Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси
ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Кафедра ТиМФК и педагогики История ФК и С Лекция №5 «ФКиС в России с древнейших времён до второй половины 19 века»
План: 1. Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси. 2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах. 3. Создание основ военно-физической подготовки в русской армии и военно-морском флоте (Петр 1, Румянцев П.А., А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков). 4. Вопросы ФВ в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма (Авиценна). 5. Введение ФВ в учебные заведения.
Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси Древние славяне. Физическое воспитание у древних славян отличалось своеобразием. В своем развитии восточные славяне, жившие на территории европейской части нашей страны, прошли присущий всем другим народам путь от первобытного состояния до разложения родового строя и разделения его на классы. Однако рабовладельческие отношения у восточных славян не получили полного развития, как это было в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI—VII вв. восточные славяне еще жили родовым строем. Они занимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой, бортничеством. Жили в городищах, укрепленных поселках. Говоря о физическом и нравственном характере древних славян, Н.М.Карамзин в «Историй государства российского» писал: «Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклися о своей наружности». И далее: «Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили ее ближних, ибо славяне, подобно другим народам языческим, стыдились забывать обиду». «Народные игры и потехи, доныне единообразные в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски, — остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы». Воспитание детей у славян осуществлялось всей родовой общиной. Девочек и девушек воспитывали женщины, а мальчиков и юношей — мужчины. Каждый славянский мальчик знал, что он должен вырасти воином. Военная подготовка славянина начиналась с двух лет, в четыре года его сажали на коня. Сначала мальчика приучали к игрушечному оружию. В 10 лет он под руководством отца должен был в совершенстве владеть деревянным оружием, знать все приемы фехтования. К 12 годам мальчик овладевал основными приемами борьбы — бросковой и ударной техникой. В 12 лет подросток начинал овладевать боевым оружием. В 16 лет он проходил посвящение в воина. Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. На своих лодках-однодеревках они пускались в плавание по Днепру в Черное море. В VII в. славянский флот доходил до Крита и южных берегов Италии, осаждал Царьград. Очень популярными у славян были отряды легко вооруженной молодежи, которые умело наступали на врага врассыпную из засад, вооруженные легкими копьями и луками с острыми стрелами. Современники высоко оценивали военное искусство, физическую подготовку славян. Византийский император Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью, и днем и ночью изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом всех людей». В воспитательной системе славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались матери - земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов и разнообразных игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. На игрищах молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука, метании камней в цель и на дальность, в разных играх и забавах (городки, бабки, «чур» — подобие хоккея, взятие города, кулачный бой «стенка на стенку», медвежьи бои, культовые игры с быком, охотничьи игры и др.). В VII в. в жизни восточных славян игрища имели большое воспитательное значение: молодые люди приобретали на них требуемые в труде и военном деле навыки и умения. В связи с разложением родового общества у древних славян создались необходимые предпосылки к возникновению древнерусской государственности. В 862 г., как сообщает летопись «Повести временных лет», и образовалось древнерусское государство, что определило дальнейшее развитие русской культуры и ее составной части — культуры физической. Самобытная народная система физического воспитания на Руси. На русских землях народ бережно сохранял и продолжал развивать самобытные формы физического воспитания, которые служили ему средством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей. Народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. Эти упражнения часто сопровождались состязаниями в силе, ловкости, в воинском умении. В древнерусской литературе («Слово о полку Игореве»), в летописях и былинах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Ипатьевская летопись упоминает, что в 962 г. из осажденного печенегами Киева вышел русский воин, переплыл Днепр и призвал на помощь дружины князя Святослава, стоявшие на другом берегу. Летопись «Повести временных лет» сообщает, что в 992 г. русский богатырь победил в борьбе печенежского, чем и решил исход сражения в пользу дружины князя Владимира. Среди народов Руси популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и многочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью. Повсеместное распространение получили кулачные бои — групповые (стенка на стенку) и одиночные (один на один). В групповых кулачных боях сходились улица на улицу, слобода на слободу, деревня на деревню с соблюдением возрастного деления участников. Бои устраивались обычно по праздникам — летом на площадках, а зимой на льду замерзших прудов, озер, рек. Во время боя участники должны были придерживаться неписанных, но выработанных народом правил: лежачего не бить, заначку в рукавицу не класть, биться лицом к лицу, грудь с грудью, подножек не ставить и др. Одиночные бои нередко применялись как способ решения спорных вопросов, конфликтов. Классический пример такого боя описан М.Ю.Лермонтовым в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». К другим видам упражнений, распространенным среди нашего народа, относятся плавание, гребля, передвижение на лыжах. Народы, жившие по берегам водоемов, использовали плавание как средство личной гигиены. Гребля, как способ передвижения по воде, широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России. Так, в войске Степана Разина хорошо была поставлена предварительная подготовка гребцов. Об этом пишет С.Злобин в своем историческом романе «Степан Разин». Разинцев «учили грести веслами, когда судно идет «снаветру» — на откос и «сподветру» — в кручу волны. В каждом струге разделяли гребцов на загребных, рядовых и крючных, учили владеть кормовым веслом, травить и вытаскивать якоря, латать паруса и накидывать свальные крючья, цепляясь в бою за края вражеских кораблей». Сам Степан Разин неплохо плавал саженками. Народы Сибири, Урала, Средней России с давних времен применяли лыжи. В процессе труда (охоты) использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хорошо скользили и при подъеме не откатывались назад. В бытовой жизни применялись лыжи, по своей конструкции близкие к современным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, при которых были обнаружены экземпляры таких лыж. С середины XV в. лыжи начали применять в военном деле. Никоновская летопись сообщает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была направлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались и в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полководец М.В.Скопин-Шуйский успешно применял лыжные отряды в войне против поляков. 2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах
Начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были, главным образом, выходцы из народа, владеющие воспитательным мастерством. Воспитывая и обучая детей, они использовали народные формы физического воспитания. В юном и зрелом возрасте молодежь совершенствовала свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшой боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (турнирах, состязаниях), военных играх и потехах (развлечениях). К этому времени в военной практике русского войска широкое распространение получило ведение боя сомкнутым строем с использованием, кроме копья, короткого холодного оружия. В средневековых хрониках этого периода можно встретить высокую оценку оружия и снаряжения князей: «Все русы вооружены острыми клинками и булатными мечами, их рыцари всегда носят броню». Тяжелая конница, которую составляли князья и наиболее подготовленная часть их дружины, как правило, была одета в полированные доспехи, латы, поножи, или кольчужные панталоны, наручи. На голове — шлем с флажком — принадлежность к княжеству. На плечи всадника спускалась металлическая бармица, лицо предохраняла металлическая маска. Всадник был вооружен палицей — боевым молотом, пользоваться которым можно было лишь обладая недюжинной физической силой. Большие физические требования предъявлялись к службе в княжеских дружинах, поместном войске (XV в.), стрелецких и «городовых» полках (XVI в.). Командовали войсками выходцы из княжеских, дворянских и боярских семей. Их заранее готовили к несению воинской службы. Поскольку главным родом войск была конница, то в воспитании много внимания уделялось верховой езде, конному спорту (скачкам), конной охоте. Их обучали также искусству владеть наступательным и оборонительным оружием: копьями, луками, саблями, щитами, а с появлением огнестрельного оружия — стрельбе из него. В целях военно-физического воспитания использовались разные потехи. К ним относились медвежья, соколиная и псовая охота, конные ристания, фехтовальные поединки. В быту значительное место занимали игры с мячом, катание на качелях и с гор на санях, игры в шахматы и в шашки. Нередко в целях развлечения царей, князей, бояр и дворян устраивались потехи, на которых выступали скоморохи, борцы с медведями, акробаты, кулачные бойцы, фехтовальщики.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4974)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |