Опытно-экспериментальное исследование психологических условий преодоления отставания учеников школы в обучении
План исследования, характеристика испытуемых и методик сбора эмпирических данных
Для определения причин отставания в обучении младших школьников, а также для установления психологических условий, способствующих преодолению отставания в обучении на базе Учреждения образования Республики Беларусь «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Орши» в двух третьих классах (3«А» и 3«Б») нами было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов: 1. Диагностика неуспеваемости младших школьников и выявление причин ее возникновения. 2. Выборка неуспевающих школьников и развивающая работа по устранению их отставания в обучении. 3. Разработка методических рекомендаций учителям при работе с неуспевающими младшими школьниками. Наиболее эффективными методами диагностики неуспеваемости являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые непосредственно проводятся учителем. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом случае учитель будет прослеживать положительные результаты работы с неуспевающими детьми. Большую помощь должны оказывать родители школьников, которые проводят работу по устранению неуспеваемости в домашних условиях. Для этого учитель совместно со школьным психологом разрабатывает программу и методику по оказанию помощи неуспевающим детям для их родителей, проводит общие собрания и индивидуальные беседы с ними. Дома по указанию учителя родители помогают выполнять индивидуальные задания, используя игровые моменты и наглядные материалы. Учитель должен донести до каждого родителя информацию о важности и нужности грамотного своевременного выявления неуспеваемости и устранения ее. Решение системы диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития учащихся, требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается диагностики уровня сформированности отдельных познавательных действий (отдельных видов познавательной деятельности), то эту работу должен уметь выполнять и учитель [61; с. 44]. Анализируя работу школьного психолога следует сказать, что, в основном при подборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости им делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации, методики на мышление и другие психические процессы, что в последующем позволит подбирать способы и пути соответственно последующей коррекции. Нами в ходе проведения исследования были использованы следующие методы: беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности и причин их вызывающих на основе наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности; анализ письменных работ; анализ журнала успеваемости, т.е мы использовали методы педагогической диагностики отставания в обучении. Кроме того, в исследовании мы использовали и психологические методики определения отставания в обучении: наблюдение за поведением обучаемых на уроках и на переменах, тест школьной тревожности Филлипса, для выявления мотивации к учению методику Н.Г. Лускановой. В перечень трудностей, предлагаемых для беседы с педагогом, входили следующие: - пропуски букв в письменных работах; - невнимательность и рассеянность; - трудности при решении математических задач; - неусидчивость; - постоянная грязь в тетрадях; - плохое знание таблицы сложения; - трудности при выполнении задач в классе; - постоянное переспрашивание учителя; - опоздания на уроки; - постоянное отвлечение на уроках; - боязнь устных ответов. Результаты беседы с учителем показали, что некоторые дети в разной степени испытывают трудности в учебной деятельности. Также проводилось наблюдение за учебной деятельностью на уроках математики и русского языка. В схему наблюдения входили следующие признаки: - как ребёнок включен в работу на уроке; - уровень проявления его активности; - вопросы, которые он задавал учителю; - выполнение дополнительных заданий (охотно, неохотно); - высказывание оценочных суждений об уроке (положительные, отрицательные). В данном экспериментальном исследовании приняли участие школьники двух третьих классов в возрасте 7-8 лет, общей численностью 52 учащегося, в том числе – 24 мальчика и 28 девочек. При этом, в двух классах обучение проводили разные преподаватели как математики, так и русского языка - в 3 «А» классе занятия проводили преподаватели, чей стаж составляет более 15-и лет, а обучение школьников 3 «Б» класса осуществляли преподаватели, чей профессиональный стаж был менее 10-ти лет. На основе полученных в ходе исследования данных мы выделили следующий ряд трудностей в обучении школьников и возможные психологические причины данных трудностей: Примерно 20% детей могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин - слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности. 19% ребят постоянно допускают орфографические ошибки. Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти. При этом, этот показатель остался неизменным как в одном, так и в другом классе, т.е. недостаточное мастерство учителя русского языка здесь значения не имеет и, следовательно, в состав причин этого явления не включено. В ходе наблюдения за поведением школьников на занятиях было установлено, что 17% школьников страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 15% детей испытывают трудности при решении математических задач. В ходе бесед с преподавателями математики обоих классов, а также при изучении письменных работ по математике и наблюдении за алгоритмом решения этих задач испытуемыми было установлено, что причинами этого являются: слабое развитие логического мышления, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления. 13,5% школьников испытывали затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка. 13% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы. 12,7% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. Причины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности. У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания. 10% ребят плохо знают таблицу сложения (умножения). Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности. 9% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины - несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности. 8% детей постоянно забывают дома учебные пособия и тетради. Причины - низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина - высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность. Ребенок плохо списывает с доски - 7% - не научился работать по образцу. 6% детей домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо. Причины различны - низкая скорость протекания психических процессов, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности. 6% учащимся - любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. Вероятнее всего, виноват низкий уровень развития произвольности и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого. 5% детей постоянно переспрашивают. Это может говорить о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне развития переключения внимания и развитии кратковременной памяти, о несформированности умения принять учебную задачу. 5% ребят плохо ориентируются в тетради. Причины - низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук. 4,5% - часто поднимают руку, а при ответе молчат. Не воспринимают себя как школьника, или же у них заниженная самооценка, но возможны трудности в семье, внутренне стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности. 2% - комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины - трудности в семье, перенесение функции матери на учителя. По результатам исследования и наблюдения было выявлено три явно неуспевающих ученика - Дягилева Елена, Антошкин Артем, Будько Илья. В ходе проведения ознакомительной беседы с ними было установлено, что их любимыми предметами являются ИЗО, физкультура, музыка, т.е. те предметы, которые не требуют больших умственных затрат и легки для них. На вопрос «любите ли Вы учиться» они ответили «нет» и «не очень», что говорит о низкой мотивационной сфере. У двоих школьников есть ощущение, что учителя их не любят, а Елена считает, что к ней учителя относятся хорошо. Все ученики устают после уроков, что говорит о несоответствии режима обучения и школьной нагрузки с их развитием. На вопрос «Испытываете ли Вы трудности при пересказе текста» все ученики ответили положительно, так как у них недостаточно развит навык чтения, говорения и пересказа. Новый материал они часто не понимают с первого раза, с заданиями для самостоятельной работы справляются плохо. В дополнение к анкетирующему интервью было дано сочинение-миниатюра «Вы и школа». Анализ этих сочинений показал, что учащиеся ориентированы на улучшение внешних атрибутов устройства школы, процесс обучения и развития их не интересует. Дягилева Елена вообще не написала сочинение-миниатюру. Данное поведение следует, скорее всего, считать одной из форм защитной реакции ребенка. Были определены причины неуспеваемости трех школьников, показавших самые низкие показатели диагностики. Были выявлены внешние причины неуспеваемости данных школьников, а именно: препятствия среды, с которыми сталкивается ученик при выполнении домашнего задания, при ответе на уроке. Сюда относятся и семейные конфликты, и проблемы с одноклассниками. Таким образом, проведенная диагностика подтвердила, что наиболее распространенными причинами школьной неуспеваемости являются низкая мотивационная сфера, конфликтные отношения с учителями. Наиболее эффективными методами диагностики неуспеваемости являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые проводятся учителем. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |