Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ГЛАВА 1. Дидактика с позиций современной социокультурной ситуации




ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ

Учебное пособие

 

 

Издательство

Тюменского государственного университета


 

О.С. Задорина ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 180 с.

Предлагаемое пособие направлено на формирование необходимых компетенций по курсу «Основы дидактики» и содержит конспекты лекций по дисциплине, материалы для практикума, задания для самоконтроля.

Пособие разработано для студентов всех форм обучения направления «Педагогическое образование».

Рабочие программы для всех специальностей и направлений размещены на сайте Университета http://utmn.ru/ и в разделе web-кабинета информационной системы Института дистанционного образования: https://iside.distance.ru «Учебно-методическое обеспечение».

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института психологии и педагогики.

 

Рецензенты:

И.Н. Емельянова,доктор педагогических наук,зав. кафедрой общей и социальнойпедагогики ТюмГУ;

О.В. Огороднова,кандидат педагогических наук, зав. сектором взаимодействия с вузами и научными организациями Департамента образования и науки Тюменской области

Ответственный за выпуск:

А. В. Трофимова, зав. отделом учебно-методического обеспечения Института дистанционного образования ТюмГУ

 

© Тюменский государственный университет, 2012

© О.С. Задорина, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1. Дидактика с позиции современной социокультурной ситуации
§1. Современная социокультурная ситуация и требования к образованию и обучению
1.1.Модели образования разных эпох
1.2.Развитие современного образования в информационном обществе
1.3.Требования к личности информационного общества. Компетентностный подход
1.4.Противоречия и трудности современного образования. Инновационные процессы в образовании
§2 История становления, предмет и задачи дидактики. Основные дидактические категории
2.1.Понятие дидактики
2.2.Дидактические концепции и подходы
Резюме
Вопросы и задания для самопроверки
ГЛАВА 2. Процесс обучения
§1. Процесс обучения и дидактические принципы
1.1.Сущность и структура обучения
1.2.Виды обучения
1.3.Методы обучения
1.4.Принципы дидактики
§2. Урок. Его роль и особенности в информационном обществе
2.1.Классно-урочная система и попытки ее совершенствования
2.2.Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Типология уроков
2.3.Целенаправленность урока
2.4.Роль учителя в подготовке и проведении урока
Резюме
Вопросы и задания для самопроверки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Тесты для самоконтроля
Ключи к тестам для самоконтроля
Темы курсовых работ
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ
Задания для самостоятельной работы
Вопросы для подготовки к экзамену
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 



 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью курса «Основы дидактики» выступает формирование представлений о целях, содержании, структуре, движущих силах, видах и организационных формах обучения. Особое внимание уделяется специфике процесса обучения, организуемого в условиях постиндустриального информационного общества.

Дидактические проблемы рассматриваются в общепедагогическом плане, когда процесс обучения выступает как важная часть воспитания и развития личности. Все задания для самостоятельной работы нацелены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области дидактики.

Задачи курса:

-формирование представлений о современной ситуации в образовании, предмете и задачах дидактики, сущности процесса обучения, современных образовательных технологиях, методах и формах обучения;

-знакомство с критериями выбора системы и методики обучения в зависимости от конкретных задач и особенностей педагогической ситуации;

-развитие рефлексивно-оценочного сознания будущего педагога.

Курс «основы дидактики», рассчитанный на 8 аудиторных часов, конечно же, слишком краток, чтобы вместить огромный объем сведений по дидактике. Для более полного усвоения данного курса рекомендуется обратить особое внимание на классические и современные работы по дидактике как отечественных, так и зарубежных авторов, выполнить контрольные и практические работы, ответственно отнестись к выполнению заданий для самостоятельной работы.

 

В лекциях использованы материалы книг Ивановой Е.О, Осмоловской И.М. «Теория обучения в информационном обществе», Загвязинского В.И. «Теория обучения: современная интерпретация», Видт И.Е. «Культурологические основы образования».

 

 

ГЛАВА 1. Дидактика с позиций современной социокультурной ситуации

Цели и задачи главы

Дать общее представление об актуальных проблемах и противоречиях современного образования, требованиях к нему. Обозначить черты информационного общества и качества личности, востребованные в нем. Раскрыть суть компетентностного подхода в образовании. Сформировать представление о предмете, истории, методологии и методах дидактики. Обозначить функции дидактики в современной практике образования. Представить современное обучение как синтез традиций отечественного образования и инновационных педагогических поисков.

Рекомендации по самостоятельному изучению главы

Внимательно изучить лекционные материалы, обратить особое внимание на новые термины, при необходимости уточнить их значение в специальных справочниках.

 





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)