ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
Государство во все времена стремилось закрепить в правовых нормах определенные правила пользова- ния землей, предусматривающие также санкции за их нарушение. Начиная с того момента, когда появилась собственность на землю и само государство как про- дукт разложения родового общества в результате ее появления, возникла потребность в регулировании отношений между собственниками земли, землевла- дельцами, государством и защите их прав вплоть до применения к нарушителю мер ответственности как разновидности государственного принуждения. Основные земельные преобразования России на- чались с реформы 1861 г., в результате проведения которой произошли следующие изменения в земель- но-правовом строе: 1) крестьяне вышли из крепостной зависимости; 2) крестьяне получали за определенные повинности в постоянное пользование усадебные земли и зем- ли, необходимые для их быта (при сохранении за помещиком права собственности на землю; 3) крестьяне признавались субъектами права соб- ственности на землю. Следующая земельная реформа проводилась П. А. Сто- Земельные правоотношения - это общественные отношения/которые складываются между органами влас!и, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и ко- торые регулируются нормами земельного права. Метод правового регулирования - способ воз- действия юридических норм на общественные отно- шения. Методы правового регулирования: 1) свойственны только государству в лице его органов; 2) касаются только юридических норм; 3) обеспечиваются государственным принуждением. Правовыми институтами особенной части являют- ся: группы правовых норм, устанавливающих нали- чие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим. Помимо земельного права как отрасли права, выде- ляется земельное право как наука. Как отрасль науки земельное право изучает общест- венные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений. Как научная отрасль земельное право призвано: 1) обеспечить повышение эффективности земельно- правовых норм;
V лыпиным в 1906 г. Суть проводимой реформы - отмена выкупных платежей за надельные земли и провозглаше- ние для крестьян - членов общины права свободного выхода из нее с закреплением в собственность участка из мирского надела со всеми вытекающими отсюда юри- дическими последствиями - правом продавать эту зем- лю, сдавать ее в аренду и т. д. Итоги проведения земельной реформы: 1) расслоение крестьянства; 2)дифференциация помещичьего и крестьянского землевладения.
Все это послужило причиной революционных пре- образований земельных отношений,, последовавших после Октябрьской революции и кардинальным обра- зом изменивших земельно-правовой строй России. В 1917 г. в России изменился способ хозяйствова- ния или образования валового национального про- дукта. Основные земельные преобразования после- революционного периода сводились: 1 )к отмене частной собственности на землю; 2) к объявлению земли всенародным достоянием, кото- рое впоследствии стало отождествляться с исключи- тельной собственностью на землю государства; 3) к изъятию земли из гражданского оборота и вклю- чению ее в чисто административный оборот. Изменилась роль природы в историческом процес- се. Охрана природы, и земли в частности, в первые годы существования советской власти не рассмат- ривалась как необходимая деятельность, и связано это было прежде всего с достаточно низким культур- ным уровнем как населения в целом, так и самих ор- ганов власти и управления. Однако стремление че- ловека к власти над землей противоестественно сущности человека. Попытка властвовать над землей ведет человека к агрессии, разрушению земли как сущности бытия. Поэтому земельное право, развиваясь, всегда че- рез свои регулятивные нормы выражает интересы общества в потреблении природных ресурсов, что ведет в свою очередь к закреплению мероприятий по рациональному использованию, охране от загряз- нения земельных ресурсов, установлению составов земельных правонарушений и видов ответственно- сти, наступающих за их совершение. Право частной собственности было предусмотрено впервые в 1990 г. в ст. 12 Конституции РСФСР.
2) способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более ра- ционального использования и охраны земель. Наука земельного права: 1) выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тен- денции в регулировании земельных отношений пра- вовыми нормами; 2) высказывает меры по совершенствованию действую- щего законодательства; 3) разрабатывает научные основы его классификации и систематизации; 4} исследует закономерности развития действующего российского законодательства; 5} исследует земельное законодательство досовет- ского периода; 6) проводит сравнительный анализ правового регу- лирования земельных отношений и выявление тен- денций развития его в зарубежных странах. Методы науки земельного права: 1}исторический; 2)сравнительно-правовой; 3) системный; 4)статистический; 5) конкретно-социологический и др. Земельное право как учебная дисциплина - систе- ма знаний, сведений и информации об основных по- ложениях и содержании земельного права, излагае- мых в целях подготовки профессиональных кадров. Она может отличаться от системы отрасли земельно- го права по объему излагаемых сведений исходя из плановых учебных часов. Учебная дисциплина рассматривает: 1) основные положения общей части земельного пра- ва (предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотноше- ний, история земельного права и его источники, ме- тодологические и теоретические основы земель- ного права в его становлении и развитии); 2)положения специальной части (законодательные основы и особенности правового регулирования зе- мельных отношений в зарубежных странах).
Методы земельного права - это способы и при- емы воздействия на поведение людей, которые соот- ветствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам. В юридической литературе различают: 1) метод административно-правового, организаци- онного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Для ад- министративно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения»; 2) диспозитивный метод. Он определяет пределы по- ведения участников земельных отношений, предо- ставляет им возможности свободно и самостоятель- но регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов - метод дозволения. Земельное право дает правомочие землепользова- телю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничиваю- щих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела земле- пользователей, то это возможно лишь в строго ука- занных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв. Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихо- зяйственного использования земли - смешанный метод, т. е. в основном свободное дозволение и в огра- ниченных законом случаях - администрирование. В учебной литературе также выделяются разновид- ности административно-правового и диспозитивного методов.
ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Земельному праву как самостоятельной отрасли права присущи следующие принципы: 1) учет значения земли как основы жизни и деятель- ности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осу- ществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важ- нейшей составной части природы, природном ре- сурсе, используемом в качестве средства произ- водства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сель- ском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использо- ванием земли в качестве недвижимого имущества; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, со- гласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить не- гативное (вредное) воздействие на здоровье че- ловека; 4) участие граждан и общественных организаций в ре- шении вопросов, касающихся их прав на землю; 5) единство судьбы земельных участков и прочно свя- занных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объек- ты следуют судьбе земельных участков, за исклю- чением случаев, установленных федеральными
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (654)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |