Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот воды в природе»
Цели: 1. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. 2. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды. 3. Умение работать парами. 4. Воспитывать бережное отношение к воде. Предварительная работа: 1. Беседа о глобусе. 2. Беседа о различных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное). 3. Опыт «Таяние льда». Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое. 4. Опыт «Испарение воды». Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется. 5. Опыт «Превращение пара в воду». Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям. Материалы и оборудование: Глобус, настольная лампа, яблоко, картинки (изображающие разные агрегатные состояния воды, презентация «Круговорот воды в природе»(слайды). Для проведения опыта с водой: термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос. Раздаточный материал на каждого ребёнка: одноразовые стаканчики с водой и безводы, марля, цветные карандаши, раскраски. Ход занятия: Воспитатель показывает детям глобус. Воспитатель: Что это такое? Дети: Это глобус. Воспитатель: А что такое глобус? Дети: Это модель Земли. Воспитатель: А какой формы наша планета – Земля? Дети: Круглая. Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе? Дети: Голубого. Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе? Дети: Это вода (моря, реки, океаны). Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша.
Воспитатель: На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают? Дети: Это тоже вода, но в виде льда. Воспитатель: Как вы думаете, почему белый цвет присутствует только наверху и внизу глобуса? Дети затрудняются ответить. Воспитатель показывает опыт – вращение Земли вокруг Солнца (в качестве Солнца - настольная лампа, в качестве Земли – глобус). Предстоит определить разницу в освещённости и нагретости глобуса под воздействием Солнца (лампы) и подумать, где и почему на Земле всегда жарко, а где всегда холодно. Делается вывод, почему на северном и южном полюсах ледники.
Воспитатель: А в каких состояниях встречается вода в природе? Дети: В жидком, твёрдом и газообразном. Это свойства воды. Физкультминутка: Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды. Без крыльев летят, Без ног бегут, Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь)
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар) (Испарение)
Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко - Стало видно далеко. (Туман)
Без паруса плывут. (Облака) Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка)
Он появляется тогда, Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. А солнце её припечет - Заплачет она и умрет. (Сосулька) И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней)
С неба падают крупинки, Это маленькие льдинки. Им вообще никто не рад, Потому что это (Град) Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки, и называют агрегатное состояние воды. Воспитатель: Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется – круговорот воды в природе. Показываются слайды «Круговорот воды в природе».
Воспитатель: Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю. Воспитатель: А сейчас узнаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним. Опыт: В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела. Воспитатель: Во что превратилось наше облако? Дети: Дождь. Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод, что вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? Дети: Круговорот воды в природе.
Воспитатель (вновь показывает глобус): Мы уже говорили о том, что на Земле много воды – вон, сколько голубой и белой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Дети: Пресную. Воспитатель: Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на Земле намного больше, чем пресной. В морях и океанах (показать на глобусе) вода горько-солёная. Пресная вода бывает только в реках и озёрах (показать на глобусе). Как видите, их очень мало. Но просто взять и попить воду из озера мы тоже не можем. Как вы думаете, почему? Дети: Она грязная. Воспитатель: Верно. Но ведь из крана мы берём чистую воду. Прежде чем попасть к нам, вода проходит длинный путь. На специальных сооружениях воду очищают от грязи. Давайте и мы попробуем отфильтровать воду. Опыт: Дети встают парами, берут грязную воду, наливают в один стаканчик воду, второй стаканчик покрывают марлей и переливают воду. Убирают марлю, смотрят - вода стала чистая.
Воспитатель: Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала. Скажите, пожалуйста, а как вы будете вести себя, когда поедете летом на речку, отдыхать? Дети: Будем сохранять чистоту, мусор собирать в мусорные пакеты, в речку нельзя бросать пластиковые бутылки, оставлять гореть костер. Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы не можем прожить без воды. Но с каждым годом чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы. Давайте воду беречь. В заключение попросить детей ещё раз перечислить, в каком виде и где можно найти воду. Подчеркнуть какая она разная. Раздать детям раскраски «Круговорот воды в природе». В процессе разукрашивания прочитать стихотворение: Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда. Без неё нам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить Без воды нам не прожить.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |