Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международные правовые акты универсального и регионального характера



2016-09-17 3122 Обсуждений (0)
Международные правовые акты универсального и регионального характера 4.67 из 5.00 3 оценки




Международные документы, призванные регламентировать и регулировать отношения между субъектами образовательного процесса, по своему содержанию подразделяются на:

- международ­ные правовые акты универсального и регионального характера;

- международные договоры и соглашения.

Принцип уважения прав человека утвердился в качестве одно­го из основных принципов международного права в 1945 г. с при­нятием Устава ООН. Являясь координационным центром сотруд­ничества государств по защите прав и свобод человека, ООН со­действует: повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; разрешению международных проблем в экономической, социаль­ной областях, здравоохранении и других; международному со­трудничеству в области культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии (ст. 55 Устава ООН).

Ответственность за практическое выполнение такого сотруд­ничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, Экономи­ческий и социальный совет ООН (ЭКОСОС) и Верховного комиссара ООН по правам человека.

Нормы, закрепляющие общие права человека на образование, содержатся в международных актах универсального характера. Первым документом такого вида стала Всеобщая декларация нрав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.

На страницах этого документа сформулированы основные стандарты в области прав человека, имеющие и моральное значение, к достижению которых должны стремиться все народы и го­сударства. В числе прав и свобод человека и гражданина закреп­лено и право на образование (ст. 26).

Каждый человек имеет право на образование. Образование долж­но быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязатель­ным. Техническое и профессиональное образование должно быть обще­доступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным .для всех на основе способностей каждого.

Образование должно быть направлено к полному развитию чело­веческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основ­ным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозны­ми группами и должно содействовать деятельности Организации Объ­единенных Наций по поддержанию мира.

Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

По окончании Второй мировой войны международное сообще­ство задумалось о необходимости организации и координации нормотворчества и проведения исследований по вопросам нацио­нальной политики в области образования; укрепления инфра­структуры образования на национальном уровне (развитие подго­товки преподавателей, использование местных ресурсов для со­вершенствования образовательного процесса); обмене информа­цией (разработка и распространение специализированных спра­вочников, бюллетеней)1, что и послужило основанием создания в 1945 г. на Лондонской конференции Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

ЮНЕСКО — специализированная организация ООН, в кото­рую входит более 180 государств-участников. Основные задачи ЮНЕСКО:

- содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области про­свещения, науки и культуры, использования средств мас­совой информации;

- разрабатывать и принимать международные конвенции и рекомендации по вопросам образования;

- осуществлять мероприятия в области политики, планиро­вания и управления образованием государств-участников.

Важным шагом в изменении подхода ЮНЕСКО к проблеме об­разования явилась XI сессия Генеральной Конференции ООН 1960 г.г утвердившая приоритет просвещения в программах ЮНЕСКО в проведении совместных исследований по вопросам развития и подготовки национальных кадров, организации конференций и совещаний. ЮНЕСКО сотрудничает с рядом международных организаций, работающих в области образования: Международ­ным бюро просвещения, Международной ассоциацией универси­тетов, Всемирной организацией дошкольного воспитания, Между­народной федерацией детских домов и др.

Конференции ЮНЕСКО дают материалы для опубликования докладов. Самые известные среди них: «Проект по взаимному признанию культурных ценностей Востока и Запада» (1959); «Планирование образования»; «Повышение квалификации преподавателей начальной школы» (1962); «Организация школьной и профессиональной ориентации» и «Борьба с нехваткой учителей дли начальной школы» (1963); «Ликвидация неграмотности»; «Преподавание иностранных языков» (1967).

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования была принята Генеральной Конференцией ЮНЕСКО на XI сессии в Париже, 14 декабря 1960 г. В ст. 1 четко определено, что под дискриминацией понимают признание любого отличия, исключения, ограничения или предпочтение, основанное на расе, цвете кожи, поле, языке, регионе, религии, политических и иных угождениях, национальном или социальном происхождении, эко­номическом состоянии или рождении, имеющим своей целью или следствием устранение или ущемление равенства образователь­ных возможностей, в частности, путем лишения любого лица или группы лиц доступа к образованию любого типа или уровня; ог­раничения лица или группы лиц, в результате которого они полу­чают образование более низкого качества, либо создания для лиц или групп лиц условий, несовместимых с достоинством человека.

В ст. 4 этого документа подчеркивается, что государства-участники Конвенции обязуются формулировать, разрабатывать и осуществлять национальную политику, которая методами, за­висящими от обстоятельств и национальных особенностей, способствует обеспечению равенства возможностей и обращения в сфере образования. Кроме того, что начальное образование дол­жно быть бесплатным и общеобязательным, в этой статье гово­рится о законодательно предписанной необходимости и обяза­тельности посещать школу. Особо оговаривается необходимость создания специальных условий для поддержания и повышения соответствующими методами образовательного уровня лиц, ко­торые не получили никакого начального образования или имеют незаконченное начальное образование, предоставляя им воз­можность продолжить свое образование, исходя из их индиви­дуальных способностей.

Предоставление всем учителям равных возможностей для по­вышения их квалификации является противовесом дискримина­ции.

В ст. 5Конвенции о борьбе с дискриминацией в области обра­зования государства-участники признают право членов нацио­нальных меньшинств вести свою собственную образовательную деятельность, включая содержание школ в зависимости от обра­зовательной политики каждого государства, на использование их собственного языка или обучение на их собственном языке. Предлагается помнить о том, что такое право не должно мешать членам этих меньшинств понимать культуру и язык общества в целом и участвовать в жизни общества. Это не должно наносить ущерб национальному суверенитету. Обеспечиваемые в образова­тельных учреждениях национальных меньшинств образователь­ные стандарты не должны быть ниже основного стандарта, уста­новленного и утвержденного компетентными органами. Посеще­ние таких школ должно быть факультативным.

5 октября 1966 г. в Париже на заседании специальной Меж­правительственной конференции о статусе учителей были приня­ты Рекомендации о положении учителей. В этом документе учи­телями признавались все лица, которые занимаются обучением и воспитанием учащихся в школах. Их положение рассматривалось, прежде всего, как общественное в силу выполняемых ими функ­ций. Умение выполнять эти функции делает профессию учителя одной из авторитетных в мире. Профессия учителя по сравнению с другими является престижной, потому что учителя обеспечива­ются лучшими условиями труда, имеют материальные льготы и вознаграждения.

Межправительственная конференция призывала государства при планировании своих бюджетов учитывать рост потребностей общества в образовательной сфере. Для учителей это означало признание необходимости непрерывности их профессионального образования, самообразования, участия в научно-исследователь­ской деятельности.

Учитывая, что на пороге XXI в. жители стран мира наблюдают, как растущий спрос на высшее профессиональное образование и стремление к его широкой диверсификации сочетается с возрастанием значения этого образования для решения комплекса социально- экономических, политических и культурных проблем человечества, ЮНЕСКО провела 9 октября 1998 г. в Париже Всемир­ную конференцию по высшему образованию.

В преамбуле «Всемирной декларации о высшем образовании XXI века» обозначены проблемы, с которыми сталкивается выс­шее образование стран мира. Среди них наиболее серьезной в ним документе признается все увеличивающийся разрыв между промышленно развитыми и развивающимися странами, в особен­ными наименее развитыми странами, в отношении доступа к выс­шему образованию и научным исследованиям, а также в отноше­нии ресурсов, выделяемых для этих целей. Это чревато еще боль­шим социально-экономическим расслоением. Получить образова­ние в своей стране, включая некоторые наиболее развитые и богатые страны, становится затруднительным.

В деятельности ООН необходимо отметить еще два важных доку­мента, содержащих юридические обязательства в области прав и сво­бод человека и гражданина для каждого ратифицировавшего их государства — Международный пакт об экономических, соци­альных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и Международ­ный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. СССР ратифицировал международные пакты в 1973 г. В связи с рас­падом СССР права и обязанности, вытекающие для него из пактов 1966 г.г перешли к Российской Федерации. Пакты о правах челове­ка получили широкое международно-правовое признание. Их участниками являются 137 и 140 государств мира соответственно.

В ст. 13 п. 1 Международного пакта об экономических, соци­альных и культурных правахгосударства признается право каж­дого человека на образование. Считается, что образование долж­но быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства, призвано способствовать укреплению уважения к правам человека и основным свободам.

Государства-участники признают, что образование должно от­крывать возможности быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и друж­бе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и рели­гиозными группами и содействовать работе Организации Объеди­ненных Наций по поддержанию мира.

Основными условиями осуществления прав на образование в Пакте признается:

- бесплатное и общеобязательное начальное образование;

- открытое и доступное среднее образование в его раз­личных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, постепенный переход к его бес­платному получению;

- высшее образование должно стать одинаково доступ­ным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер, и в частности посте­пенного обеспечения получения его бесплатно;

- элементарное образование должно поощряться или ин­тенсифицироваться по возможности для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего началь­ного образования;

- необходимо активное развитие сети школ всех ступе­ней, должна быть установлена удовлетворительная си­стема стипендий, требуется постоянное улучшение ма­териальных условий преподавательского персонала.

Участвующие в Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственны­ми властями школы, но и другие школы, отвечающие тому мини­муму требований для образования, который может быть установ­лен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими нравственными убеждениями.

Нормы, обеспечивающие право на образование, содержатся и в Конвенции о правах ребенка, утвержденной резолюцией Гене­ральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г. В ст. 28 этого документа отражены основные обязательства государств по обеспечению доступности различных форм образова­ния, обеспечению мер, содействующих регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники обязуются обеспечить поддержание школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение челове­ческого достоинства ребенка.

Должны создаваться условия для развития международного сотрудничества по вопросам, касающимся образования, с целью со­действия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире, облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В связи с этим особое внимание должно быть уделено потребностям развивающихся стран.

Государства-участники признают, что образование должно быть направлено на развитие личности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме; воспитание должно осуществляться в духе уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашен­ным в Уставе Организации Объединенных Наций.

Воспитание подрастающего поколения планеты должно быть построено на уважении к своим родителям, культурной самобытности каждого ребенка, языку и национальным ценностям стра­ны, в которой он проживает, и к цивилизациям, отличным от его собственной.

В результате получения образования ребенок должен полу­чить подготовку к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и жен­щин и дружбы между всеми народами, этническими, нацио­нальными и религиозными группами, уважения к окружающей природе (ст. 29).

В Конституции РФ как основном законе государства право на образование признается неотъемлемым элементом государствен­ных гарантий в области социальной защиты населения. Так, в ст. 43 каждому гражданину РФ гарантируется право на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее професси­ональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное получение (на конкурс­ной основе) высшего профессионального образования.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, места жительства, отношения к религии, убеждений и обес­печивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования. В соответствии с действующим законода­тельством гражданам РФ предоставляется возможность обучать­ся на родном языке. Определение языка обучения должно закреплять­ся в уставе образовательного учреждения.

В ст. 72 Конституции РФ образование рассматривается как процесс, находящийся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, следовательно, отношения, возникающие в образова­тельной сфере, могут регулироваться как федеральными закона­ми, так и законами субъектов Федерации. Федеральные законы в области образования призваны разграничивать компетенцию и ответственность федеральных и региональных органов государ­ственной власти; регулировать в рамках установленной федеральной компе­тенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ, определять общие нормы по вопросам, относящимся к компетенции субъек­тов Федерации.

Законы, регулирующие отношения в сфере образования субъектов РФ, базируются на положениях Федерального закона «Об образовании в РФ» при этом в них учтена этнокультурная и территориальная специфика региона, что позволяет более адекватно определить основные направления развития этой области общественных отношений как в каждом субъекте РФ, так и во всей Федерации в целом.

К числу источников образовательного права относятся: феде­ральные законы, включая кодексы, являющиеся основными источниками отраслей права, нормы которых действуют в правовом регулировании отношений в области образования.



2016-09-17 3122 Обсуждений (0)
Международные правовые акты универсального и регионального характера 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Международные правовые акты универсального и регионального характера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3122)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)