Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 5. Этапы подготовки публичной речи




Риторический канон и современное красноречие.

Части классического риторического канона.

Инвенция (изобретение). «Общее место» (топ, топос) как смысловая модель. Классификация «мест риторических» М.В. Ломоносова. Современная классификация смысловых моделей А.К. Михальской. Смысловые модели «Род и вид», «Целое и части», «Определение», «Свойства» и др. Использование смысловых моделей при подготовке речи.

Диспозиция (расположение). Назначение планов и их виды. Модели и схемы рассуждений. Описание предмета речи. Основные стратегии повествования. Классический образец речи-рассуждения (хрия).

Элокуция (выражение). Концептуальные аспекты речи. Риторический троп (метафора, метонимия, ирония, парадокс, иносказание). Риторическая фигура (антитеза, градация, повтор, период). Роль риторических тропов и риторических фигур в речи. Средства диалогизации речи (риторическое восклицание, риторический вопрос, введение чужой речи).

Мемория (память) и акцио (действие) как части риторического канона.

Различные виды анализа фрагментов речей. Редактирование текста публичной речи.

 

Тема 6. Законы и принципы современной общей риторики.

Основные законы и принципы риторики. Закон гармонизирующего диалога. Закон эмоциональности речи. Закон продвижения и ориентации адресата. Закон удовольствия. Взаимосвязь законов общей риторики.

Принципы диалогизации речевого поведения. Принцип внимания к адресату. Принцип близости информации (содержания речи) интересам адресата. Принцип конкретности речи. Принцип коммуникативного сотрудничества. Принцип гармонии дискурса.

Стратегии и тактики речевого поведения. Приемы развития коммуникативности: самоубеждение, самоанализ, самоконтроль. Синтетическая и аналитическая оценка публичного выступления.

 

 

Тема 7. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли. Оратор и аудитория.

Речевое событие как основная единица речевого общения. Речевое действие. Анализ речевых действий.



Речевая ситуация. Структура речевой ситуации. Требования к образу и поведению говорящего.

Мотивация и целеполагание. Речевые цели (намерения). Социальные и речевые роли.

Понятие «оратор» в трудах античных классиков риторики. Оратор и его комплексная роль: социальная, авторская, исполнительская.

Понятие аудитории как коммуниканта, ее социально-психологические механизмы (конформность, подражание, заражение) и структурные особенности.

Типология аудитории по риторическим концепциям М.В. Ломоносова, Дж. Грунинга, Д. Рисмена. Аудитория и толпа.

Современный риторический идеал.Имидж оратора.

 

Тема 8. Искусство спора. Аргументация.

Основные виды спора (дискуссия, полемика, диспут) и виды обсуждения проблемы (дебаты, прения).

Функции и разновидности аргументационной речи. Доказательство в аргументационной речи: тезис, аргументы, демонстрация. Требования к тезису. Специфика риторической аргументации.

Типология аргументов. Работа с аргументами и их расположение. Переконструирование порядка предъявления аргументов в соответствии с правилами Сократа, Гомера, Паскаля.

Система корректных (лояльных) приемов ведения спора.

Система некорректных (нелояльных) аргументов.

«Уловки» в споре.

Раздел IV. АРСЕНАЛ ОРАТОРСКИХ СРЕДСТВ

Тема 9. Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию.

Эффективность речи и личность говорящего.

Информационно-содержательное речевое воздействие оратора на аудиторию. Взаимосвязанные факторы процесса речевого продуцирования. Автор, ситуация, материал и адресат. Цель, предмет, тема, содержание, проблема, жанр речи. Вопросы Квинтилиана: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? – и парные сочетания вопросов как новый вопрос: Кто – Когда? Кто – Как? Как? – Когда? Что? – Зачем? и т. д.

Логика рассуждения. Логика изложения. Логика восприятия. Риторический поступок.

Невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения: просодические, кинесические, проксемические, экстра- и паралингвистические.

Невербальные средства оратора.Звучащая речь: дикция, голос и сила голоса. Помехоустойчивость, суггестивность – способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение людей. Голосовая выразительность речи.

Интонационное оформление речи как совокупность мелодии, темпа и пауз. Общий тон речи.

Темпо-ритм речи. Дыхание. Качества фонационного дыхания.

Скорость речи как субъективно-объективный фактор публичного выступления. Логическое, эмфатическое и риторическое ударения. Длительность звучания.

Интонации и паузы. Логическая и психологическая паузы в публичной (особенно – судебной) речи.

Зрительно воспринимаемые элементы: внешний облик, манеры, поза, мимика, жесты оратора (и слушателя). «Сила» и «слабость» зрительно воспринимаемых элементов публичной речи.

Функции жестов в профессиональном общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая).





Читайте также:

II. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
III. Требования к уровню подготовки воспитанников
III. Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду
IV. Учет стажа работы на судне и практической подготовки в морских образовательных учреждениях
SWOT-анализ предприятия. Ситуационный анализ предприятия. Его задача и основные этапы. Анализ бизнес-процессов организации.
А) этапы урока формирования экспрессивного лексического навыка (активный лексический минимум).
Афоризмы: мастерство речи.
В системе языковой подготовки старшеклассников
В чем притягательная сила певицы Л. Казарновской? В её необычайной духовной возвышенности, которая проявляется в очаровательной улыбке, прекрасных манерах и изысканной речи.
В чем притягательная сила певицы Л. Казарновской? В её необычайной духовной возвышенности, которая проявляется в очаровательной улыбке, прекрасных манерах и изысканной речи.






Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)