Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Многоуровневость литературного процесса второй половины 80- 90х-, его жанровое и стилевое разнообразие



2018-07-06 372 Обсуждений (0)
Многоуровневость литературного процесса второй половины 80- 90х-, его жанровое и стилевое разнообразие 0.00 из 5.00 0 оценок




СМ. шпору №9 + почитай для общего развития внизу :)

Эпоха Перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М. С. Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. Одним из первых лозунгов новой эпохи была 'Гласность', Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии, и хотя с самого начала подчеркивалось, что она не имеет ничего общего с 'буржуазной свободой слова', но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов, которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались только тайком 'на кухнях'. Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину.

'Толстые' литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них ('Нева', 'Новый мир', 'Юность') попали в разряд острейшего дефицита и распространялись 'по лимиту', т. е. ограниченным числом. За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицина ('В круге первом', 'Раковый корпус', 'Архипелаг ГУЛАГ'), Ю. Домбровского ('Хранитель древностей'), Е. И. Замятина ('Мы'), М. А. Алданова ('Святая Елена, маленький остров'), Б. Л. Пастернака ('Доктор Живаго'), М. А. Булгакова ('Мастер и Маргарита'), В. В. Набокова ('Лолита'), Б. Пильняка ('Голый год', 'Повесть непогашенной Луны'), А. Платонова ('Чевенгур', 'Котлован'), поэтические произведения Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки -Роман Ч. Айтматова 'Плаха' (1986 г.), для которого, как и для большинства произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью. Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразным бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова 'Дети Арбата' (1987 г.), в котором эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима повествуется в романах В. Д. Дудинцева 'Белые одежды' (1987 г.) и Д. А. Гранина 'Зубр' (1987 г.). Послевоенным 'детдомовским' детям, ставшим случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина 'Ночевала тучка золотая' (1987 г.). Все эти произведения вызвали большой общественный резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над художественной.

В 90-х годах появл Постмодернизм. Характерной чертой концепции постмодернизма считается 'цитатность'. Например роман популярного современного писателя В. Пелевина 'Чапаев и Пустота' во многом построен на аллюзиях с популярными в советское время анекдотами о Чапаеве и фильмом братьев Васильевых, хотя речь в книге идет совсем о другом. Ничего общего у пелевинского Чапаева с реальным героем гражданской войны нет, но в нем угадываются намеки и отсылки к образу, созданному на экране актером Бабочкиным. Цитатность характерна и для других популярных произведений Пелевина 'Generation П', 'Амон Ра', 'Жизнь насекомых' и др.

В 'возвращенной' (т. е. написанной еще в советское время, но не вышедшей тогда по цензурным соображениям в свет) литературе современного читателя больше интересуют уже не гражданственно-публицистические романы об эпохе сталинизма, как то было десять лет назад, а постмодернистские по духу произведения с элементами 'цитатной' игры: 'Москва - Петушки' Венедикта Ерофеева (1969 г.), 'Пушкинский дом' Андрея Битова (1971 г.).

С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов на всем постсоветском пространстве заполонила художественно-развлекательная литература самого различного качества: детективы, фантастика, так называемые женские романы. Среди мастеров детективного жанра наиболее известны В. Доценко ('Бешеный'), Ф. Незнанский ('Марш Турецкого'), А. Маринина (серия романов о следователе Анастасии Каменской). На смену научной фантастике, популярной в 60-80-е гг. приходит фантастика в стиле 'фентази', родоначальником которой в мировой литературе был английский писатель и ученый Дж. Толкиен. Русское фентази представлено произведениями М. Семеновой ('Волкодав') и Н. Перумова ('Алмазный меч, деревянный меч' и пр.) Для фентази характерно использование мифологических образов, обращение к традиционному сознанию, сквозь призму которого смотрят на мир герои фентазийных романов. Если в научной фантастике вымысел имеет, как правило, технический характер (авторы условно допускают, что существует машина времени, что возможны межзвездные перелеты и т. д.), то фентази исходит из допущения реальности сказочных по сути явлений (герои пользуются магией, борются со злыми магами, общаются с драконами, эльфами, гномами и т. п.). Наиболее близкая аналогия фентази - литературная сказка, но 'сказка для взрослых'.

 



2018-07-06 372 Обсуждений (0)
Многоуровневость литературного процесса второй половины 80- 90х-, его жанровое и стилевое разнообразие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Многоуровневость литературного процесса второй половины 80- 90х-, его жанровое и стилевое разнообразие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)