Цель: Рассмотреть основы психофизической подготовки человека к труду и методики содействия успешному профессиональному становлению и развитию личности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.
1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду.
2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
3. Производственная физическая культура в рабочее время.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Работа 1. Составление профессиограммы специалиста.
Методика.
СОСТАВИТЬ ПРОФЕССИОГРАММУ МЕДИЦИНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
на выбор (процедурная м/с, хирургическая м/с, операционная м/с и т.д.)
по следующему плану:
1) описание условий труда, его характера и специфика
а) тип движений (динамические, статические, монотонные, точные и пр.)
б) участвующие при этом части тела
в) амплитуда движений
г) временные характеристики
д) силовые характеристики
е) особенности координации
2) каким образом данная профессия воздействует на организм человека, какие физические способности и двигательные навыки являются наиболее профессионально важными
3) подбор средств, содействующих развитию этих качеств
Негативные факторы профессионального труда
| Направленность занятий и подбора упражнений
|
Тяжелый физический труд
| Профилактика перенапряжения мышечного аппарата и отрицательного влияния на опорно-двигательный аппарат
|
Гипокинезия и гиподинамия
| Развитие выносливости, силы и подвижности суставов, координации движений, ловкости
|
Неудобная или однообразная рабочая поза
| Коррекция осанки, ликвидация застойных явлений в области малого таза и нижних конечностей, профилактика шейных остеохондрозов и пояснично-крестцовых радикулитов
|
Повышенная загруженность мышц кисти и предплечья
| Профилактика перенапряжения мышц и нервно-мышечных заболеваний рук
|
Монотонность
| Двигательная перемена деятельности, повышенная эмоциональность занятий
|
Повышенная нервно-эмоциональная напряженность
| Снятие нервно-психической напряженности, стабилизация работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расслабение
|
Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия
| Улучшение функции дыхания в благоприятных условиях, повышение устойчивости к высоким, низким температурам и к их перепадам
|
Работа 2. Методика составления и проведения комплексов упражнений вводной гимнастики.
Методика.
Согласно типовой схемы вводной гимнастики, разработанной Л.Н.Нифонтовой, составить комплекс:
1. Упражнения организующего характера.
2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.
3. Упражнения общего воздействия.
4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами.
5-8. Специальные упражнения.
3 Для людей, занятых тяжелым физическим трудом, в комплекс рекомендуется включать простые по координации движения динамического характера. Общая нагрузка при выполнении постепенно увеличивается к последней четверти комплекса.
3 Лицам, занятым трудом средней тяжести, подойдут динамические с широкой амплитудой упражнения для группы мышц, которые во время работы не задействованы. Максимум нагрузки должен приходиться на середину комплекса.
3 Для тех, чей труд связан с длительным напряжением внимания, зрения, но не насыщен большими физическими усилиями, вводная гимнастика насыщается комбинированными динамическими упражнениями, в которых заняты различные группы мышц. Максимальная нагрузка приходится на первую треть комплекса.
3 Если предстоит интенсивная умственная работа, то чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное напряжение мышц конечностей в течении 5-10 секунд.
Чтобы выполнение комплекса не вызывало чувства усталости, необходимо соблюдать определенные правила:
2 Во время упражнений занимающиеся испытывают чувство посильной и приятной мышечной работы;
2 Важно создавать легкое тонизирующее состояние основных работающих мышечных групп;
2 Вводную гимнастику следует заканчивать двумя упражнениями, одно из которых снимет излишнее возбуждение, а другое – поможет настроиться на предстоящую работу;
2 После выполнения всего комплекса у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть.
Результат:
Провести составленный комплекс для различных специалистов среднего звена медицинского профиля.
Работа 3. Методика составления и проведения комплексов упражнений физкультурной паузы.
Методика.
В соответствии с рекомендациями составить комплекс физкультурной паузы для различных специалистов.
Классификаций профессий с учетом физической тяжести и умственной напряженности труда, применительно к производственной гимнастике.
1 группа:
однообразные монотонные виды, с небольшими физическими усилиями и малой двигательной активностью
| 2 группа:
виды работ, в которых со-четаются элементы умст-венного и физического труда. Движения разнооб-разные, динамичные при умеренных физических усилиях. Большая часть работ может выполняться стоя.
| 3 группа:
работы, связанные с большими физическими усилиями, подвижные
| 4 группа:
связанные с умственным или преимущественно умственным трудом, требующие большого напряжения ЦНС, но малоподвижные, физические затраты небольшие
|
Упражнения:
- в потягивании
- повороты, наклоны
- общего воздействия (приседания, комбина-ция с наклонами, движе-ниями рук и т.д.)
- махового характера
- на расслабление мышц рук
- на точность и координа-цию движений.
| Упражнения:
- в потягивании
- для мышц туловища,рук, ног, с элементами рас-слабления
- для мышц туловища, рук, ног
- общего воздействия – бег, прыжки, приседания
- махового характера
- на расслабление
- на координацию и точность движений
| Упражнения:
- в потягивании с глубо-ким дыханием и включе-нием элементов расслаб-ления мышц рук и пле-чевого пояса
- с расслаблением мышц рук, ног и туловища в положении сидя или лежа
- на растягивание, улуч-шение осанки и подвиж-ности суставов
- с элементами координа-ции движений
| Упражнения:
- в потягивании
- для мышц туловища, рук, ног
- на все группы мышц более динамичные, с большей нагрузкой
- общего воздействия –приседания, бег, прыжки
- для различных мышц с акцентом на движение ногами
- на расслабление мышц рук
- на внимание, координа-цию движений.
|
Физическая нагрузка во время выполнения комплекса должна постепенно увеличиваться, достигнуть максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться
| Физическая нагрузка во время выполнения комплекса должна постепенно увеличиваться, достигнуть максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться
| Нагрузка в комплексе упражнений должна постепенно повышаться
| Физическая нагрузка во время выполнения комплекса должна постепенно увеличиваться, достигнуть максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться
|
Проводится через 2-2,5 часа работы
| Проводится через 2-2,5 часа работы
| Проводится через 1,5 часа работы
| Проводится через 2,5-3 часа работы
|
Результат:
Провести составленный комплекс для различных специалистов среднего звена медицинского профиля.
Список литературы:
1. Лекции теоретического раздела.
2. Глоссарий.
3. Примерные гимнастические комплексы.
ГЛОССАРИЙ:
|
|
Работоспособность
| Потенциальная возможность человека выполнить целесооб-разную мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий и психофизиологических резервов человека.
|
Психофизиологическая характеристика труда
| Сопряженная характеристика изменений психических и физио-логических функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
|
Утомление
| Временное, объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающе-еся потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности негативными эмоциональными и физиологическими реакциями. Выделяют физическое и умст-венное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное утомление.
|
Переутомление
| Накопление (кумуляция) утомления в результате неправильно-го режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспо-собности и продуктивности труда, появлении раздражитель-ности, головных болях, расстройстве сна и др. Различают – начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление.
|
Профессионально-прикладная физическая подготовка
| Специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
|
Формы (виды) труда
| Условно подразделяют на умственный и физический по физиологическим и психологическим признакам преимущественного проявления в процессе деятельности.
|
Условия труда
| Воздействие на работника внешней среды производственного и климатического характера, продолжительность и особенность режима рабочего времени.
|
Характер труда
| Определяется степенью и особенностью физической и психи-ческой нагрузки работника в течение трудового процесса, раз-нообразием умений и навыков, применяемых им в процессе профессиональной деятельности.
|
Прикладные физические качества
| Это те качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, лов-кость), которые имеют наибольшее значение для качествен-ного и эффективного выполнения конкретной профессиональ-ной деятельности
|
Производственная физическая культура
| Система физических упражнений, физкультурно-оздоровитель-ных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности.
|