Правовое положение автономных округов в составе РФ можно считать неопределенным: с одной стороны – это полноценные равноправные субъекты РФ (ч.1 ст.5 Конституции РФ), участвующие в реализации общего суверенитета; с другой – национальные образования с непонятным статусом в составе краев и областей (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) (ч.4 ст.66 Конституции РФ).
Причину этой неопределенности в статусе автономных образований нужно искать у истоков их создания в период существования СССР. Тогда система автономий строилась в соответствии с концепцией И.В. Сталина, согласно которой государственность предоставлялась этническим группам в зависимости от их нахождения на определенной стадии развития национального самосознания на пути к превращению в полноценную нацию. Соответственно, была установлена иерархия стадий национальной государственности:
- союзные республики, имевшие по Конституции 1924 г. право выхода их состава СССР;
- автономные советские социалистические республики (сегодня все автономные республики на территории РФ стали просто республиками);
- автономные области в составе краев (существовали и не национальные области в составе краев); сегодня 4 из 5 автономных областей стали республиками в составе РФ, а Еврейская автономная область, хотя и состоит не в Хабаровском крае, как ранее, а в РФ, статус республики приобрести не смогла, видимо, по национальным основаниям;
- национальные (с 1977 г. автономные) округа, созданные согласно постановлению ВЦИК РСФСР от 10 декабря 1930 г. специально для малочисленных народов Севера;
- национальные районы и национальные сельсоветы (упразднены в начале 40-х гг.).
Автономия была объявлена низшей формой федеративной связи[51], что хотя и придало временный стимул для ее развития, впоследствии, внесло неразрешимые противоречия в ее статусе: если автономные округа – субъекты Федерации, то они должны иметь права субъектов Федерации; при невозможности предоставления им таких прав, наделение их статусом субъектов Федерации становится фикцией.
Следует обратить внимание на двойственный статус автономных округов в составе РФ. Согласно ст.71 и 84 Конституции РСФСР 1978 г. автономные округа находились в составе краев (областей). Это положение было развито в Законе РСФСР «Об автономных округах» 1980 г., в соответствии с которым план социального и экономического развития автономного округа являлся частью плана социального и экономического развития края (области), а бюджет автономного округа – составной частью бюджета края (области).
Реформой Конституции РСФСР в 1990 г. было предусмотрено, что автономный округ находился в составе РФ и мог входить в край (область). Следовательно, мог и не входить. Федеративный договор 1992 г. не добавил ничего относительно зависимости автономного округа от края (области), в составе которой он находился.
Последнее положение получило развитие только в отношении Чукотского автономного округа. Сначала Чукотский округ вознамерился стать республикой в составе РФ, однако решил остаться в прежнем статусе, но с выходом из Магаданской области и прямым вхождением в РФ. Президиум Верховного Совета РФ поручил Советам Магаданской области и Чукотского АО рассмотреть вопрос о поэтапном выходе округа из состава области[52]. В том же году Верховный Совет РФ принял Закон «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ»[53]. Магаданская область, не согласившись с этим Законом, обратилась в Конституционный Суд РФ, который признал Закон конституционным[54].
Автономные округа по Конституции РФ являются субъектами Российской Федерации, и чтобы изменить их статус, необходимо пересмотреть Конституцию РФ.
Заключение.
Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами: сепаратизм республик, т. е. их выход из состава РФ, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов – с другой. Таким образом, только демократический федерализм способен внести политическую стабильность в межнациональные отношения. Идя по этому пути, новая Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.
РФ возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Вхождение в состав Федерации 85 субъектов (самая большая по числу субъектов федерация в мире) явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не равных в экономическом отношении. Отсюда выдвижение определенными кругами различных проектов по сокращению числа субъектов Федерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономических комплексов. Экономико-географический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.
Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Сегодняшняя РФ включает 28 весьма неоднородных национальных государств или образований, а 57 субъектов имеют территориальную основу. В результате можно сделать три важных правовых вывода:
1) Россия не является национальным государством, это многонациональное государство;
2) республики – субъекты Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;
3) русская нация не имеет в составе РФ собственно национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства – Российской Федерации.
Незавершенность процессов создания нового федерализма, весьма естественная для сложной обстановки, в которой принималась Конституция 1993 г., порождает асимметрию прав экономически неоднородных субъектов Федерации, которая часто приобретает национальную окраску. Выравнивание прав и обязанностей субъектов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России.
Список источников.
Источники:
1. Конституция Российской Федерации. (Принята 12 декабря 1993г. всенародным голосованием). // СЗ РФ.1994. №1.ст.1.
2. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4-ФЗ.
3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ с изменениями и дополнениями от 29 июля 2000 г. №106-ФЗ; от 8 февраля 2001 г. №3-ФЗ
Международные нормативно-правовые акты:
1. Всеобщая Декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета от 05.04.1995.2. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. - 1994. Литература:1. Баглай М.В. Конституционное право России. – М.: Норм, 2007. – 784 с.2. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России – М., 2007. – 341 с.3. Зиновьев А.В. Конституционное право России. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – 173 с.4. Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. – М.: Пробел, 2004.- 176 с.
Приложение.
Таблица 1.
Название
республики
| Норма Конституции
|
Бурятия
| Образована «в результате реализации права бурятской нации на самоопределение» (ч.1 ст.60)
|
Кабардино-
Балкария
| «Верховный Совет…, реализуя неотъемлемое право кабардинской и балкарской нации… на самоопределение…, подтверждает государственный суверенитет Кабардино-Балкарской Республики… » (преамбула)
|
Удмуртия
| Удмуртия – государство, «исторически утвердившееся на основе осуществления удмуртской нацией… своего неотъемлемого права на самоопределение» (ч.1 ст.1)
|
Башкортостан
| «Образована в результате реализации права башкирской нации на самоопределение» (ч.1 ст.69)
|
Таблица 2.
Название
республики
| Норма Конституции
|
Бурятия
| «Изменение государственно-правового статуса республики…осуществляется путем референдума, при этом решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан республики, в том числе более половины граждан бурятской национальности, принявших участие в голосовании» (ч.4 ст.60)
|
Дагестан
| «Республика Дагестан сохраняет за собой право на изменение своего государственно-правового статуса на основе волеизъявления дагестанского народа» (ст.70)
|
Калмыкия,
Карелия, Коми,
Адыгея,
Башкортостан,
Марий Эл
| «Статус Республики не может быть изменен без ее согласия» (ст.6 Степного Уложения, ч.1 ст. 7 Конституции Карелии, ч.2 ст. 61 Конституции Коми, ч.1 ст.4 Конституции Адыгеи, ст.72 Конституции Башкортостана, ст. 5 Конституции Марий Эл)
|
Татарстан
| «Республика Татарстан самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус» (ст.59)
|
Удмуртия
| «Государственно-правовой статус Удмуртской Республики…не может быть изменен без согласия народа Удмуртской Республики, выраженного путем референдума» (ч.2 ст.4)
|
Якутия
| «Народ Республики Саха (Якутия) на основе свободного волеизъявления ее граждан сохраняет за собой право на самоопределение» (ч.2 ст.36)
|
Тыва
| «Республика Тыва… имеет право на самоопределение и выход из состава РФ путем всенародного референдума Республики Тыва» (ч.1 ст. 1); «Статус Республики Тыва не может быть изменен без ее согласия. Изменение конституционно-правового статуса республики осуществляется на основе волеизъявления двух третей граждан Республики Тыва…» (ч.4 ст.1)
|
Чечня
| Чеченская Республика «обладает верховным правом» в отношении собственного статуса (ст.1).
|
Таблица 3.
Название
республики
| Норма Конституции
|
Бурятия
| «Отношения между органами государственной власти Республики Бурятия и Российской Федерации являются конституционно-договорными» (ч.2 ст.60); статус республики в составе РФ определяется Конституцией РФ, Конституцией Мордовии и Федеративным договором (ч.3 ст. 60).
|
Дагестан
| «Взаимоотношения между Республикой Дагестан и РФ… определяются Конституцией РФ, Конституцией Республики Дагестан, Федеративным договором, а также другими договорами и соглашениями» (ч.3 ст. 64).
|
Ингушетия
| Отношения Ингушетии и РФ регулируются их конституциями и Договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ч.2 ст. 1).
|
Кабардино-Балкария
| Республика входит в состав РФ на основе Федеративного договора и Конституции Кабардино-Балкарии (ст.64).
|
Северная Осетия
| «Республика Северная Осетия-Алания – суверенное государство, добровольно входящее в состав РФ» (ч.1 ст. 61); их отношения строятся на основе их конституций, Федеративного договора, иных договоров (ч.1 ст. 62).
|
Татарстан
| «Республика Татарстан – суверенное государство…, ассоциированное с РФ на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения» (ст.61).
|
Удмуртия
| «Удмуртская Республика… строит свои отношения с федеральными органами государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий, договоров и соглашений» (ст. 63).
|
Адыгея
| «Республика Адыгея добровольно входит в состав РФ и строит с ней отношения на основе Конституции РФ, Конституции Республики Адыгея, Федеративного договора и соглашений» (ст. 52).
|
Башкортостан
| «Республика Башкортостан является самостоятельным субъектом обновленной РФ. Республика Башкортостан входит в состав РФ на добровольной основе» (ч.1 ст. 5); отношения Республики Башкортостан и РФ определяются Договором об основах межгосударственных отношений, другими двусторонними договорами и соглашениями (ч.2 ст. 5); «отношения Республики Башкортостан с РФ являются договорными» (ст. 70).
|
Тыва
| «Республика Тыва признает свое нахождение в составе РФ на основе Федеративного договора и договорных отношений как в… государстве, признающем и поддерживающем Декларацию о государственном суверенитете Республики Тыва, ее право на самоопределение» (ч.2 ст.1).
|
Чечня
| РФ вообще не упоминается.
|
Таблица 4.
Название
республики
| Норма Конституции
|
Бурятия
| «Республика Бурятия есть суверенное государство в составе РФ» (ч.1 ст.1); «Республика Бурятия обладает всей полнотой государственной власти на своей территории» (ч.1 ст. 64).
|
Дагестан
| «Республика Дагестан – есть суверенное государство в составе РФ» (ч.1 ст.1); «Республика Дагестан обладает всей полнотой государственной власти на своей территории» (ч.2 ст.64).
|
Ингушетия
| «Республика Ингушетия… осуществляет всю полноту государственной власти» (ч.1 ст.2).
|
Кабардино-Балкария
| «Суверенитет Кабардино-Балкарской Республики распространяется на всю ее территорию» (ч.1 ст.4).
|
Калмыкия
| «Республика Калмыкия обладает всей полнотой власти на своей территории» (ст.8).
|
Карелия
| «Республика Карелия – государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти на своей территории» (ч.1 ст.1).
|
Коми
| «Государственный суверенитет Республики Коми распространяется на всю ее территорию. Республика Коми обладает на своей территории всей полнотой государственной власти» (ст.5, ч.1 ст.62).
|
Северная Осетия
| «Республика Северная Осетия на своей территории обладает всей полнотой государственной власти» (ст.4); «Республика Северная Осетия – суверенное государство, добровольно входящее в состав РФ» (ч.1 ст.61).
|
Татарстан
| «Республика Татарстан – суверенное государство» (ч.1 ст.1); «государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан» (ч.3 ст.1); «Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права» (ст.61).
|
Адыгея
| «Суверенитет Республики Адыгея определяется Конституцией РФ, Конституцией Республики Адыгея и Федеративным договором» (ч.2 ст.1); «Республика Адыгея… обладает всей полнотой государственной власти на своей территории…» (ст.51).
|
Башкортостан
| «Республика Башкортостан есть суверенное государство… Республика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику» (ст.1); «государственный суверенитет Республики Башкортостан есть ее неотъемлемое качественное состояние и распространяется на всю ее территорию» (ч.2 ст.69).
|
Марий Эл
| «Республика Марий Эл располагает всей полнотой государственной власти на своей территории» (ч.1 ст.4).
|
Мордовия
| «Республика Мордовия обладает на своей территории всей полнотой государственной власти» (ч.1 ст.60).
|
Якутия
| «Республика Саха (Якутия) является суверенным государством» (ч.1 ст.1); «Республика Якутия обладает всей полнотой государственной власти на своей территории» (ст.37).
|
Тыва
| «Республика Тыва – суверенное государство в составе РФ» (ч.1 ст.1).
|
Хакасия
| «ЕРеРрРРиотрРеспублика Хакасия… обладает на своей территории всей полнотой государственной власти» (ч.1 ст.5).
|
Чечня
| «Чечня – суверенное государство…, обладающее верховным правом в отношении своей территории и национальных богатств. Суверенитет Чечни - неделим» (ст.1).
|
Таблица 5.
Название
республики
| Норма Конституции
|
Бурятия
| «Республика Бурятия признает, что в ведении РФ находятся… (предметы ведения РФ согласно ее Конституции – М. З.)» (ст.61); добровольное делегирование полномочий в ведение РФ (ч.1 ст.64); «Республика Бурятия… оставляет за собой право… отзыва (полномочий) в случае недобросовестного их осуществления федеральными органами» (ст.68).
|
Дагестан
| Добровольное делегирование полномочий в ведение РФ (ч.2 ст.64).
|
Кабардино-Балкария
| Делегирование полномочий в ведение РФ (в том числе, закрепленных за РФ ее Конституцией) (ст.66-1).
|
Карелия
| Делегирование полномочий в ведение РФ (ч.1 ст.1).
|
Коми
| Делегирование полномочий в ведение РФ (ч.2 ст.5, ч.1 ст.62).
|
Северная Осетия
| «В случае невыполнения РФ обязательств, взятых на себя в соответствии с Конституцией РФ по отношению к Республике Северная Осетия, Республика Северная Осетия оставляет за собой право самостоятельно осуществлять соответствующие полномочия» (ч.4 ст.62).
|
Татарстан
| Самостоятельно осуществляет все полномочия.
|
Башкортостан
| Делегирование полномочий в ведение РФ (ст.70).
|
Якутия
| «Республика Саха (Якутия) часть принадлежащих ей суверенных прав добровольно и на основе Федеративного договора передает на определенный срок в ведение федеральных органов государственной власти РФ» (ч.1 ст.39).
|
Чечня
| Самостоятельно осуществляет все полномочия.
|
Таблица 6.
Название
республики
| Норма Конституции
|
Бурятия
| «Законы Республики Бурятии обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые добровольно делегированы ею в ведении федеральных органов власти» (ч.1 ст.65)
|
Дагестан
| «Конституция Республики Дагестан и решения, принятые путем референдума, имеют высшую юридическую силу» (ч.3 ст.4); «гражданин обязан соблюдать Конституцию Республики Дагестан, законы…, а также признанные Российской Федерацией и Республикой Дагестан принципы и нормы международного права» (ч.1 ст.55); «действие федеральных законов…, противоречащие суверенным правами интересам Республики Дагестан, может быть приостановлено» (ч.6 ст.65).
|
Ингушетия
| «Конституция Республики Ингушетия имеет высшую юридическую силу… Законы… Российской Федерации правомерны на территории Республики Ингушетия, если они не противоречат суверенным правам Республики Ингушетия» (ст.7).
|
Калмыкия
| «Степное Уложение имеет высшую юридическую силу» (ч.1 ст.2)
|
Коми
| «Конституция Республики Коми имеет высшую юридическую силу» (ч.1 ст.7)
|
Татарстан
| «Граждане Республики Татарстан обязаны соблюдать Конституцию и Законы Республики Татарстан» (ст.52); «законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан» (ст.59); Конституция РФ не упоминается.
|
Удмуртия
| «Конституция Удмуртской Республики имеет высшую юридическую силу» (ч.2 ст.7.)
|
Адыгея
| «Конституция Республики Адыгея… обладает высшей юридической силой… Республика Адыгея признает верховенство Конституции Российской Федерации на своей территории» (ч.1 и 2 ст.6); «Республика Адыгея вправе приостановить на своей территории действие законов… Российской Федерации, если они… противоречат Конституции Республики Адыгея» (ч.2 ст.56).
|
Башкортостан
| «Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу» (ч.1 ст. 15).
|
Якутия
| «Конституция Республики Саха (Якутия) обладает верховенством на ее территории» (ч.1 ст.7); «законы Российской Федерации, Принятые по вопросам, отнесенным к совместным полномочиям, вступают в силу на территории Республики Якутия после ратификации их Палатой Представителей Государственного собрания Республики Якутия; Республики Якутия вправе приостановить на своей территории действие законов Российской Федерации …, если они… противоречат Конституции и законам Республики Якутия» (ст.41).
|
Тыва
| «В период чрезвычайных ситуации, политического и государственного кризиса в Российской Федерации на территории Республики Тыва действуют Конституция и законы Республики Тыва»; вся власть переходит к органам государственной власти Республики Тыва (ст.2); верховенство республиканской Конституции (ч. 1 ст.11).
|
Чечня
| Конституция Российской Федерации не упоминается.
|
Таблица 7.
Название
республики
| Норма Конституции
|
Бурятия, Северная Осетия, Татарстан, Удмуртия, Адыгея
| Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики (ч.1 ст.8 Конституции Бурятии; ч.1 ст.10 Конституции Северной Осетии; ст.9 Конституции Татарстана; ч.1 ст.13 Конституции Удмуртии; ч.2 ст.13 Конституции Адыгеи).
|
Дагестан
| Ресурсы, том числе континентального шельфа Каспийского моря и морской экономической зоны являются достоянием народа республики (ч.1 ст.14).
|
Ингушетия
| Ресурсы являются собственностью Республики Ингушетия (ч.1 ст.10); «возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой территории… - важнейшая задача государства» (ст.11).
|
Калмыкия
| Ресурсы «являются исключительным достоянием (собственностью) Калмыкии» (ст.11).
|
Карелия
| Ресурсы «являются собственностью народа Республики Карелия и основой ее экономического суверенитета» (ч.1 ст.6).
|
Башкортостан
| Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики… «Соглашения с федеральными органами власти Российской Федерации по этим вопросам заключается на добровольной основе» (ст.10).
|
Якутия
| Ресурсы, в том числе «воздушное пространство, континентальный шельф… являются собственностью Республики Якутия и неотъемлемым достоянием народа Республики Якутия» (ст.5).
|
Тыва
| «Основой государственного суверенитета является право Республики Тыва на свою территорию, природные богатства…» (ч.3 ст.1); «на территории Республики Тыва не допускается частная собственность на землю» (ст.9); все ресурсы «и все виды собственности, находящиеся на территории Республики Тыва, являются национальным достоянием (собственностью) Республики Тыва» (ч.1 ст.14).
|
Чечня
| «Чечня… обладает верховным правом в отношении своей территории и национальных богатств» (ст.1).
|
Таблица 8.
Название
республики
| Норма Конституции
|
Бурятия
| «Гражданин Республики Бурятия… может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с… международными договорами Российской Федерации и Республики Бурятия» (ч.3 ст.12).
|
Дагестан
| «Соотечественникам, проживающим за пределами Республики Дагестан, предоставляется право приобретения гражданства Республики Дагестан. Приобретение гражданства Республики Дагестан соотечественниками не влечет приобретение ими гражданства Российской Федерации» (ч.6-7 ст.11).
|
Татарстан
| «Граждане Республики Татарстан могут иметь гражданство иных государств, условия которого определяются договорами и соглашениями Республики Татарстан с другими государствами» (ч.3 ст.19).
|
Адыгея
| «Республика Адыгея признает право возвращения на историческую Родину проживающих за пределами Российской Федерации соотечественников» (ст.10).
|
Башкортостан
| «Гражданин Республики Башкортостан может иметь также гражданство другого государства в соответствии с законом или международным договором Республики Башкортостан» (ч.2 ст.23); «право убежища в Республике Башкортостан иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется в соответствии с нормами международного права» (ст.25).
|
Тыва
| «Гражданин Республики Тыва обладает правом принимать гражданство иностранного государства в соответствии с законом республики… Порядок приобретения гражданства определяется с учетом демографической ситуации в Республики Тыва и способствует обеспечению устойчивого преобладания коренной нации… Этнические Тывы, проживающие за рубежом, имеют преимущественное право перед другими иностранцами в приобретении гражданства Республики Тыва» (ст.31).
|
Чечня
| российское гражданство не упоминается.
|
Таблица 9.
Название
республики
| Норма Конституции
|
Дагестан
| «Республика Дагестан является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений и связей» (ст.66); «Государственный Совет… осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Дагестан» (п.13 ст.91).
|
Ингушетия
| «Президент Республики Ингушетия… формирует и возглавляет Совет безопасности Республики Ингушетия, принимает меры по обеспечению государственной безопасности» (п.5 ст.54).
|
Кабардино-Балкария
| Президент возглавляет и формирует Совет безопасности (п. «е» ст.76).
|
Калмыкия
| Президент Республики Калмыкия «участвует в формировании федеральных органов власти и управления на территории Республики Калмыкия и согласовывает назначение их руководителей в установленном порядке» (п.6 ст.28).
|
Коми
| «Государственный Совет Республики Коми… приостанавливает действие на территории Республики Коми законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих интересы Республики Коми» (п.15 ст.73).
|
Северная Осетия
| В ведении Парламента республики – «дача согласия на дислокацию в Республике Северная Осетия воинских формирований» (п. «щ» ст. 71).
|
Татарстан
| В ведении Государственного Совета республики – «принятие решения об амнистии лиц, осужденных судами Республики Татарстан» (п.20 ст. 89); Президент Республики «решает вопросы предоставления политического убежища» (п.10 ст.111); «осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан» (п.15 ст.111).
|
Удмуртия
| Республикой могут вводиться ограничения перемещения товаров и услуг (ч.2 ст.68).
|
Башкортостан
| «К ведению Государственного совета Республики Башкортостан относятся… издания актов об амнистии» (п.23 ст.88); Президент республики: «опротестовывает и приостанавливает… действие актов государственных органов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан» (п.9 ст.95), «формирует и возглавляет Совет Безопасности» (п.13 ст.95), «осуществляет право помилования граждан, осужденных на основании законов Республики Башкортостан» (п.19 ст.95); «приоритетными направлениями развития системы законодательства Республики Башкортостан являются… уголовное, процессуальное и правоисполнительное законодательства» (ст. 127).
|
Мордовия
| «Глава Республики Мордовия… формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Мордовия, принимает меры по обеспечению государственной безопасности Республики Мордовия» (п.2 ст.70).
|
Якутия
| «К ведению Палаты Представителей относится… принятие решений о приостановлении действия законов Российской Федерации…, противоречащих Федеративному Договору, Конституции и законам Республики Якутия, ограничивающих суверенитет Республики Якутия» (п.8 ст.51); Президент республики приостанавливает действия актов государственных органов РФ (п.17 ст.70), «принимает решение о дислокации на территории Республики Якутия воинских формирований, контролирует их перемещение и деятельность, определяет порядок образования территориальных воинских формирований» (пп.24-25 ст.70).
|
Тыва
| «Верховный Хурал Республики Тыва… контролирует денежную эмиссию в Республике Тыва (п.7 ст.63), утверждает назначение на должность военного комиссара Республики Тыва, командиров формирований пограничных, внутренних и других войск, определяет порядок их деятельности на территории республики, принимает решение по вопросам войны и мира» (пп.10-11 ст.63); «Президент Республики Тыва… образует и возглавляет Совет Безопасности» (п.6 ст.73), «в случае объявления Верховным Хуралом Республики Тыва Военного положения… регулирует действия военных формирований, дислоцированных на территории Республики Тыва, входит в Верховный Хурал с предложением по вопросам войны и мира» (пп.17-18 ст.73).
|
Чечня
| Российская Федерация не упоминается.
|
Введение.
Для Российской Федерации, как и для любого федеративного государства, чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей (субъектов) и целого (федерации). Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.
Все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Актуальность выбранной темы исследования обусловливается тем, что российский федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и, прежде всего, обострения межнациональных отношений. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти.
Предметом данного исследования является соотношение понятия суверенитета (государственного, народного и национального) с нормами, определяющими правовой статус Федерации и ее субъектов.
Объект исследования – федеративные отношения, складывающиеся между Федерацией в целом и субъектами, а также между субъектами в составе Федерации.
Целью данного исследования является выявление и изучение основных проблем российского федерализма на основании нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус субъектов.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами субъектов РФ;
2) изучить нормы, определяющие правовой статус Федерации и ее субъектов;
3) сопоставить (попытаться обнаружить противоречия ) конституции, уставы субъектов РФ с Конституцией РФ 1993 г. и между собой;
4) изучить реализацию на практике норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов.
Исследования, научные работы на данную теме стали появляться сравнительно недавно, что связано с
[1] Зиновьев А.В. Конституционное право России. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С.50.
[2] Баглай М.В. Конституционное право России. – М., 1996. С.123.
[3] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 1995. С.120.
[4] Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С.59.
[5] Зиновьев А.В. Конституционное право России. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С.50.
[6] Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. – М.: Пробел, 1999. С.60.
[7] См.:Конституция РФ.Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.//Российская газета.1993.N237.
[8] См.: Там же.
[9] Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. / Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. – М., 1997. С.149.
[10] Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН». Принята Генеральной Ассамблеей ООН 24 ноября 1970г. // Международное право в документах. – М.: Юридическая литература, 1992. С.4-12.
[11] Заключительный акт СБСЕ в Хельсинки, 1975 г. Там же.
[12] Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. //Российская газета.1993. N 237.
[13] См.: Там же.
[14] Баглай М.В. Конституционное право России. – М.: Норма, 2007. С.336.
[15] Зиновьев А.В. Конституционное право России. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 48.
[16] См.: Там же.
[17] См.: Конституция РСФСР. Принята 12 апреля 1978 г. М., 1978. С.3-47.
[18] Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. //Российская газета.1993. N 237 .
[19] См.: Там же.
[20] См.: Там же.
[21] Иванченко Л.А. О практике разграничения полномочий…// Думский вестник. 1996 г. №4. С.75.
[22] Савина В.Н. О практике разграничения полномочий…// Думский вестник. 1996 г. №4. С.88.
[23] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: РЮИД, 2001. С.204.
[24] Тексты договоров: Федерализм власти и власть федерализма. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1997.
[25] Ст.1 Договора РФ и Республики Башкортстан «О разграничении предметов ведения…» // Федерализм власти и власть федерализма. С.260.
[26] Подобная точка зрения встречается у С.М. Шахрая. См.: Дипломатический вестник, 1994. №5-6. С.56
[27] См.: Прил. табл.1.
[28] См.: Прил. табл. 2.
[29] Ст. 72 Конституции СССР 1977 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. №41. Ст.617.
[30] См.: Прил.табл. 2.
[31] См.: Прил. табл. 3.
[32] См.: Прил.табл. 4.
[33] См.: Прил. табл. 5.
[34] См.: Прил. табл. 6.
[35] Ст. 67 Конституции РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета.N 237.
[36] ч.1 ст. 9. Там же.
[37] п.В. ст. 72. Там же.
[38] См.: Прил. табл. 7.
[39] См.: Прил. табл. 8.
[40] Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Принят 5 сентября 1997 г. // Российская газета от 25 сентября 1997 г.
[41] ч.5 ст. 4. Там же.
[42] См.: Прил. табл. 9.
[43] Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Принят 23 октября 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1997.№1.Ст.1.
[44] См.: Прил. табл. 9.
[45] Конституция Уральской республики. // Екатеринбургские ведомости. 30 октября 1993г.
[46] Указ Президента РФ о мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993. №12.Ст. 993.
[47] См.: «Национальная доктрина в РФ». // Ежегодный сборник аналитических материалов. – М.: «Менатеп»,1995. С. 40.
[48] См.: Там же. С. 41-42.
[49] Дело о проверке ряда нормативных актов г.Москвы и Московской област<