Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соотношение мира идей и мира вещей с точки зрения Платона и Аристотеля.



2019-08-13 349 Обсуждений (0)
Соотношение мира идей и мира вещей с точки зрения Платона и Аристотеля. 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия Платона. Истинным бытием, по мнению Платона, обладают идеи. Истинное бытие – это идеальное бытие. Однако идеи, которые представляют отвлеченные от человеческого сознания понятия и их гипостазирования – не единственный род сущего. Сами идеи пассивны и безжизненны. Идеальное бытие не может само по себе породить конкретную чувственно воспринимаемую вещь. Поэтому, согласно Платону, есть и другой род сущего – хора (перевод. - бесформенное пространство). Хора – эквивалент латинского понятия материя. Именно хора-материя является источником множественности вещей, единичности вещей, вещности, а также естественной необходимости, зла и несвободы. Хора достаточно пластична – она может принимать определенные формы, в ней могут воплощаться те или иные идеи, например, идея прекрасного вообще (как такового), идея блага так такового, идея доброго, идея четвероного и т.д.

Платон отличает хору (бесформенную материю) от физической материи. Физическая материя представляет собой четыре природные стихии (огонь, вода, земля, воздух). Но это не протоматерия, а вещная материя, поскольку она восприняла идею воды, идею воздуха, идею огня и идею земли. Мир вещей – мир возникновения и уничтожения, мир временности, преходящности.

Платон не приводит ясного ответа о взаимоотношениях между идеями и вещами. Он приводит лишь следующие соображения: вещи, с одной стороны, подражают идеям; с другой стороны, вещи причастны к идеям (т.е. вещи – некоторые подобия идей). Таким образом, мир чувственных вещей – это мир теней; вещи – это всего лишь тени, бледные отображения идей, а идеи – некоторые стандарты, образцы вещей.

Основные роды сущего: 1)идея 2)хора (материя) 3)вещи 4)мировая душа, душа космоса 5)бог

Аристотель

Учение о сущностях. Аристотель критикует учение Платона о сущностях (идеях). Его критика заключается в следующем:

1)Идеи-сущности Платона – это двойники, копии чувственно воспринимаемых вещей. Например, идея человека практически не отличается от общих признаков, присущих отдельному человеку.

2)С точки зрения Аристотеля, идеи Платона ничего не могут дать существованию вещей, поскольку Платон отделил идеи от чувственно воспринимаемых вещей. Аристотель не согласен с точкой зрения Платона о соотношении между идеями и вещами (с тем, что вещи причастны (подражают) идеям).

3)Платон считает, что одни идеи относятся к другим как общее к частному (идея подчиненности одних идей другим идеям), и каждая идея представляет сущность бытия. Здесь, с точки зрения Аристотеля, Платон неизбежно впадает в противоречие: одна и та же идея может быть одновременно и сущностью и не сущностью. Идея является сущностью как общее, причастное к менее общей идее; в то же время она причастна к более общей идее, которая является ее сущностью.

4)Платон отделил мир идей от мира чувственно воспринимаемых вещей, что привело к нелепому выводу. Рассмотрим пример: идее человека соответствует конкретная чувственно воспринимаемая вещь. В то же время, все чувственно воспринимаемые вещи, соответствующие идее человека, подобны идеям, и между ними должны быть сходства. По Платону, для каждого сходного должна быть идея. Следовательно, между идеей человека и соответствующей ей чувственно воспринимаемой вещью (человеком) должно быть нечто среднее: идея сходства между идеей человека и соответствующей ей чувственно воспринимаемым вещам. Однако этой идее сходства должна соответствовать идея идеи сходства (идея сходства идеи сходства между идеей человека и соответствующей ей чувственно воспринимаемой вещью). Ей, в свою очередь, соответствует идея сходства идеи сходства между идеей сходства человека и вещами.

Другими словами, для всякого сходства должна быть идея сходства, поэтому для всякой первичной идеи будет вторичная идея, для нее, в свою очередь – третичная, и т.д. до бесконечности (Аристотель не признавал «дурную бесконечность»).

Аристотель, не приняв учение Платона о сущностях-идеях, разработал собственное учение о сущностях. Он выдвинул два критерия сущности:1)сущность должна обладать отдельным существованием 2)сущность должна быть мыслима и познаваема в понятиях (ей можно дать определение).

У Аристотеля насчитывается 6 возможных воплощений сущности: 1)субстрат 2)суть бытия вещи 3)то, что состоит из сути бытия и субстрата 4)род 5)общее 6)всеобщее.

В подлинном смысле отдельным существованием обладают только отдельные единичные вещи. Но поскольку, по мнению Аристотеля, невозможно дать определение отдельной единичной вещи, то она в этом смысле не может быть сущностью.

Субстрат – это то, из чего все состоит (материя). Аристотель использовал для обозначения материи термин хюле (бесформенное, неопределенное вещество). Аристотель отказывает материи в отдельном существовании и в познаваемости (т.е. она непознаваема в понятиях, ей нельзя дать определение). Поэтому материя не может быть сущностью.

Субстрат не может быть сущностью, значит, то, что состоит из сути бытия и субстрата, тоже не может быть сущностью, поскольку включает то, что не является сущностью (субстрат).

Роды познаваемы в понятиях (им можно дать определения), но они не обладают отдельным существованием. Роды всегда существуют через виды. Пример: не существует мебели вообще. Мебель как таковая существует через определенные стулья, столы, кровати и т.д. 

Аристотель также отказывает общему быть сущностью, поскольку общее не существует помимо единичного.

Всеобщее также не может быть сущностью, поскольку оно не обладает отдельным существованием, ибо всеобщее – это то, что по природе присуще многому, а не отдельному.

Таким образом, сущностью вещи, по мнению Аристотеля, является суть бытия вещи. Под этой первичной сущностью (сутью бытия вещи) Аристотель понимал наименьший вид определенного рода (такой вид, который нельзя далее разложить на другие виды; минимальное общее по отношению к единичному). Эту первую сущностью вещи Аристотель назвал морфе (перевод. – форма).



2019-08-13 349 Обсуждений (0)
Соотношение мира идей и мира вещей с точки зрения Платона и Аристотеля. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соотношение мира идей и мира вещей с точки зрения Платона и Аристотеля.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)