Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Республики в составе Российской Федерации.



2020-03-17 191 Обсуждений (0)
Республики в составе Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок




    В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть этих государств не является суверенной, республики самостоятельны лишь в рамках, установленной Федеральной Конституцией, но конституции некоторых республик идут гораздо дальше российской. В республиканских конституциях имеют место весьма распространенные положения о характере государственности республик, которые можно условно представить по 9 разделам, и которые прямо или косвенно используются республиками для обоснования своего суверенитета.

    а) Положения относительно этнических корней государственности республик в составе Российской Федерации.

    На основании положений конституций[27], некоторые из республик в составе РФ настаивают на этнической основе собственной государственности. Как правило, подчеркивается ведущая роль титульного этноса. Само по себе подобное видение не только льстит отдельным представителям «коренной» национальности, но и, как правило, является обоснованием завышенных претензий республик на обладание государственным суверенитетом, - в республиках многие уверены, что государственный статус могут иметь только те субъекты, которые созданы по национальному принципу. В действительности, статус субъекта федерации не определяется этническими особенностями состава его населения и исторически имевшим/не имевшим место фактом наличия собственной государственности. Субъекты федерации не являются государствами, поэтому основой государственности республик можно считать исключительно ст. 5 Конституции РФ, придавшую им государственный статус.

    б) Положения относительно возможности изменения статуса республики в составе Российской Федерации.

    Проблема изменения статуса субъекта РФ заключается в том, что оно должно происходить в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ), каковой в настоящее время отсутствует. Наиболее соответствует Конституции РФ норма мордовской Конституции[28], что, однако, не вносит ясности в порядок изменения статуса. Очевидно, что статус субъекта не может быть изменен в одностороннем порядке субъектом; сецессия не признается российским законодательством, в отличие от законодательства Советского Союза[29].

    Представляется, что в настоящее время единственным способом изменения статуса субъектов РФ является пересмотр Конституции РФ, возможно, посредством общероссийского референдума, - статус субъекта Федерации является общим делом всего населения Федерации, а не только населения отдельного субъекта или определенной этнической группы[30].

    в) Положения относительно природы нахождения республик в составе Российской Федерации.

    На основании текста конституций[31], республик версия о договорных отношения является самой распространенной. Согласно данной версии, отношения между республиками и Федерацией можно представить в виде схемы: «Республика – это независимое государство, основанное на самоопределении титульной нации, которое добровольно вступило в состав другого государства – Российской Федерации». В действительности, субъекты РФ являются таковыми на основании Конституции РФ, одобренной на всероссийском референдуме в 1993 г. Заявления о договорном характере Федерации противоречат самому факту существования Конституции РФ, исключая конституционный характер Федерации в России.

    г) Положения относительно суверенитета республик в составе Российской Федерации.

    Республиканский суверенитет – это предмет массового предпочтения республик в составе РФ. Следует отметить, что в лучшем случае суверенитет делится ими между Федерацией и республикой, но чаще объявляется эксклюзивным достоянием республики. Об участии в осуществлении единого суверенитета федеративного государства речь не идет ни в одной из конституций. Вызывает вопросы также конструкция «суверенного государства в суверенном государстве», распространенная в республиканских конституциях[32].

    д) Положения относительно разграничения компетенции органов государственной власти Российской Федерации и республик в ее составе.

    Фраза: «Делегирование полномочий в ведении РФ»[33] означает, что республика передает РФ часть полномочий, которые она считает своими, несмотря на то, что данные полномочия уже отнесены в ведение РФ Конституцией РФ. По конституциям субъектов компетенция РФ несамостоятельна; она является отражением компетенции республик в той мере, в какой они сочтут это необходимым.

    Фраза: «Самостоятельно осуществляет свои полномочия» означает, речь о РФ или о ее возможных полномочиях вообще не ведется ввиду абсолютного суверенитета республики.

    О разграничении компетенции неоднократно упоминалось в данной работе как о факторе, не имевшем прямой связи с вопросом о суверенитете, однако, судя по республиканским конституциям, под суверенитетом как раз и понимаются полномочия и предметы ведения, которые республики делят и присваивают. Например, согласно ст.48 Конституции Якутии, «на территории Республики Саха (Якутия) не допускаются действия властных структур, не относящихся к ее юрисдикции как несовместимых с суверенитетом республики». Данное положение можно толковать как недопустимость деятельности на территории республики федеральных органов государственной власти.

    е) Положения относительно соотношения федерального и республиканского законодательства.

    В текстах конституции республик[34] присутствует весь перечень конституционных нарушений: отсутствие упоминания о Конституции РФ, нормы о верховенстве республиканского законодательства, о ратификации и  приостановке действия федерального законодательства – имеет причиной все то же ошибочное мнение о республиках в составе РФ как о суверенных государствах, - ведь последние могут в любой момент прекратить на своей территории действие международных обязательств, под которыми понимаются обязательства перед Российской Федерацией. Особого интереса в данной сфере заслуживают нормы Конституции Якутии о ратификации законов РФ, изданных по предметам совместного ведения. Если бы Якутия входила в состав РФ на тех же условиях, что и Россия в ООН, то такая конструкция была бы правомерной. Однако, Российская Федерация не является международной организацией. Безусловно, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу на всей территории РФ, о чем конституции республик умалчивают.

    ж) Положения относительно принадлежности территории, земли, природных ресурсов.    

    Наличие территории является одной из основных характеристик государственности. Однако республики в составе РФ, не являющиеся государствами, не могут располагать своей территориальной основой так, как это может делать Российская Федерация[35].

    Собственность на природные ресурсы вытекает из принадлежности территории. Согласно российской Конституции, ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории[36], а вопросы собственности на природные ресурсы относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов[37]. Однако из Конституции не следует, что они должны находиться в исключительной собственности народов республик или самих республик[38]. Присваивать себе права собственности на все ресурсы на территории республики, включая и континентальный шельф – значит нарушать российскую Конституцию.    

    з) Положения относительно гражданства республик в составе Российской Федерации.

    Гражданство – институт правовой связи личности и государства – является необходимым атрибутом государства. Поэтому республики, в стремлении доказать свою государственную природу, ввели институт республиканского гражданства[39]. Первоначально подразумевалось, что граждане РФ, проживающие на территории соответствующей республики, могут в добровольном порядке стать ее гражданами. Институт подобного дополнительного гражданства не нес никакой опасности для целостности России и соблюдении прав ее граждан. Однако в республиканском законодательстве стали появляться нормы о разрыве федерального и республиканского гражданств, что грубо противоречит самой сути республиканского гражданства. Судя по некоторым республиканским нормам, граждане РФ могут выступать в роли иностранцев по отношению к гражданам республик, что недопустимо. Не граждане РФ не могут являться гражданами республик в составе РФ; граждане РФ не могут иметь двойное гражданство иначе, как в соответствии с законом и договором РФ, а не республики в ее составе.

    Еще одним, весьма распространенным нарушением в данной сфере является ограничение республиками прав граждан РФ, не обладающих республиканским гражданством. Особенно это проявляется в избирательном законодательстве республик. Общераспространенными в республиках являются нормы:

 - право избирать и быть избранными имеют граждане республики…(ч.1 ст.70 Конституции Татарстана);

 - Президентом республики может быть избран гражданин республики…не старше 65 лет (возрастной ценз) …, постоянно проживающий на территории республики не менее 10 лет (ценз оседлости) и владеющий государственным языком (татарским и русским) (ч.1 ст. 108 Конституции Татарстана).

    Подобные нормы, противореча федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[40], продолжают существовать в республиканских конституциях. По указанному Закону дополнительные условия приобретения гражданином РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории РФ, могут устанавливаться только федеральным законом. Указанные требования не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока проживания. Законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ всем гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта[41]. Ограничение пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Установление подобных норм законом субъекта РФ не допускается.

    и) Положения относительно разграничения полномочий и предметов ведения.   

    Конституции субъектов РФ изобилуют незаконно присвоенными полномочиями и предметами ведения, отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации[42].

Достаточно часто нормы республиканских конституций нарушают Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»[43]. Причина заключается в том, что республики относят федеральные суды (верховные суды республик, районные суды, арбитражные суды республик) к составляющим собственных судебных систем, приравнивая их статус к республиканским конституционным судам и даже мировым судьям[44]. Следствием этого выступают претензии республик самостоятельно регулировать кадровый состав и порядок деятельности указанных федеральных судов, что противоречит нормам закона «О судебной системе» (ч.6-7 ст.13) и ставит под вопрос единство судебной системы РФ.

Особое место в ряде конституций республик занимает Конституция Чечни 1992 г. Начиная с провозглашения «воли Всевышнего» в преамбуле (хотя в дальнейших положениях говориться о светском характере власти в республике), она проводит линию абсолютной самостоятельности и милитаризма. В соответствии со своей Конституцией, Чечня является суверенным государством, о Российской Федерации не упоминается. В исключительном ведении Парламента Чечни находятся: внутренняя и внешняя политика, объявление всечеченской мобилизации, объявление войны, использование воинских контингентов, установление воинских званий, проведение мероприятий в области обороны и государственной безопасности. Президент Республики является верховным главнокомандующим; он отдает распоряжения: о мобилизации и повышенной боевой готовности вооруженных сил республики, о начале военных действий, осуществляет помилование преступников по всем делам на территории Чечни и др. Все эти факты прямо говорили о подготовке крупномасштабных военизированных операций на территории Чеченской Республики с 1992 г., и при своевременном реагировании на них федеральных органов власти последствия могли быть локализованы.

Таким образом, в республиках весьма распространены представления об их государственном суверенитете, не взирая на экономическую зависимость от России в целом и верховенство Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

 



2020-03-17 191 Обсуждений (0)
Республики в составе Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Республики в составе Российской Федерации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)