Этап усвоения новых знаний
Тема: Храм Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека. Задачи: образовательные: - дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»; - познакомить с устройством храма; - познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории Челябинской митрополии развивающие: - развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом, таблицами, схемами; - обогатить лексический запас и формировать эрудицию путем словарной работы воспитательные: - воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры; - воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям, вере.
Планируемые результаты: Предметные: - Познакомиться с понятиями «храм», «алтарь» и др. - Узнать об устройстве храма и особенности интерьера - Получить краткую информацию о некоторых храмах Челябинской митрополии (Челябинск, Чебаркуль) Метапредметные: - Работать с информацией, необходимой для решения учебной задачи - Уметь строить высказывание, аргументировать свой ответ - Осуществлять самоконтроль - Умение работать в паре и группе Личностные: - Уважительное отношение к иному мнению, традициями и культуре православного народа
Формы и виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, работа в группах и в парах. Основные понятия и термины: Храм. Алтарь. Престол. Жертвенник. Средства наглядности: фильм из серии «Азбука Православия» https://www.youtube.com/watch?v=l-1GqmOB3i8&list=PLDG1BQ0Nxvt4COFF6qPIL_bqJvKBdJ1GK&index=3 презентационный материал, содержащий фотографии храмов г. Челябинска и храма г. Чебаркуля, внутреннего устройства и интерьера православного храма. Оборудование урока: - Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2010. - Доска; компьютер; мультимедиапроектор; экран; раздаточный материал для самостоятельной работы.
Ход урока: Организационный момент
Цель – эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала.
«Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи!» - Почему для успеха в работе необходимо вложить ум и сердце? - Для чего нужно дорожить каждой секундой? - Я предлагаю, не теряя ни секунды, начать наш урок!
Актуализация знаний и умений
Цель – воспроизведение понятий, необходимых для получения новых знаний.
- Давайте вспомним изученный ранее материал и разгадаем кроссворд (презентация, слайды 2-6):
1. Он – Бог и Человек (Христос) 2. Это красивое слово говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет (милосердие) 3. Критерии, по которым можно отличить добро и зло (заповеди) 4. Общение с Богом (молитва). Постановка темы урока, формулирование учебной задачи
Цель – определение необходимости нового знания.
- Какова будет тема нашего урока? (Храм) - Откройте, пожалуйста, учебник (с. 48) и скажите, что мы сегодня узнаем о православном храме. (Для чего люди посещают храм, как устроен храм) - А для чего люди посещают храм? Почему это для них важно?
Проверка домашнего задания
Цель – подготовить к восприятию нового материала.
- Некоторым ребятам было предложено подготовить сообщение об одном из храмов Челябинской митрополии. Давайте их послушаем. (Свято-Симеоновский кафедральный собор, Свято-Троицкая церковь и Александро-Невская церковь г. Челябинск, храм Преображения Господня г. Чебаркуль)
Этап усвоения новых знаний
Цель – осмысление, усвоение и первичное запоминание учащимися изучаемого материала, развитие умения обобщать и делать выводы.
1. Работа в паре - Сейчас предлагаю вам посмотреть фильм из серии «Азбука Православия» «Храм». Мы узнаем, где молились первые христиане, как выглядели первые храмы, по какому принципу строят современные храмы. В процессе просмотра вам, работая в паре, нужно выполнить задание на карточке А (приложение 1): соединить фото храма и соответствующую схему. - Теперь проверим правильность выполнения задания (презентация, слайды 7-9): храм Александра Невского и Свято-Симеоновский кафедральный собор в г. Челябинске в своем основании имеют крест. Большинство храмов нашей митрополии устраивается в виде корабля. Так построен храм Преображения Господня в г. Чебаркуле. Слайды 10-12 2. Рассказ учителя : Храм легко можно выделить среди других зданий, так как сверху он обычно завершается куполом. Купол над храмом изображает новое вечное Небо. Византийский купол в виде опрокинутой чаши символизирует собой небесный свод. Купол в форме древнерусского шлема - воинствующий характер земной Церкви. Наши русские церкви, с луковичными главками, напоминающими пламя свечи, воплощают в себе идею молитвенного “горения к небесам”. Купол увенчан Крестом; это символизирует, что Христос соединил в Церкви земное и небесное. Количество глав тоже имеет определенный символический смысл. 3. - Предлагаю вам составить пазлы. У мальчиков имеются фото храмов с разным количеством глав, у девочек – символическое значение. Составлять пазлы будем на доске(приложение 2).
4. Работа в группе - Сейчас мы познакомимся с внутренним устройство храма. Возьмите карточку Б (приложение 3), сделаем подписи к картинкам. Работать вы будете в группе. Я рассказываю и показываю карточки с предметами (приложение 4), вы находите их у себя на карточке и подписываете. Рассказ учителя: Как и ветхозаветный храм, современный православный храм делится на три части: притвор, средняя часть и алтарь. Главной часть храма является алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии. Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов, вынесения приговоров судьями, оглашения царских указов. В христианском храме – это место сугубого пребывания Царя Славы, Господа Иисуса Христа. Алтари в православных храмах по древней традиции устраиваются с восточной стороны. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами. В алтаре находятся Престо́л, на котором совершается Таинство Евхаристии и же́ртвенник, на котором происходит приготовление хлеба и вина для этого Таинства (проскоми́дия). Престол представляет собой стол. Он расположен напротив Царских врат и является самым святым местом храма, местом где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах. На святом Престоле находится несколько священных предметов: Антими́нс представляет собой четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа. Кроме этого на антиминсе изображены орудия казни Христа, а по углам четыре евангелиста с их символами – тельцом, львом, человеком и орлом. На плате епископом, его освятившим, в обязательном порядке ставится надпись, сообщающая где, для какой церкви и кем он освящен. Ниже ставится подпись епископа. Напресто́льное Ева́нгелие символизирует собой Господа Иисуса Христа, поскольку в евангельских словах Он Сам таинственно присутствует Своею благодатью. Евангелие кладут поверх антиминса на середине Престола. Это показывает всем верующим постоянное присутствие Воскресшего Христа в самой главной и священной части храма. Напресто́льный Крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей обязательной принадлежностью святого Престола и имеет также богослужебное употребление: им при отпусте Литургии осеняется верующий народ; им освящается вода на Богоявление и во время водосвятных молебнов; после отпуста к нему прикладываются верующие. Дарохрани́тельница – особый сосуд, изготовленный обычно из не окисляющегося, вызолоченного металла, имеющий вид храма или часовни, с небольшой гробницей. Внутри дарохранительницы в особом ящичке кладутся приготовленные для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжелобольных и умирающих людей. Символически дарохранительница изображает собой Гроб Христов, в котором покоилось Его Тело, или Церковь, как постоянно питающую православных Телом и Кровью Господней. В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы. Вплотную к Престолу, с его восточной обычно помещается семисвечник, представляющий собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь лампад, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви. На жертвеннике находятся сосуды, необходимые для совершения Евхаристии и прочие необходимые священные предметы: Дискос (по-гречески - "глубокое блюдо") это круглое металлическое блюдо, обычно золотое или серебряное, на подставке в виде ножки, на которое полагается "Агнец", то есть та часть просфоры, которая на литургии претворяется в Тело Христово, а также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале литургии. Дискос символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а вместе с тем и гроб Христов. - Давайте проверим, что у вас получилось
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |