Приемлемый социальный риск
Обеспечение требуемого уровня безопасности непосредственно связано с достижением приемлемого уровня риска, конкретное значение которого на данном этапе развития определяется глубиной научных знаний, уровнем социально-экономического и технологического развития страны, развитостью культуры безопасности, национальным менталитетом и рядом других факторов. В вопросах приемлемости социального риска большое значение играет общественное мнение, на которое, в свою очередь, значитель-ное влияние оказывает восприятие населением факторов масштабности и тя-жести последствий. В настоящее время F/N-кривые часто используются не только в расчетах социального риска, но и в качестве критериальных зависимостей для оценки приемлемости социального риска, в основном, смертельного травмирования (рис. 5.4). В общем случае, в зависимости от задач анализа риска, параметр N (число) можно понимать как общее количество пострадавших либо количество летальных исходов или иной показатель тяжести последствий. При использовании F/N-диаграмм в качестве критерия приемлемости социального риска не следует выполнять сравнение только с числом N – кочеством пострадавших, в анализе должна участвовать функция F/N в це-ом. Это значит, что, к примеру, F/N-диаграмма не подходит для оценки ин-дивидуального риска. Более того, в законодательстве некоторых стран при оценке социального риска число пострадавших в каждом из рассматриваеых случаев принимается равным величине, превышающей 10 человек.
Рис. 5.4 Диапазон значений социального риска. В качестве предельно допустимого риска в Нидерландах была рекомендована величина прогнозируемой частоты аварий 1·10-5 1/год с максимальным числом погибших N = 10 чел. (точка А на рис. 11.4). Величина частоты аварий 1·10-7 1/год ( 1% от предельно допустимого уровня) при количестве жертв N = 10 чел. была принята в качестве пренебрежимого уровня социального риска. Кроме того, в целях усиления значимости масштабов аварий, принятая программа указывает, что если последствия аварии в n раз больше (чем величина N = 10 чел.), то соответствующая им частота возникновения аварии должна быть уменьшена в n2 раз. Это значит, что при увеличении предполагаемого числа жертв, например, с 10 до 100 чел., т.е. в 10 раз, частота аварии должна быть снижена в 100 раз. Таким образом, в Нидерландах предельно допустимый уровень социального риска смерти (гибели) N и более человек ограничен величиной 10-3/N2 1/год, а пренебрежимый уровень – величиной, в 100 раз меньшей, т.е. 10-5/N2 1/год. Исходя из уровня социально-экономического развития нашей страны, декларация Российского научного общества анализа риска рекомендует установить следующие нормативы предельно допустимого уровня социального риска. Для новых (вновь проектируемых объектов) – риск смерти (гибели) N и более человек из населения – на уровне 10-3/N2 1/год; для действующих объектов – на уровне 10-2/N2 1/год. Пренебрежимые уровни социального риска рекомендуется установить в 100 раз меньше соответствующих предельно допустимых уровней. Для оценки приемлемости социального риска могут быть использованы и другие подходы. В соответствии с «Руководством по оценке рисков ЧС техногенного характера» [32] для этих целей рекомендованы нормативы приемлемого уровня рисков в матричной форме (табл. 11.2).
Таблица 5.2 – Определение границ зон рисков в координатах «частота ЧС – число пострадавших»
При этом Руководство [32] использует следующие основные понятия: - социальный риск – зависимость между частотой реализации определенных факторов опасностей и размером последствий для здоровья людей; - социальный ущерб – потери, связанные с жизнью, здоровьем и духовными ценностями индивидуума, социальных групп и общества в целом. Выражение социальных потерь в виде экономического эквивалента (это необходимо, например, при страховании риска) создает условия для сопоставимости принимаемых экономических мер по схеме «затраты – результат». Социально-экономический (материальный) ущерб определяется [32] как стоимостное выражение потерь, связанных с жизнью, здоровьем и духовными ценностями индивидуума, социальных групп и общества в целом. Категории критичности социального риска, приведенные в данных матрицах, применительно к опасностям территорий, имеют следующую трактовку. Зона неприемлемого (недопустимого) риска– это территория, на которой не допускается нахождение людей, за исключением лиц, обеспечивающих проведение соответствующего комплекса организационных, социальных и технических мероприятий (специальное строительство инженерных сооружений, введение дополнительных систем защиты, контроля, оповещения и т.д.), направленных на снижение риска до допустимого уровня. Новое строительство не разрешается независимо от возможных экономических и социальных преимуществ того или иного вида хозяйственной деятельности, за исключением объектов обороны, охраны государственной границы или объектов, осуществляющих функционирование в автоматическом режиме. В плановом порядке осуществляется переселение людей в безопасные районы. Зона повышенного риска– это территория, на которой допускается временное пребывание ограниченного количества людей, связанное с выполнением служебных обязанностей. Новое жилищное и промышленное строительство допускается в исключительных случаях по решению глав администраций субъектов Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти при условии обязательного выполнения комплекса специальных мероприятий по снижению риска до приемлемого уровня, обязательному контролю риска и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Зона условно приемлемого риска– территория, где допускается строительство и размещение новых жилых, социальных и промышленных объектов при условии обязательного выполнения комплекса дополнительных мероприятий по снижению риска. Зона приемлемого риска– территория, на которой допускается любое строительство и размещение населения. Решение о временных ограничениях на проживание и хозяйственную деятельность и проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение риска, принимается Правительством Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению надзорных органов. При невозможности снижения уровня риска ограничения на проживание и хозяйственную деятельность вводятся Законом Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1276)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |