Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепции исторического процесса конца 18-19 веков (философия истории Гердера и Гегеля, формационная концепция Маркса)



2016-09-16 789 Обсуждений (0)
Концепции исторического процесса конца 18-19 веков (философия истории Гердера и Гегеля, формационная концепция Маркса) 0.00 из 5.00 0 оценок




Значительный вклад в формирование социальной философии внесли немецкие философы:Иоган Готфрид Гердер (1874-1804) и Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).

Гердер считал, что развитие общества - это продолжение истории природы и законы его развития носят естественный характер, что в развитии культуры существует преемственная связь, что общество - это целостное образование, что все люди связаны между собой и обществом, что движущей силой истории является активность людей,их потребности и способности, что высший критерий обществен­ного развития - принцип гуманности.

Гегель создал диалектико-объективно-идеалистическое учение об обществе. Общество развивается, его история носит законо­мерный характер, но осуществляется не фатально, не автоматически, а через диалектику необходимого и случайного, а так как проис­ходит через деятельность людей, из которых каждый активен и преследует свои цели и интересы, то из этого складывается результи­рующая направленность общественного развития, которая отличается от этих интересов и целей. Действия каждого человека носят случайный характер, а результирующая направленность - необходимый характер, который выступает как обнаружение разума Мирово­го Духа. Поэтому история это саморазвитие, поэтапное шествие Мирового Духа и его самопознание. Носителем Мирового Духа в раз­ные эпохи является дух какого-то народа. Критерием в выделении этапов в истории является уровень прогресса в сознании свободы. Первому этапу соответствует восточный мир. У восточных народов не было свободы. Свободен лишь деспот, поэтому свобода это произвол деспота и повиновение остальных. Второй и третий этапы - это греческий и римский миры, в которых свобода была, носила ограниченный характер, т.е. она была лишь для части общества, поскольку было рабство. Четвертой этап - это германский мир. Именно германские народы, используя плоды Реформации и буржуазных революций, достиг­ли гражданской и политической свободы. В учении Гегеля были отдельные материалистические идеи. Так, он считал, что в основе экономических отношений лежит труд, а эти отношения являются основой социальной дифференциации населения (сословное деление).

Формационный подход и его развитие в середине 19-го века выдвинул Маркс.

1. Маркс исходил из понимания общества, как системы социальных отношений, способов, совместной деятельности людей.

2. Он подметил многообразие таких отношений и неравноценность по роли, которую они играют в обществе.

3. Маркс мысленно выделил материальные (производственные отношения), как главные, определяющие остальные.

4. Исходя из этого, при рассмотрении истории различных стран и народов он подметил, что при всей ее многообразности, в ней имеется идентичность, этапность, повторяемость.

5. Маркс обобщил порядки разных стран и народов в понятие общественно-историческая формация.

Тем самым он выступил против понимания общества, как суммы индивидуумов, в котором все изменения происходят либо слу­чайно, либо фатально и показал, что общество это система социальных образований, явлений, что нет "общества вообще", что всегда имеют место определенные типы его устройства, что история представляет собой развитие и смену общественно-экономической фор­мации (ОЭФ).

Всякая ОЭФ: (Общественно-экономическая формация).

1. имеет свой особый способ производства материальныхблаг в качестве собственной основы;

2. это качественно особый тип общества, общественного устройства;

3. это закономерный этап в развитии общества;

4. занимает определенное место среди других ОЭФ.

Ком/ ОЭФ

Кап/ОЭФ

Ф/ ОЭФ

Р/ОЭФ

П/ОЭФ

П- первобытная; Р- рабовладельческая; Ф- феодальная;

Кап.- Капиталистическая; Ком.- коммунистическая.



2016-09-16 789 Обсуждений (0)
Концепции исторического процесса конца 18-19 веков (философия истории Гердера и Гегеля, формационная концепция Маркса) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепции исторического процесса конца 18-19 веков (философия истории Гердера и Гегеля, формационная концепция Маркса)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (789)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)