Тема 9. Принятие решений в системе управления
Содержание занятия: Практикующее упражнение№1. Практикующее упражнение №2. Практикующее упражнение №3 Конкретная ситуация №1.«Медицина» Конкретная ситуация №2.Пив. завод «Рогань». Конкретная ситуация №3. Повышение эффективности деятельности предприятия.
Практикующее упражнение №1
Задание: Исходя из данных приведенных в табл.7.1, студентам предлагается определить лицо принимающее решение и соответственно выбрать правильное организационное или квалификационное решение. Табл.7.1.
Практикующее упражнение №2 Процедура: Разделить студентов на три группы. Дать им для письменного анализа соответственно три ситуации: «марикультура», «кролиководство», «овцеводство». Задание: Сделайте письменный анализ предложенной ситуации, ориентируясь на вопросы, приведенные ниже. Разработайте комплекс мер, которые необходимо предпринять на каждом из уровней управления для того чтобы эта отрасль получила должное развитие в нашем регионе? Результаты работы руководитель от каждой группы должен представить в виде доклада на итоговом занятии.
Конкретная ситуация №1.
Овцеводство К 1991 году во всех категориях хозяйств Крыма насчитывалось более 1 миллиона овец. Шерсть цигайской овцы пользовалась спросом у Черниговского камвольно-суконного комбината, который вырабатывал из нее техническое сукно, а потому овцеводство наше процветало. По крайней мере оно было наряду с молочным животноводством в верху перечня бюджетонаполняющих отраслей. В связи с экономическим кризисом шерсть крымской цигайской овцы на Украине оказалась невостребованной. «Первички» перестали ее принимать, комбинат в Чернигове, почти на нет сведя производство, тоже потерял к ней интерес. В общем сильно поредели за годы реформы крымские отары. Осталось лишь всего 199,5 тысячи голов. Производство шерсти сократилось до 888 тонн. Ходить. за овцами сейчас невыгодно: потратив на 1 килограмм немытой шерсти 90 кормовых единиц, на каждую из которых растениеводство потратило более двух гривен, в итоге ничего не получаешь. На данный момент существует два породных типа овец - Черноморский и Приазовский, созданных на основе цигайского и кросбредовского типов. Шерсть у них длинная, не столь грубая, эластичная, со светлыми тонами жиропота. Такая идет на трикотаж, пальтовые ткани, одеяла. Теперь приоритет отдаётся не шерсти, а баранине, т.к. белков в баранине столько же, сколько в говядине и свинине, вместе взятых, по жирам и по калориям она их превосходит. При этом содержание холестерина в ней небольшое: всего 29 мг, против 75 мг в говядине и 74,5 - 126 мг в свинине. Среди тех, кто любит баранину, гораздо меньше больных атеросклерозом. Ну и ко всему она продлевает мужское долголетие. При нормальном кормлении получается мясо высокого качества, нет капронового, как в народе худую баранину с пленкой называют. В этом направлении и ведется сейчас селекция. Создали два репродуктора. В «Алексеевском» Первомайского района по черноголовым кросбредам, а в «Красногвардейском» Советского - помеси кросбредов с цигайскими овцами. Однако все упирается в деньги. Недавнее постановление правительства Украины о финансовой поддержке овцеводства предусматривало выделение отрасли денежных средств - по 50 гривен в расчете на каждую овцу. Были идеи о производстве брынзы, однако на отару в 500-600 голов приходится 1 чабан с помощниками, которые были не в состоянии подоить всю отару. В «Краснодарском» даже мехдойку устанавливали, но не потянули это дело. Достаточно овец содержит частный сектор, где на пастуха приходится с 10 овец, которых он в состоянии выдоить и сделать брынзу в домашних условиях. Было бы желание. Создается интеграция на базе овцеводческих племенных и товарных хозяйств, Сивашского анилино-красочного завода и Бахчисарайской шерстопрядильной фабрики. Если будет баранина, то будет и шерсть, а значит, надо наладить ее переработку у себя дома, в Крыму. Ну а мощность фабрики - 600 тонн пряжи в год - нас вполне устроит. И будет свой крымский трикотаж, свои шерстяные одеяла, прочая продукция.
Вопросы к КС:
1). Что вы думаете по поводу развития овцеводства в Крыму? 2). Видите ли вы перспективу брынзопроизводства? 3). Нужно ли овцеводство как отрасль сельского хозяйства Крыму? Если да, объясните почему?
Конкретная ситуация №2.
Кролиководство На экономическую выгоду разведения кроликов издавна обращали внимание. В семидесятых годах в Крыму в каждом хозяйстве была кроликоферма. Экономическая целесообразность такого производства очевидна. Диетическое, низкой себестоимости (за счет недорогих кормов) кроличье мясо, а также шкурки нашли бы широкий спрос не только у нас, но и за границей. Разведение кроликов сулит немалые выгоды, особенно в связи с применением новой упрощенной технологии кормления животных. Корпорацией давно уже вынашивается идея создания кролиководческого комплекса. Вот где бы пригодились пустующие фермы, простаивающие комбикормовые заводы, безработные. На первых порах, как считает Алексей Данилович Грищенко, директор одного из совхозов, надо решить проблему с кормами, реанимировав комбикормовые заводы, помочь желающим заняться этим бизнесом кредитами, выделив хотя бы по 300 у. е. каждому - именно столько стоит одна мини-ферма. А в принципе при желании соорудить ее можно и из подручного материала. За опытом можно обращаться в Веселое, прямо к Грищенко, который бесплатно готов им поделиться. Заодно и расскажет о преимуществах акселерационного кролиководства, о мясе кролика, отмеченного за свои качества на одной из ярмарок «Российский фермер» ассоциацией диетологов России золотой медалью. Американские же специалисты оценили его в 80 баллов. В то время как говядину - в 75 баллов, свинину - в 60, курятину - в 50! Низкокалорийная, но содержащая полноценный белок крольчатина особенно полезна детям, людям пожилого возраста, страдающим заболеваниями желудка, сердечно-сосудистой системы, печени, Шубы из кроличьего меха, имитирующего мех куницы, котика, соболя, выдры, пользуются спросом не только у нас, но и на европейских рынках... Породы кроликов, обитающих на 8 мини-фермах у Грищенко, самые обычные. Это советская шиншилла и белый великан. Восемь кроликоматок. Вроде не так много. Но плодовитостью они обладают фантастической. Фактически в хозяйстве в день появляется один крольчонок. Итого за год - 365 штук приплода! Суточный привес их не 25 граммов, как у обычной особи, а 50! При этом животное потребляет почти в два раза меньше, чем принято, кормов. Алексей Данилович, ухаживая за кроликами, учитывает их строение, характер, повадки. Потому в руки старается не брать, тем более за уши. Ведь они у кроликов, по его мнению, чуть ли не главные терморегуляторы крови. Ввиду пугливости кролика и крыша сделана с таким уклоном, что прижмется к ним трусишка в случае опасности спинкой - и вроде защищен, а значит, спокоен. А то ведь львиная доля ушастиков от чего бы вы дума ли гибнет? От инфаркта! По подсчетам экономистов, если кроликов-акселератов пустить «на поток», то себестоимость килограмма крольчатины можно снизить до 2 гривен. По такой-то цене накормить можно многих. Мини-фермы Михайлова прижились по всему свету: в Испании, Израиле, Америке. Сам Клинтон восхищался успехами Михайловских акселератов. Их разводят даже в Заполярье.
Вопросы к КС: 1). Выгодно ли, по вашему мнению, разведение кроликов? 2). Какая форма собственности наиболее подходит для отрасли кролиководства? 3). Как можно заинтересовать людей заниматься кролиководством? Конкретная ситуация №3
Развитие марикультуры Крыма Продукция из мидий у нас до сих пор воспринимается как нечто диковинное. Очень мало ее производится, каких-нибудь 800-900 тонн в год. В советские времена на ее реализацию были затрачены десятки миллионов рублей. В нынешний период как раз пора пожинать плоды от тех начинаний 15-летней давности. Деликатесных мидийных консервов в продаже могло бы быть не меньше, чем "Кильки в томате". За счет массового производства снизилась бы цена на них. У истоков развития мидийного промысла стояли керченский институт "ЮЖИРО" и севастопольский Институт биологии южных морей. В 80-х годах были созданы предприятия "Керчьмоллюск" и "Шельф" в Севастополе. Тогда специалисты определяли, что можно культивировать у Черноморских берегов Крыма до 50 тысяч тонн пищевых мидий в год, а вместе с некондиционными - до 100 тысяч. Программы-то у нас умеют разрабатывать, да выполнять не научились толком. Сорвались и планы по развитию марикультуры. Хотя в советский период вдоль всего побережья Крыма, от Керчи до Тарханкута, были заложены мидийные плантации. В общей сложности они раскинулись под водой на многих десятках гектаров. В чём достоинства мидий? Их мясо очень вкусное, высококалорийное, обладает диетическими, целебными свойствами, кроме того, ученые института "ЮгНИРО" разработали на основе мидийного сырья препарат "Биполан", который позволяет выводить из организма человека радионуклиды, повышает его жизненный тонус, активизирует иммунные системы. Раньше появлялись специализированные мари-хозяйства, которые успешно довели до ума технологии выращивания и переработки мидий. Ожидалось, что благодаря осуществленным капвложениям и огромным природным ресурсам дела быстро пойдут на лад. В перспективе планировалось, что в нынешние годы производство моллюсков достигнет 16 тысяч тонн в год. Однако возможности сейчас таковы, что можно брать до трех тысяч тонн мидий в год и устриц 1 миллион штук. Огромный интерес представляют и рапаны. В Японии килограмм этого мяса стоит 20 долларов. У нас он добывается на кустарном уровне. Какими-то путями рапан скупают в Крыму турецкие и болгарские посредники по 3 доллара за килограмм, сами же продают японцам по 5. Бывалые люди говорят, что порция рапаньего мяса в нью-йоркских ресторанах стоит 20 долларов. Считается, что у черноморских берегов ежегодно можно добывать до тысячи тонн рапана. Если бы удалось объединить частников, которые заняты этим делом, можно напрямую продавать продукцию японцам, по мировым ценам. Но вернемся к мидиям. К сожалению, происходит хищническое разграбление их искусственных плантаций. Браконьеры или, лучше сказать, воры не просто снимают моллюсков, но и срезают коллекторы, на которых они растут. Тем самым уничтожают основу мидийного производства. При сохранности же коллекторов с них можно через два года снимать новый урожай. Когда-то был предусмотрен не только ручной, но и механический сбор моллюсков: кондиционные моллюски шли на пищевые цели, а некондиционные (при размере ракушки менее 5 сантиметров) утилизировались и направлялись на изготовление "Биполана". А пустые ракушки перемалывались в муку и использовались в качестве кормовой добавки птицефабриками Крыма. В последние годы прекратил свое существование Керчьмоллюск". Мидийные плантации вроде бы должны перейти к керченскому рыбоконсервному заводу «Пролив», но у него не оказалось денег на то, чтобы эксплуатировать их. А ведь именно здесь установлена уникальная голландская линия по переработке моллюсков. За нее было заплачено более 1 миллиона инвалютных рублей. Голландцы гораздо в худших условиях обогащаются на выращивании марикультуры, а у нас вложенные в это дело деньги пошли прахом. Простаивает на "Проливе" и установка по изготовлению "Биполана". Господствующее положение в рыбной отрасли должно занимать государство. Отрасль характеризуется большой капиталоемкостью, медленной отдачей вложенных средств. Частника сюда пока что не заманишь. Но в какие-то сектора, в том числе и мидийные, может привлекаться и частный капитал. Для начала надо лишь разобраться, что здесь и кому принадлежит, кто чем может и хочет заниматься. А далее должны последовать реструктуризация предприятий, приватизация ряда объектов, появление хозяев, которые сумеют наладить эффективное производство. Если государство не в силах заниматься теми же мидиями, то пусть продаст их плантации. Глядишь, прекратится разграбление коллекторов, населенных моллюсками. Однако получилось так, что крымское правительство самоустранилось от руководства рыбной отраслью. Передоверило ее Киеву, сославшись на то, что у него побольше возможностей для этого. Так-то оно так, но на месте все же виднее, что надо делать. Вопросы к КС:
1). В чём состоит проблема развития марикультуры? 2). Нужно ли браться за восстановление и дальнейшее этой отрасли хозяйства? 3). Какие меры по вашему мнению необходимо предпринять для того, чтобы эта отрасль начала давать доход?
Практикующее упражнение №3
Задание: На основе данных таблицы 7.2., определить лицо принимающее решение и принять правильное стимулирующее решение (премия, благодарность, выговор, лишение премии) для данной управленческой ситуации. Табл. 7.2.
Конкретная ситуация №1.
Медицина. Тяжелое положение сложилось на станции «скорой помощи» в Сумах. Экстренной помощи на колесах сейчас выделяется только 30% средств, необходимых для нормального функционирования «скорой». Все они идут на приобретение медикаментов, горюче-смазочных материалов и на зарплату. На остальные неотложные потребности станции денег катастрофически не хватает. В результате этого, в данный момент областной центр с трехсоттысячным населением обслуживают всего 12-15 карет «скорой помощи». На место вызова они как правило, приезжают за 40-45 минут, потому что не успевают реагировать на звонки срочно нуждающихся в медицинском вмешательстве. Речь уже не идет об укомплектованности бригад «скорой» необходимым оборудованием, без которого в многих случаях обойтись просто невозможно.
Вопросы к КС:
1. Объясните, в чем причина сложившейся ситуации? 2. Какое решение вы бы приняли в данной ситуации? (поиск деловых партнеров, спонсоров, кредиты, правительственная помощь)
Конкретная ситуация №2.
Пив. завод «Рогань» Пив. завод «Рогань» - одно из самых молодых предприятий Украины еще на «советские деньги» успело достроится и приобрести самое современное, импортное (преимущественно чешское) оборудование. Харьковский пивоваренный завод №3 (прошлое название предприятие) был запущен в декабре 1989 года. Однако отдавая дань антиалкогольной моде пивоваренное предприятие начало производство с побочного продукта - ароматизированных напитков. Сейчас завод выпускает 11 сортов пива (торговая марка «Рогань») и 7 видов безалкогольных напитков (марка «Ропи»). С запуском пивных линий на пив. заводе начался резкий подъем производства, а сегодня пив. завод «Рогань» несомненно, является одной из самых динамично развивающихся украинских компаний, косвенным подтверждением чего является рост стоимости его акций на вторичном рынке. В 1997г. предприятие получило 12 млн. грн. прибыли со средней рентабельностью около 20%. Объемы производства возросли по сравнению с 1996г. в полтора раза, составив 6,5млн. дол., а в денежном выражении 63 млн. грн. В нынешнем году руководство планирует увеличить объем производства еще в полтора раза. По словам ген. Директора предприятия Геннадия Белокура, его завод единственный из крупных европейских предприятий не выпускает и не намерен выпускать пастеризированного пива. Залог своего успеха руководство видит в производстве именно «живого» напитка. Однако такая принципиальная позиция предъявляет очень жесткие требования к производству. За счет внедрения технологических усовершенствований постепенно удается увеличить срок хранения роганьского пива. Вместо советской нормы в 7 дней до 15-20 дней, а некоторые сорта могут храниться до 3 месяцев (при определенных условиях). Но предела совершенству нет. В Германии, например небольшие заводы, не работающие на экспорт и следовательно, не применяющие пастеризации, производят пиво со сроком хранения полгода. Поэтому в ближайших планах - очередные меры по повышению качества напитка и параллельно по снижению энергоемкости пива. Уже закуплены импортные фильтры, реконструируется варочный цех: варочное оборудование ввезено и установлено. Также приобретено итальянское оборудование для разлива пива. За несколько лет предприятие собрало десятки медалей на различных международных выставках, ярмарках, в том числе на Сочинской «Пиво 96», Московской «Пивоиндустрия - 96», на Киевском конкурсе «Свято пива - 96» качество Харьковского пива было отмечено сразу семью медалями. Но самое главное - все эти усилия оценил потребитель, что дает предпосылки для наращивания производственной мощности.
Около месяца назад на территории предприятия введена в эксплуатацию скважина глубиной 700м. В течении ближайших 2 месяцев завод откажется от использования водопроводной воды и целиком перейдет на производство пива и безалкогольных напитков на основе артезианской воды. Для того, чтобы пробудить 17 из самых глубоких в Украине скважин, предприятие потратило примерно 500тыс.грн. Зато получило воду, датируемую доисторическим периодом (1.5 -2 млн.лет до н. э.) по утверждению специалистов, с дивными минеральными свойствами. На основе артезианской воды уже сварены первые пробные партии пива. Мало того, предприятие планирует продавать ее по всей территории Украины в качестве обыкновенной столовой воды (под маркой 721) как на разлив, так и в бутылированном виде. Причем цена одного литра не будет превышать 10 коп. Учитывая, что продуктивность скважины составляет около 50 тыс. л. в час, даже такая минимальная цена позволит быстро окупить затраты. Если закупка технологического оборудования за рубежом - совершенно нормальная для Украины практика, то импортирование половины необходимого сырья предприятием пищепрома - явление, скорее аномальное. Между тем «Рогань» ввозит сейчас из-за границы солод и половину употребляемого в производстве хмеля. По утверждению менеджеров качество привозного сырья гораздо лучше отечественного при той же цене. Основным рынком сбыта для предприятия был и останется украинский, где продается 99% продукции. И здесь в сбытовой политике предприятия намечаются перемены. Завод намерен переориентироваться на работу с 20-30 крупными оптовыми покупателями вместо того, чтобы обслуживать3,5 тыс. мелких. Думается за право стать дилером пив. завода развернется нешуточная борьба, поскольку таковым предприятие намерено делать существенные скидки. А торговля пивом дело очень выгодное: если производитель в нашем случае имеет рентабельность всего 20%, то подъем торговцев может достигнуть 50-100%.
Вопросы к КС:
1) Какое управленческое решение предопределило развитие предприятия как перспективного и гарантировало резкий подъем производства? 2) Если бы Вы были на месте руководства завода , какое решение Вы бы приняли: а) построить свою солодовню б) купить солод за рубежом в) купить отечественный солод г) свой вариант Обоснуйте свой ответ. 3) Как Вы считаете в чем успех ПЗ «Рогань»: а) в руководстве б) хорошее оборудование в) в выпуске непастеризированного пива г) свой вариант 4) Как Вы считаете, что нужно сделать нашему Симферопольскому ПЗ, чтобы составить конкуренцию ПЗ «Рогань»?
Конкретная ситуация №3. Повышение эффективности в деятельности предприятия.
Каждый предприниматель сталкивается с проблемами. С одной из таких проблем столкнулся владелец салона-парикмахерской - повышение эффективной деятельности своего предприятия. Для этого он выделил два аспекта, на которые необходимо уделить наибольшее внимание на данном этапе в развитии предприятия: 1. Удержать ''старых'' клиентов и привлечь ''новых''. 2. Не допустить перехода мастеров в другие салоны. Для привлечения клиентуры он не остановился на рекламе по радио и в газетах. Он пошел дальше - реклама на телевидении. Но это не ограничивалось показом рекламных роликов, в его салоне должны были обслуживаться телеведущие популярных программ. Для того, что бы потенциальные клиенты видели результат, а не голословную рекламу. Чтобы заявить о себе, нужно активно участвовать во всевозможных акциях, устраивать шоу-показы. Он разработал альтернативный прейскурант для клиентов. То есть цена зависела от профессионализма мастера и его собственной оценки, проделанной работы. Например, за одну и ту же услугу можно заплатить меньше, воспользовавшись услугами мастера невысокого класса. Это, по мнению руководства должно было увеличить клиентуру. Руководство обратило внимание на имидж фирмы. Так как имидж – есть не что иное, как внешний признак сформировавшейся неповторимой культуры фирмы, то следовало бы решить вопрос о повышении культуры предприятия. Ведь низкий уровень культуры существенно снижает конкурентный потенциал. Одним из главных признаков преуспевающего предприятия является то, что его сотрудников объединяет приверженность к набору норм и ценностей. В сегодняшней практике менеджмента определяют успех не только и не столько стратегия и система управления, но и культура предприятия. Имидж фирмы дает целостное представление о предприятии у его внешнего окружения, формирует и развивает у сотрудников определенное отношение к своему предприятию и сфере его деятельности. Исследования показали, что если провести обоснованную агитацию работников коллектива предприятия за создание положительного имиджа предприятия, активность работников к таким мероприятиям повысится.
Эксперимент “имидж”. Предмет эксперимента: установка на создание предпосылок, формирующих положительный образ предприятия у работников. Цель: активизация творческого потенциала сотрудников предприятия на разработку мероприятий, способствущих формированию его положительного имиджа. Содержание: анкетирование работников предприятия для анализа их нацеленности на создание положительного образа предприятия, проведение специальных занятий по разъяснению роли культуры предприятия в формировании его конкурентоспособности; повторное анкетирование и оценка влияния агитации на повышение активности работников к созданию положительного имиджа предприятия.
Результаты эксперимента '' имидж''.
Вопросы: 1. Проследите на примере этой ситуации этапность в принятии решений. 2. Какие меры были приняты для решения проблемы? Что бы Вы предприняли для разрешения подобной проблемы? 3. Какую роль в повышении эффективности деятельности парикмахерской играет мотивация труда? 4. В чем заключается мотивация труда на этом предприятии? 5. Как Вы считаете, насколько эффективен подход к определению заработной платы в данной ситуации?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |