Конкретизация управленческого цикла
Таким образом, все ученые сходятся в понимании того, что функции управления, носящие универсальный характер, включают в себя более мелкие управленческие действия. Содержание этих действий зависит от конкретного объекта, на который это действие направлено, «что не исключает разработки ориентировочный контрольных перечней конкретных функций управления» [33, с. 285]. В настоящее время существует большое количество попыток представить конкретный состав управленческих действий в хронологической последовательности. Однако наиболее полный состав функций управления развитием школы и инновационными процессами был предложен А.М. Моисеевым: - стратегический анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения значимой внешней среды школы; - стратегический анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, требований общества к школе; - мониторинг изменений в социальном окружении школы, образовательной политике, территориальной образовательной системе; - системный анализ и оценка достижений школы, образовательного процесса, имеющегося у школы передового опыта, конкурентных преимуществ; - системный проблемно ориентированный анализ состояния и тенденций изменения школьной системы в свете нового социального заказа; - организация ценностного самоопределения школьного сообщества, ориентации в системе ценностей; - организация выработки новой системы ценностей школьного сообщества; - инициирование «кризисов компетентности» в школьном сообществе, стимулирование инновационной мотивации поведения; - организация выработки новой миссии школы; - организация разработки образов (моделей) выпускников школы; - организация разработки нормативов качества образования в школе; - планирование, организация, руководство и контроль разработки целевой программы развития школы; - организация разработки концепции будущего состояния школы; - организация разработки стратегии перехода к новому состоянию школы; - выработка курса инновационной образовательной политики школы; - организация проектирования основных направлений обновления школы и достигаемых рубежей по каждому направлению; - планирование инновационной деятельности в школе; - планирование, организация, руководство и контроль реализации целевой программы развития школы; - планирование, организация, руководство и контроль исследовательских работ в школе; - организация разработки нового учебного плана школы; - организация поиска образовательных и иных новшеств за пределами школы; - организация разработки нового программно-методического обеспечения; - экспертиза нового программно-методического обеспечения; - разработка нормативных требований к организации отдельных инновационных проектов; - организация подразделений и служб, занимающихся инновационной, исследовательской, опытно-экспериментальной работой; - координация отдельных инновационных проектов; - инициирование и курирование отдельных инновационных проектов; - организация разработки нормативной документации, обеспечивающей инновационную деятельность в школе; - организация изучения и обобщения опыта инновационной деятельности в школе; - организация установления и использования внешних связей в интересах развития инновационных процессов в школе; - руководство инновационной деятельностью в школе; - стимулирование участия педагогов, школьников, родителей в развитии школы; - организация профилактики и преодоления сопротивления нововведениям; - организация ресурсного обеспечения инновационных процессов; - анализ и оценка эффективности инновационной деятельности; - проектирование обновленной образовательной среды школы; - поддержка процессов интеграции в школьном сообществе и т.д. [См.: 33, с. 288-289]. Не случайно автор подчеркнул ориентационный характер приведенного перечня, ибо очевидна абстрактность формулировок функций, отсутствие цикличной замкнутости и т.п. Во многом это объясняется самой неопределенностью объекта управления, на что и было справедливо указано автором. 6. Циклограммакак форма представленияуправленческого цикла
Одной из форм представления процесса управления, основанной на основе управленческого цикла, может быть циклограмма. В циклограмме, обычно составляемой на учебный год, представление процесса управления научно-методической работой осуществлено по месяцам. Основанием для описания процесса управления стало указание органов управления и структурных подразделений (например, научно-методический совет, кафедра математики, методическое объединение учителей начальной школы и т.д.). В соответствии с их целями управления указываются управленческие действия, позволяющие данные цели реализовать в конкретный промежуток времени учебного года. Фрагмент книги: Пример циклограммы. С. 157-159. Новожилова М.М., Воровщиков С.Г.И.В. Таврель Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ Предисл. В.А. Бадил. – 5-е изд. – М.: «5 за знания», 2011. – 160 с. Циклограмма управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся в границах подготовки и проведения конференции «Думай глобально – действуй локально!»
10. | 1-я неделя декабря | Написание заключения и представление автором и руководителем выполненной работы (в электронном виде) на заседании совета ШНО: заключение и приложения | Руководитель (научный консультант), автор проектной или исследовательской работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обсуждение заключения с автором и руководителем на заседании совета ШНО: заключение и приложения | Руководитель и соруководитель ШНО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | 3-я неделя декабря | Представление тезисов и рецензии на школьную конференцию (в электронном виде) | Руководитель, автор проектной или исследовательской работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Январь | Подготовка защитной речи и презентации работы | Автор, руководитель проектной или исследовательской работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | Последняя неделя января | Проектная неделя, школьная конференция или научные чтения. Защита работы автором | Руководитель и соруководитель ШНО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. | Февраль – март | Участие в окружных, городских, федеральных конференциях | Автор, руководитель проектной или исследовательской работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. | Последняя суббота февраля | Участие в конференции проектных и исследовательских работ учащихся образовательных учреждений России «Думай глобально – действуй локально!» | Председатель научного общества, руководитель (научный консультант) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. | Март | Подведение итогов проектной и исследовательской работы на заседании ШНО | Школьное научное общество |
7. Технологией управлениякак форма представленияуправленческого цикла
Другой формой представления процесса управления, основанной на основе управленческого цикла, может быть управленческая технология
Под технологией управления принято понимать процесс, спроектированный и реализованный как целесообразная последовательность стандартизированных процедур и составляющих их операций, обеспеченных необходимыми ресурсами и инструментарием управленческой деятельности.
В свою очередь процедура – это совокупность операций, сгруппированных на основе одинакового назначения, обязательной последовательности, необходимого взаимодействия и относительной законченности.
Требование последовательности операций объясняется прежде всего тем, что последующие процедуры и операции, как правило, используют результаты предыдущей деятельности.
Стандартизация процедур означает разработку комплекса норм, правил, требований, обеспечивающего многократное эффективное использование данных процедур.
Разработка управленческих технологий предполагает соблюдение ряда общих правил проектирования:
- во-первых, необходимо определить стратегию деятельности, установив, прежде всего, генеральные цели технологии;
- во-вторых, требуется разработать конкретные, обозримые цели, степень достижения которых возможно измерить, осуществить подбор наиболее эффективных средств и необходимых ресурсов для выполнения тактических целей;
- в-третьих, нужно установить последовательность процедур и операций их осуществления, определяя тем самым логику достижения целей;
- в-четвертых, необходимо подобрать конкретный инструментарий в большей степени подходящий для данной процедуры, ибо в зависимости от того, как будет инструментирована и технически выполнена одна и та же процедура, она может иметь различный результат.
Технология управления относится к специфическому типу социальных технологий, которые не могут быть законченными и формализованными полностью, а требуют постоянной технологической адаптации к бесконечному разнообразию ситуаций.
2019-10-11 | 258 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Конкретизация управленческого цикла |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы