По записанному на эхограмме профилю дна ежедневно или
в течение ближайших дней производят выборку глубин, подлежащих нанесению на рабочий планшет или кальку глубин. При этом на профиле отмечают выбранные точки, тщательно снимают каждую глубину и записывают карандашом у линии дна на соответствующей ординате эхограммы. Отсчеты глубин навигационных опасностей по эхограмме обводятся красным карандашом. Закреплять или поднимать записанную на эхограмме линию дна, даже в случае нечеткой записи, категорически запрещается. Исключение составляют эхограммы на влажной электрохимической бумаге, где для сохранения записи она закрепляется тонкими линиями мягким карандашом.
5.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПРАВОК ЭХОЛОТА Глубины, измеренные эхолотом, для исключения влияния систематических ошибок, подлежат исправлению поправками, которые определяют в процессе промера для всего диапазона измеряемых глубин. Поправки эхолота могут быть получены: а) непосредственно тарированием; б) расчетом по гидрологическим данным. В зависимости от способа определения поправок меняется состав и порядок работ, выполняемых при промере в целях определения указанных поправок.
5.5.1. Определение поправок эхолота тарированием
При определении поправок эхолота тарированием измеренные глубины подлежат исправлению поправками, которые вычисляют по формуле (4.1) где — суммарная поправка, определяемая в районе промера тарированием эхолота; — поправка за отклонение скорости вращения электродвигателя эхолота при промере от скорости, которая зафиксирована во время тарирования . — поправка за изменение углубления вибраторов катера(шлюпки) на ходу по сравнению с углублением их на стопе во время тарирования . Тарирование эхолота производят до глубин не более 50—60 м как для определения суммарной поправки так и для проверки неизменности гидрологического режима в районе промера. Тарирование эхолота может быть произведено с помощью тарирующего устройства (диска, доски) или, как исключение, по грунту путем сравнения глубин, измеренных эхолотом, с глубинами, измеренными проволочным лотом, а также с помощью контрольного вибратора. Поправка складывается за счет влияния нескольких факторов, действие которых имеет либо постоянный характер, либо величины погрешностей, вносимых ими, принимаются за постоянные на какой-то период времени для глубин определенного диапазона на участке моря, где производят промер. Вобщем случае в поправку как основные слагаемые входят поправки: —за отклонение фактической скорости звука в воде от номинальной, на которую рассчитан данный эхолот; —за отклонение скорости вращения электродвигателя эхолота во время тарирования от номинальной (расчетной) скорости; — за углубление вибраторов; — за базу между вибраторами эхолота; — за место нуля. Поправка учитывается только в том случае, когда глубины при промере отсчитываются с точностью до 0.1м. Вкачестве тарирующего устройства может быть также использовано грузило рыбалота, которое до глубин 50—60 м дает хорошие отражения. При тарировании эхолота с помощью контрольного вибратора поправку за базу и поправку за место нуля определяют отдельно и вводят в суммарную поправку . Тарирование эхолота производят на стопе в дрейфе, в характерных местах дневного участка промера, не менее одного раза в сутки. Расхождение в величине суммарных поправок, определенных из двух последовательных тарирований и исправленных поправками за изменение скорости вращения электродвигателя эхолота, не должно превышатьдвойной точности отсчитывания глубин соответствующего диапазона. В случае невыполнения этого требования промер участка, для которого точность определения поправок эхолота оказалась невыдержанной, должен быть переделан, а тарирование в дальнейшем следует производить чаще с тем, чтобы было выдержано требование настоящей статьи. Тарирование любым способом должно производиться при таком состоянии моря, которое позволяет получить поправки для всех горизонтов с требуемой точностью. Запись тарирования на эхограммах должна быть ясной и четкой. На эхограмме при тарировании должно быть указано: — время и дата; — место тарирования (координаты); — погода (ветер, волнение); — качка (бортовая и килевая). Тарирование эхолота по записям на эхограммах необходимо обрабатывать и систематизировать в полевой период в одном (первом) журнале промера, относящемся к данному планшету. Перед тарированием производят регулировку числа оборотов электродвигателя эхолота, которое доводят до номинала с точностью до -О.5% (в зависимости от типа эхолота). Число оборотов электродвигателя можно устанавливать и так, чтобы общая поправка эхолота в данном районе промера была бы минимальной для всего диапазона измеряемых глубин. Коэффициенты усиления при тарировании для различных глубин должны быть такими же, какими выдерживались (или будут выдерживаться) при промере в течение рабочего дня. Тарирование эхолота с помощью контрольной доски или диска может производиться до глубин, обеспечивающих четкую запись тарирования на эхограмме . Тарирование (рис. 5.3, а и б) производят опусканием отражателя 1(контрольной доски, диска) на различные глубины на металлических мерных линиях 2 так, чтобы он располагался под вибраторами эхолота. Марки на мерных линях должны размечаться при соответствующем их натяжении на выверенном компараторе, разбитом мерной лентой или стальной рулеткой. Лини маркируют от поверхности отражателя на 2, 3, 4, 5, 7, 10, 15, 20, 30, 40, 50 и 60 м. Такой маркировкой и регламентируются горизонты тарирования. Порядок работы при тарировании эхолота следующий. За 15—20 мин, до начала работы включают эхолот. Готовят к работе тарирующее устройство и устанавливают его отражатель на первую глубину тарирования (2 м). Регулируют эхолот так, чтобы получилась четкая запись от отражателя. Затем постепенно вытравливают мерные лини с выдержкой на каждом тарировочном горизонте. Время выдержки отражателя на горизонтах должно быть таким, чтобы на эхограмме получилась четкая линия записи глубин длиной не менее 10 мм. На эхограмме в моменты, когда катер стоит на ровном киле и без крена, делают оперативные отметки и записывают глубину опускания отражателя. При подъеме отражателя наблюдения повторяют с той же выдержкой. Для вывода окончательной поправки берут среднее арифметическое из поправок, полученных при опускании и подъеме отражателя. Во время тарирования фиксируют и записывают на эхограмме напряжение судовой электросети и число оборотов электродвигателя эхолота из двукратных наблюдений—в начале и в конце тарирования. Тарирование эхолота по грунту путем сравнения глубин, измеренных эхолотом, с глубинами, измеренными проволочным лотом, производят на стоне на участках с ровным дном, плотным грунтом и при отсутствии заметных течений.
Тарирование этим способом выполняют на нескольких участках с глубинами, отличающимися на 5—10 м, для того чтобы охватить весь диапазон глубин суточного продвига с промером. При тарировании эхолота этим способом глубины измеряют проволочным лотом дважды, а на эхограмме наносят оперативные отметки при каждом измерении. Для вывода суммарной поправки берут среднее значение глубины из двух измерений Лотлинь, используемый при тарировании по грунту, маркируют. Суммарную поправку получаемую тарированием эхолота с помощью контрольной доски, диска или по грунту, вычисляют по формуле: (5.2) где — отсчет глубины по маркам линя; — глубина, снятая с эхограммы. При тарировании эхолота с помощью контрольного ;вибратора последний включают в схему в приемном режиме. На время тарирования от эхолота отключают приемный вибратор, находящийся в корпусе судна или в забортном обтекателе, и подключают к схеме контрольный вибратор. Затем против места расположения судового вибратора 2 (рис. 5.4) вытравливают вместе с кабелем 5 точно размеченный марками металлический мерный линь 4 диаметром 3—3.5 мм, на нижнем конце которого подвешен контрольный вибратор 1. Мерный линь вытравливают и выбирают с помощью вьюшкичерез роульс небольшой кронбалки 3. Линь маркируют, начиная отверхней плоскости пакета пластин вибратора. Суммарную поправку получаемую тарированием эхолота с помощью контрольного вибратора, вычисляют по формуле (110). Для определения поправки за изменение осадки катера(шлюпки) на ходу по
сравнению с осадкой на стопе во время тарирования на борту катера у ватерлинии в районе расположения вибраторов эхолота наносят шкалу дециметровых делении. Поправку вычисляют по формуле (5.3)
где — осадка катера (отсчет по шкале) при промере; —осадка катера (отсчет по шкале) при тарировании.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |