Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 1: Философия Аристотеля



2018-07-06 438 Обсуждений (0)
Вопрос 1: Философия Аристотеля 0.00 из 5.00 0 оценок




Классический период античной философии: 2-я пол. V—IV вв. до н. э.

Это время расцвета полисной демократии.

Человек перестает быть «вещью среди вещей» и становится «человеком среди людей». Философия в это время впервые приобретает самостоятельный статус, совмещая в себе одновременно два аспекта: «научный» (образование философских понятий — первооснов бытия) и «воспитательный» (образование человека — идеального гражданина).

К данному этапу относятся:

-философско-просветительская деятельность софистов;

-зарождение “сократических” школ;

-философия Платона, Сократа, Аристотеля.

-допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

-выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон – автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);

-положили начало спору между материализмом и идеализмом;

-внесли вклад в развитие логики.

АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 гг. до н.э.)

Аристотель строил свое учение, отталкиваясь от критики теории идей Платона. Аристотель категорически не согласен с представлением о самостоятельном существовании мира идей, о его независимости, отделенности от чувственного мира. Идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно, в разных мирах. Мир един, он не распадается на два мира — чувственный и идеальный. Идея существует не где-то в далеких космических далях, а в самих чувственных вещах.

В отличие от Платона Аристотель считает, что мир вещей так же, как и мир идей может быть предметом достоверного познания, науки.

Учение Аристотеля о материи и форме.

Миp состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Материя сама по себе – бесформенное, хаотическое начало: это материал.

Чтобы стать вещью, материя должна принять форму. Материя и форма вечны.

По Аристотелю, каждая вещь – соединение материи и формы.

При этом материя данной вещи является в свою очередь формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит.

Кирпич – материя для дома, дом – это форма.

Глина – материя для кирпича, кирпич – это форма и т.д.

Переходя, таким образом, к все более простым телам, приходят к абстрактной «первоматерии».

Первоматерия лишена всякой формы, свойств и качеств. Это субстанция, не имеющая определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Простейшие формы – теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля.

Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие всеобщие свойства явлений действительности и познания.

Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», а остальные считались её признаками.

На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности – индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов.

Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

Материя – «то, из чего». Материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

Форма – «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи: представляет собою слияние материи и формы.

Действующая, или производящая причина – «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи.

Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Бог есть первая причина движения, начало всех начал.

Аристотель рассуждал при этом следующим образом:

Ряд причин и следствий не может быть безначальным или бесконечным;

Есть причина, сама себя обусловливающая, ни от чего не зависящая – причина всех причин; Есть первое движущее, начало всякого движения и изменения.

Это начало непостижимо и неизменно, ибо в нем нет материальной стихии.

Оно вечно, как вечно само движение, как вечна природа; оно нематериально, оно есть чистая энергия. Оно, поэтому, есть первый источник всякого бытия и действия.

Это начало не движет мир внешним образом, рядом механических толчков; оно движет его, как внутренняя цель, не потому, чтобы в нем самом было движение, а как предмет всеобщего стремления, всеобщей любви.

Аристотель считал, что Бог – первая причина Вселенной.

Бог Аристотеля есть верховное, конечное понятие его метафизики, в котором совпадают начала движущей причины, цели (благо) и чистой формы (чистого мыслящего разума).

Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками:

1. Субстанция (Сущность); 2. Количество; 3. Качество; 4. Отношение; 5. Место; 6. Время; 7. Положение; 8. Обладание; 9. Действие; 10. Страдание.

В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

• Материальная - Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

• Формальная - Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

• Двигательная - Действующая, или производящая причина— «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог.

• Целевая - Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Аристотель рассуждал при этом следующим образом: ряд причин и следствий не может быть безначальным или бесконечным; есть причина, сама себя обусловливающая, ни от чего не зависящая - причина всех причин

Есть первое движущее, начало всякого движения и изменения; ибо изменения также сводится к движению. Это начало - непостижимо и неизменно, ибо в нем нет материальной стихии. Оно вечно, как вечно само движение, как вечна природа

Аристотель, хотя и отрицал всякие телесные определения Бога, но не мог отрешиться от пространственных представлений и помещал божество вне мира, за пределами высшего неба. Бог Аристотеля не есть личный бог; это - лишь конечное условие мирового движения, мирового процесса, а следовательно, и мирового бытия в его целом, - первая причина Вселенной. Поэтому наряду с верховным Богом, двигающим небо неподвижных звезд, Аристотель признавал других двигателей, других богов, движущих планеты. Как бы то ни было, бог Аристотеля есть верховное, конечное понятие его метафизики, в котором совпадают начала движущей причины, цели (благо) и чистой формы (чистого мыслящего разума).



2018-07-06 438 Обсуждений (0)
Вопрос 1: Философия Аристотеля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 1: Философия Аристотеля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)