Вопрос 1: Философия Аристотеля
Классический период античной философии: 2-я пол. V—IV вв. до н. э. Это время расцвета полисной демократии. Человек перестает быть «вещью среди вещей» и становится «человеком среди людей». Философия в это время впервые приобретает самостоятельный статус, совмещая в себе одновременно два аспекта: «научный» (образование философских понятий — первооснов бытия) и «воспитательный» (образование человека — идеального гражданина). К данному этапу относятся: -философско-просветительская деятельность софистов; -зарождение “сократических” школ; -философия Платона, Сократа, Аристотеля. -допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; -выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон – автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир); -положили начало спору между материализмом и идеализмом; -внесли вклад в развитие логики. АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 гг. до н.э.) Аристотель строил свое учение, отталкиваясь от критики теории идей Платона. Аристотель категорически не согласен с представлением о самостоятельном существовании мира идей, о его независимости, отделенности от чувственного мира. Идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно, в разных мирах. Мир един, он не распадается на два мира — чувственный и идеальный. Идея существует не где-то в далеких космических далях, а в самих чувственных вещах. В отличие от Платона Аристотель считает, что мир вещей так же, как и мир идей может быть предметом достоверного познания, науки. Учение Аристотеля о материи и форме. Миp состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Материя сама по себе – бесформенное, хаотическое начало: это материал. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму. Материя и форма вечны. По Аристотелю, каждая вещь – соединение материи и формы. При этом материя данной вещи является в свою очередь формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Кирпич – материя для дома, дом – это форма. Глина – материя для кирпича, кирпич – это форма и т.д. Переходя, таким образом, к все более простым телам, приходят к абстрактной «первоматерии». Первоматерия лишена всякой формы, свойств и качеств. Это субстанция, не имеющая определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Простейшие формы – теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента: огонь, воздух, вода и земля. Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие всеобщие свойства явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», а остальные считались её признаками. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности – индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание. В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы: Материя – «то, из чего». Материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). Форма – «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи: представляет собою слияние материи и формы. Действующая, или производящая причина – «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Аристотель рассуждал при этом следующим образом: Ряд причин и следствий не может быть безначальным или бесконечным; Есть причина, сама себя обусловливающая, ни от чего не зависящая – причина всех причин; Есть первое движущее, начало всякого движения и изменения. Это начало непостижимо и неизменно, ибо в нем нет материальной стихии. Оно вечно, как вечно само движение, как вечна природа; оно нематериально, оно есть чистая энергия. Оно, поэтому, есть первый источник всякого бытия и действия. Это начало не движет мир внешним образом, рядом механических толчков; оно движет его, как внутренняя цель, не потому, чтобы в нем самом было движение, а как предмет всеобщего стремления, всеобщей любви. Аристотель считал, что Бог – первая причина Вселенной. Бог Аристотеля есть верховное, конечное понятие его метафизики, в котором совпадают начала движущей причины, цели (благо) и чистой формы (чистого мыслящего разума). Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками: 1. Субстанция (Сущность); 2. Количество; 3. Качество; 4. Отношение; 5. Место; 6. Время; 7. Положение; 8. Обладание; 9. Действие; 10. Страдание. В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы: • Материальная - Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). • Формальная - Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. • Двигательная - Действующая, или производящая причина— «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. • Целевая - Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Аристотель рассуждал при этом следующим образом: ряд причин и следствий не может быть безначальным или бесконечным; есть причина, сама себя обусловливающая, ни от чего не зависящая - причина всех причин Есть первое движущее, начало всякого движения и изменения; ибо изменения также сводится к движению. Это начало - непостижимо и неизменно, ибо в нем нет материальной стихии. Оно вечно, как вечно само движение, как вечна природа Аристотель, хотя и отрицал всякие телесные определения Бога, но не мог отрешиться от пространственных представлений и помещал божество вне мира, за пределами высшего неба. Бог Аристотеля не есть личный бог; это - лишь конечное условие мирового движения, мирового процесса, а следовательно, и мирового бытия в его целом, - первая причина Вселенной. Поэтому наряду с верховным Богом, двигающим небо неподвижных звезд, Аристотель признавал других двигателей, других богов, движущих планеты. Как бы то ни было, бог Аристотеля есть верховное, конечное понятие его метафизики, в котором совпадают начала движущей причины, цели (благо) и чистой формы (чистого мыслящего разума).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |