия коррупции. Важность этой проблемы признана в Национальном плане противодействия коррупции[29].

Основание для проведения антикоррупционной экспертизы сформулировано в Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Россией в 2006 году, более конкретно – в концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.

Одной из методик антикоррупционной экспертизы является «Методика первичного анализа (экспертизы) коррупциогенности нормативных правовых актов», разработанная Центром стратегических разработок в начале 2008 года. В 2006-2008 гг. представители более 20 субъектов Федерации прошли усовершенствование в Институте модернизации государственного и муниципального управления, овладев указанной выше методикой.

Проведение антикоррупционной экспертизы предусмотрено примерно в трети субъектов Российской Федерации, там, где ее рассматривают в качестве программного приоритета. В настоящее время, помимо отсутствия единой методики, неопределенным остается вопрос об инициативе проведения экспертизы, который решается по-разному.

На федеральном уровне какую-то ясность может привнести постановление Правительства России об антикоррупционной экспертизе. Тогда субъекты Российской Федерации могли бы вносить в свое законодательство соответствующие коррективы. Будет решен вопрос о разночтении коррупционных факторов, стабилизируется их число, что немаловажно для стандартизации антикоррупционной экспертизы.

В деятельности Совета Федерации парламентский контроль имеет немаловажное значение. Контролирующая функция Совета Федерации в последующий период значительно усилится ежегодным отчетом Правительства Российской Федерации о ходе реализации Национального плана в рамках «правительственного часа». В плане мероприятий Совета Федерации по противодействию коррупции на 2009-2010 гг. предусмотрено также заслушивание отдельных федеральных министерств.

В плане мероприятий предусмотрено сотрудничество Совета Федерации по проблемам противодействия коррупции с международными организациями, в частности, с Межпарламентской Ассамблей государств - участников Содружества Независимых Государств.

Роль общественных организаций и средств массовой информации в борьбе с коррупцией велика. Не зря этому посвящен целый раздел Национального плана противодействия коррупции.

Информирование общественности о ходе антикоррупционных действий является одной из наиболее важных задач. Здесь необходимо выделить общественно-правовые издания, которые имеют особые возможности в этом отношении.

 

 

 

 

Заключение.

Главным препятствием для реализации мер по борьбе с коррупцией в России является неудовлетворительное состояние законодательной базы. Правовая база противодействия коррупции представлена лишь уголовно-правовыми нормами и международными правовыми актами, которые страдают отсутствием механизмов реализации.

Характеристика современной коррупции имеет ряд особенностей, в их числе:

1.Коррупция на современном этапе сориентирована на максимальное использование возможностей личного обогащения чиновников. Так, несовершенство законодательства о приватизации позволило значительной части чиновничьего корпуса извлечь немалую выгоду.

К примеру, ход аукционов контролировался определенными структурами по простой и эффективной схеме: отторжение действительных покупателей путем планомерного завышения называемой цены с последующим отказом от внесения платы, в результате чего объект доставался заранее определенному приобретателю по смехотворно низкой цене.

 Широко практикуется подкуп чиновников в ходе выделения и оформления права собственности на земельные участки. Крупные нелегальные доходы извлекаются при оформлении экспортно-импортных операций, в частности всех операций, касающихся стратегически важных сырьевых товаров.

2. Также коррупция тесно связана с общеуголовной преступностью и по своим количественным и качественным показателям характеризуется аналогичными признаками, в том числе такими, как тенденция к увеличению доли деяний, отличающихся более высокой степенью общественной опасности.

Наибольшую опасность представляют устойчивые связи коррупции с организованной преступностью. Посредством широкомасштабной коррупции создается система защиты организованных преступных структур от социального контроля, состоящая в активном противодействии органам правопорядка, следствию, работе учреждений уголовно-исполнительной системы.

3. В современных условиях происходит изменение традиционно сложившихся связей коррупции с должностными, хозяйственными и имущественными преступлениями. Коррупционеры все в большей степени вступают в контакты с уголовниками других "специализаций", например, для обеспечения условий выживания не гнушаются прибегать к услугам наемных убийц, профессиональных вымогателей и др.

4. Коррупция в наше время получила прочную опору в виде безнаказанности коррумпированных чиновников. Об этом свидетельствует высокая степень латентности преступлений (завуалированность, скрытость чего-либо), совершаемых должностными лицами с использованием служебного положения.

Вышеперечисленными особенностями характеристика современной коррупции не исчерпывается, но они являются стержневыми и определяющими данное явление.

Коррупция может привести к масштабному разворовыванию государственного имущества, тем самым существенно подорвать экономику страны.

Д.А. Медведев видит причины коррупции в тотальном неуважении к законам: «Корни этого явления лежат в том, что значительная часть населения просто плюет на соблюдение законов, - сказал он. - Либо мы научимся жить по закону и не думать, надо ли нам его исполнять, а просто исполнять и соблюдать, либо люди будут считать, что им все возможно»

Коррупция существовала всегда и во всех странах. О полной победе над ней речь не идет. Но ей нужно создать как можно больше правовых барьеров, тогда она перестанет быть доминирующим элементом социальной и государственной системы. Абсолютная победа над таким злом, как коррупция, невозможна. Но государство в состоянии ограничить его масштабы до такой степени, чтобы оно не подрывало сами основы существования страны.

Список использованной литературы.

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СПС «ГАРАНТ», версия от 01.09.2009г.

2. Денисов С. А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Журнал «Государство и право». 2008. № 3. С. 9–16.

3. Долгова А.И. Некоторые вопросы диалектики познания преступности и ее причин // Методологические проблемы изучения преступности и ее причин. М., 1986. С. 24.

4. «Национальный план противодействия коррупции» (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568)// СПС «Гарант» версия от 30.09.2009.

 

5. Игнатенко Г. В. Международно-правовые проблемы противодействия транснациональной преступности и коррупции // Журнал «Организованная преступность и коррупция». 2000. № 1. С. 103.

6. Глобализация общей, организованной и коррупционной преступности (Материалы «круглого стола») // Журнал «Государство и право». 2001. № 12. С. 107.

7. «Документы ООН» // СПС «ГАРАНТ», версия от 01.09.2009г.

8. Марк Пит. Международные мероприятия по борьбе с коррупцией.//Вестник ООН. 12.08.1999. С. 10.

9. Овчинский В.С.. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Монография – М.: ИНФРА-М, 2001. С. 148.

10. Номоконов В.А. России нужна стратегия борьбы с коррупцией.//Журнал «Чистые руки». 2007. № 4. С. 31.

11. О проблеме международной коррупции // Журнал «Борьба с преступностью за рубежом» (по материалам зарубежной печати). 2001. № 8. С. 3–4.

12. Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. Под ред. С. Ринглер, В. А. Власихина, Л. Ю. Исмайловой, С. В. Максимова. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2009. С. 85.

13. Репецкая А. Л. Транснациональная коррупция: понятие и меры борьбы // Журнал «Организованная преступность и коррупция». 2007. № 1. С. 38.

14. Треушников И. А. «Коррупционная среда» – правосознание – коррупция // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: Сборник статей. М.: 2009. С. 56-57.

15. Максимов С.B. Когда Россия ратифицирует Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию // Журнал «Чистые руки». 2008. № 3.

16. Наумов А.В. К вопросу противодействия коррупции на международном уровне: монография. М.: ИнфаНорм. 2009 г. С. 58.

17. Стратегия США в вопросах борьбы с международной коррупцией (по материалам Торгового представительства РФ в США). // БИКИ. 2008. № 122. С. 5.

18. Шихата И.В. Всемирный банк против коррупции // Журнал «Чистые руки». 2006. № 3. С. 5.

19. Лунеев В. В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Журнал «Государство и право». 2005. № 4. С. 99–111.

20. Голик Ю.В., Карасёв В.И. Коррупция как механизм социальной деградации / Ю.В. Голик, В.И. Карасёв. – СПб., 2008. – С. 25.

21. URL:http://www.kremlin.ru/appears/2009/05/20/1755_type207219_216552.html Официальный сайт правительства РФ (Дата обращения 12.11.2009).

22. URL:http://www.globalcorruptionreport.org/gcr2008.shtml Сайт организации «Transparency International» (дата обращения 14.10.2009).


[1] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СПС «ГАРАНТ», версия от 01.09.2009г.

[2] Денисов С. А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Журнал «Государство и право». 2008. № 3. С. 9–16.

[3] Долгова А.И. Некоторые вопросы диалектики познания преступности и ее причин // Методологические проблемы изучения преступности и ее причин. М., 1986. С. 24.

[4] «Национальный план противодействия коррупции» (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. №  Пр-1568)// СПС «Гарант» версия от 30.09.2009.

 

[5] Игнатенко Г. В. Международно-правовые проблемы противодействия транснациональной преступности и коррупции // Журнал «Организованная преступность и коррупция». 2000. № 1. С. 103.

[6] Глобализация общей, организованной и коррупционной преступности (Материалы «круглого стола») // Журнал «Государство и право». 2001. № 12. С. 107.

[7] Глобализация общей, организованной и коррупционной преступности (Материалы «круглого стола») // Журнал «Государство и право». 2001. № 12. С. 89.

[8] «Документы ООН» // СПС «ГАРАНТ», версия от 01.09.2009г.

[9] Марк Пит. Международные мероприятия по борьбе с коррупцией.//Вестник ООН. 12.08.1999. С. 10.

[10] «Документы ООН» // СПС «ГАРАНТ», версия от 01.09.2009 г.

[11] Марк Пит. Международные мероприятия по борьбе с коррупцией.// Журнал «Вестник ООН». 12.08.1999. С. 10.

[12] Овчинский В.С.. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Монография – М.: ИНФРА-М, 2001. С. 148.

[13] Номоконов В.А. России нужна стратегия борьбы с коррупцией.//Журнал «Чистые руки». 2007. № 4. С. 31.

[14] О проблеме международной коррупции // Журнал «Борьба с преступностью за рубежом» (по материалам зарубежной печати). 2001. № 8. С. 3–4.

[15] Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. Под ред. С. Ринглер, В. А. Власихина, Л. Ю. Исмайловой, С. В. Максимова. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2009. С. 85.

[16] Репецкая А. Л. Транснациональная коррупция: понятие и меры борьбы // Журнал «Организованная преступность и коррупция». 2007. № 1. С. 38.

[17] Треушников И. А. «Коррупционная среда» – правосознание – коррупция // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: Сборник статей. М.: 2009. С. 56-57.

[18] Максимов С.B. Когда Россия ратифицирует Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию // Журнал «Чистые руки». 2008. № 3.

[19] Наумов А.В. К вопросу противодействия коррупции на международном уровне: монография. М.: ИнфаНорм. 2009 г. С. 56.

[20] Наумов А.В. К вопросу противодействия коррупции на международном уровне: монография. М.: ИнфаНорм. 2009 г. С. 58.

[21] О проблеме международной коррупции // Журнал «Борьба с преступностью за рубежом» (по материалам зарубежной печати). 2001. № 8. С. 9.

[22] Стратегия США в вопросах борьбы с международной коррупцией (по материалам Торгового представительства РФ в США). // БИКИ. 2008. № 122. С. 5.

[23] Шихата И.В. Всемирный банк против коррупции // Журнал «Чистые руки». 2006. № 3. С. 5.

[24]URL: http://www.globalcorruptionreport.org/gcr2008.shtml (дата обращения 14.10.2009).

[25] Лунеев В. В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Журнал «Государство и право». 2005. № 4. С. 99–111.

[26] URL: http://www.globalcorruptionreport.org/gcr2008.shtml (дата обращения 19.10.2009).

[27] Голик Ю.В., Карасёв В.И. Коррупция как механизм социальной деградации / Ю.В. Голик, В.И. Карасёв. – СПб., 2008. – С. 25.

[28] URL: http://www.kremlin.ru/appears/2009/05/20/1755_type207219_216552.html (Дата обращения 12.11.2009).

[29] Лунеев В.В. Коррупция в России / В.В. Лунеев // Журнал «Государство и право». – 2009. – № 11. – С. 22.



2020-03-17 223 Обсуждений (0)
Антикоррупционные документы и инструменты принятые и используемые в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антикоррупционные документы и инструменты принятые и используемые в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)