Р Урок 15. Подготовка к сочинению «Как я ... (что-то делаю)»
I. Краткие пояснения к вариантам темы. Тема сочинения предлагается в двух вариантах. Первый вариант — «Как я... (что-то делаю)». В сочинениях по данной теме обычно рассказывается о таких действиях, которые автор выполняет постоянно или через какие-либо промежутки времени, причем в определенной последовательности (например, «Как я убираю комнату», «Как я поливаю цветы», «Как я мою посуду»). Примерная схема сочинения на данную тему:
1. Когда я обычно это делаю. 2. Как готовлюсь к выполнению работы. 3. Какие действия и в какой последовательности выполняю (что делаю сначала, потом, затем и наконец). 4. Что чувствую или думаю по окончании работы.
Второй вариант темы — «Как я что-то сделал». В сочинениях по данной теме рассказывается о действиях завершенных, доведенных до конца (например, «Как я первый раз сварил кашу», «Как я прибил ручку к двери», «Как я сшила платье» и т. п.). В начале сочинения уместно будет сказать о том, где, когда, почему тебе пришлось или захотелось выполнить ту работу, о которой ты решил рассказать. Но какой бы вариант темы вы ни избрали, помните: главное в сочинении — описание действий, которые выполняются в определенном порядке.
II. Краткая беседа о закономерности употребления глаголов несовершенного вида в сочинениях на первую тему и совершенного вида в работах на вторую тему.
III. Чтение и обсуждение сочинений о трудовых процессах, написанных бывшими пятиклассниками.
IV. Предупреждение речевых ошибок, для того чтобы дети не допускали повторения одних и тех же наречий, обозначающих последовательность действий, подбираются наречия: сначала, вначале, сперва, потом, затем, после (того или этого), дальше, далее. Рекомендуется использовать возможные контекстуальные глаголы-синонимы (сделал, выполнил, изготовил и др.).
V. Предупреждение ошибок — запись слов сначала, вначале, предварительно, затем, потом, наконец, в конце концов.
Домашнее задание: написать сочинение.
Урок 16. Виды глагола и его временные формы I. Словарно-орфографическая работа. (165) Стремле́ние. Стре́мя — ‘быстрое течение’ (слав.) Стреми́тельный (м/мл). Стреми́тельность. Стремнина.
II. Наблюдения с использованием таблицы.
Выводы из наблюдений: глаголы совершенного вида формы настоящего времени не имеют.
III. Образование возможных временных форм от глаголов блестеть, блистать, стремиться, зажигать; блеснуть, заблестеть, заблистать, зажечься. Запись временных форм глаголов несовершенного и совершенного вида оформляется на доске в виде таблицы, на которой обозначены все временные формы глагола.
IV. Классификация глаголов по их видовременным признакам. Задание: разделить глаголы на две группы в зависимости от их вида.
Объединить, объединять, объединяешь, объединяет, объединим, объединишь, объединял, будешь объединять, объединят, будут объединять.
V. Предупредительный диктант с последующим грамматическим заданием. Для предупреждения пунктуационных ошибок на доске (до урока) оформляются соответствующие графические схемы в произвольном порядке. Перед чтением текста ученикам предлагается озаглавить его словами автора. Шел тихий летний дождь Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли тонкие круги. Потом сразу вокруг нас зашевелилась, зашелестела трава, вся вода покрылась маленькими кругами, и слабый невнятный звон поплыл над омутом. Шел тихий летний дождь. Далеко в разрывы мягких туч светило солнце, и степь дымилась и блестела. Сильнее запахли травы, хлеба и луга. (К. Паустовский.)
Задание: определить вид и время глаголов.
VI. Повторение грамматико-стилистического правила о сказуемых в частях сложносочиненного предложения и об однородных сказуемых, выраженных глаголами одного вида.
Домашнее задание: § 114; упр. 663.
Урок 17. Виды глагола и его временные формы (закрепление) I. Словарно-орфографическая работа. (166) Рюкза́к. Рюке — ‘спина’ (нем.) Рюкзачо́к (к/ч). зак — ‘мешок’ Рюкза́чный (к/ч).
II. Образование возможных временных форм от глаголов не- совершенного вида блестеть, блистать и совершенного вида блеснуть, заблистать.
III. Зрительный диктант.
Стаи птиц улетают Прочь за синее море, Все деревья блистают В разноцветном уборе. (К. Бальмонт.)
IV. Творческое списывание. Задание: списать предложения, заменив в них глаголы совершенного вида однокоренными несовершенного вида. Исходный текст Запись в тетрадях учащихся На рыбалке На рыбалке Подойдя к реке, мы выбрали удобное Вот и река. Мы выбираем удобное место, вынули из рюкзаков свои при- место, вынимаем из рюкзаков свои припасы пасы и сложили их под деревом. и складываем их под деревом. Разожгли костер. Разжигаем костер. Потом размотали удочки, насадили Потом разматываем удочки, насаживаем наживку и начали удить рыбу. наживку и начинаем удить рыбу. Внимательно следили за поплавками; Внимательно следим за поплавками; они, к сожалению, долго стояли неподвижно. они, к сожалению, пока стоят неподвижно. Но вот над рекой поднялось солнце, и Но вот над рекой поднимается солнце, мы замерли от восторга. и мы замираем от восторга.
V. Сравнение первого и второго вариантов текста. Выводы, которые следуют из этого сравнения: второй вариант текст более впечатляющий, потому что в нем не просто перечисляются действия, а рисуется живая картина происходящего, значит, употребление в речи глаголов в форме настоящего времени и, следовательно, несовершенного вида способствует более яркому описанию действий, явлений, событий. Дополнительные задания: 1. Во втором варианте текста обозначить корни слов, в которых пишется и, потому что после них следует суффикс -а-. 2. Устно продолжить любой вариант текста (по выбору).
Домашнее задание: упр. 665, 657.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1156)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |