Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прямые иностранные инвестиции: особенности и методы регулирования



2019-08-13 321 Обсуждений (0)
Прямые иностранные инвестиции: особенности и методы регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




План ответа: Понятие прямых иностранных инвестиций; методы осуществления прямых иностранных инвестиций; методы регулирования прямых иностранных инвестиций

В самом общем плане понятие «инвестиция» означает долгосроч­ное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т. д. с целью извлечения при­были. Очень часто инвестиции отождествляются с капиталовложения­ми. Однако некоторые авторы, ссылаясь на западную литературу, счи­тают инвестиции более широким понятием, чем капиталовложения, поскольку инвестиции охватывают как реальные инвестиции (собствен­но капиталовложения), так и портфельные (или финансовые) инвес­тиции.

К финансовые инвестициям относятся долгосрочные и краткосроч­ные займы и кредиты, финансовые вложения хозяйствующих субъек­тов в приобретение ценных бумаг и т. д.

Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуаль­ных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты пред­принимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъяты из оборота в РФ». По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объектами ка­питаловложений, относятся:

вещи; иное имущество (в том числе имущественные права); результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); работы и услуги; нематериальные блага; информация.

Даваемые в законодательных актах разных стран определения и пе­речни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не исчерпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В этот перечень основных объектов иностранных инвестиций вхо­дят:

недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, обо­рудование и другие материальные ценности) и соответствующие иму­щественные права, денежные средства и вклады; ценные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.); имущественные права; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто оп­ределяемые как права на интеллектуальную собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предос­тавляемые на основе закона или договора.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.

Прямыеинвестиции — это инвестиции, которые обеспечивают инве­стору эффективный контроль над заграничной коммерческой организаци­ей. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определе­ние: «Прямые инвестиции - инвестиции, осуществляемые для учас­тия в прибылях предприятия, действующего на иностранной террито­рии, причем целью инвестора является право непосредственного учас­тия в управлении предприятием».

Основными способами осуществления прямых инвестиций являют­ся: создание за границей собственного филиала или предприятия, находящегося в полной (100-процентной) собственности инвестора (это так называемое инвестирование «с нуля»); приобретение или поглощение зарубежных предприятий; финансирование деятельности зарубежных филиалов, в том числе за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу; приобретение прав пользования землей (включая аренду), при­родными ресурсами и иных имущественных прав; предоставление прав на использование определенных техноло­гий, ноу-хау и др.; приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании, обеспечивающих инвестору право контроля за деятельнос­тью предприятия; такие участия иногда называют мажоритарными; реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране размещения филиала или совместного предприятия.

В разных странах доля, дающая право контроля, определяется по-разному. В документах МВФ к прямым инвестициям относятся учас­тия в капитале, составляющие не менее 25% уставного капитала, в Ка­наде, Австралии и Новой Зеландии - не менее 50%, в странах Европей­ского союза-20—25%, в США- 10%.

По российскому Закону «Об иностранных инвестициях» (1999) к прямым инвестициям относятся:

приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;

вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица;

осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможен­ной стоимостью не менее 1 млн руб.;

реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ (реинвестиции - капиталовложения в объекты предпринимательс­кой деятельности, финансируемые за счет доходов или прибыли иност­ранного инвестора, которые получены на территории принимающей страны).

Определяющая роль прямых инвестиций для принимающих стран заключается в том, что вместе с ними в эту страну поступают не только капиталы (в материальной и нематериальной форме), но и новые технологии, и опыт, передовые методы организации производства, труда и управления.

Прямые инвестиции отличаются от портфельных следующими чер­тами:

а) они, как правило, имеют более долгосрочный и стабильный ха­рактер;

б) сумма этих вложения обычно выше;

в) инвестор подвергается более высокой степени долгосрочного риска;

г) они дают инвестору право контролировать или участвовать в уп­равлении объектом инвестирования.

Хотя прямые иностранные инвестиции сопряжены с наибольшими рисками, существует целый ряд обстоятельств, побуждающих фирму идти на такой повышенный риск:

преодоление ограничений во внешней торговле(обход тарифов, квот, импортных пошлин);

устранение налоговых, экологических, юридическихпроблем в соб­ственной стране;

доступ к дешевым рынкам сырья, рабочей силы,близость к потреби­телю продукции;

экономия на масштабахпроизводства;

конкурентные мотивы(доступ к иностранным технологиям).

Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особен­но стран с переходной экономикой. Вместе с тем в последние десяти­летия резко возросла потребность в разработке международно-право­вых основ регулирования движения международных инвестиций. Не­случайно в последние годы быстро растет численность разнообразных соглашений по инвестиционным вопросам. Эти соглашения различа­ются между собой по составу участников, кругу затрагиваемых вопро­сов и охватываемым отраслям. Разумеется, заключение таких соглаше­ний еще не позволяет утверждать, что в мире уже создана международ­но-правовая база для иностранных прямых инвестиций. Однако факт ее постепенного формирования бесспорен. В состав формирующейся базы могут быть включены:

- двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации (возвращение и использование в своей стране) основного капита­ла. Некоторые соглашения имеют и другие важные положения: о зап­рете несправедливой конкуренции, недопустимости ограничительной деловой практики, об обязанности инвестора постепенно увеличивать долю национальных товаров в производимой продукции, предостав­лять необходимые данные о своей деятельности и др. Как правило, двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным зако­нодательством. Важным элементом современной международной правовой базы для иностранных инвестиций является еще один вид межправительственных двусторонних соглашений, а именно соглашения об избежании двой­ного налогообложения, т. е. соглашения о том, чтобы не допускать нало­гообложения доходов от инвестиций одновременно в стране приложения капитала и в стране его происхождения. Эти соглашения предусматри­вают определенные правила распределения доходов от инвестиций между странами-партнерами. С одной стороны, они уменьшают воз­можность обхода налогового законодательства инвесторами, ас другой — создают для инвесторов более ясную картину в области налогообложе­ния и возможность самим наиболее рационально распорядиться свои­ми доходами);

- региональные инструменты регулирования (В последнее время Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами которой являются 29 наиболее развитых в экономическом отношении стран мира, активизировала свою деятель­ность по разработке международно-правовой базы иностранных инве­стиций. В мае 1995 г. в рамках ОЭСР начались переговоры о заключе­нии Многостороннего соглашения по инвестициям, главная цель ко­торого — ликвидация дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с национальными инвесторами. Предполагается, что это соглашение будет открыто для присоединения к нему и стран, не явля­ющихся членами ОЭСР. Первоначально завершение работы над согла­шением намечалось на май 1997 г. Однако этого не произошло, и рабо­та над соглашением продолжается по сей день. Дело в том, что вокруг будущего соглашения развернулись острые дискуссии. Многие страны ОЭСР возражают против того, чтобы исключить «закрытые» отрасли своей экономики из общего правила либерализации иностранных ин­вестиций. Будущее соглашение подвергается острой критике со сторо­ны развивающихся стран и профсоюзных организаций, поскольку, по их мнению, оно лишит государства их права регулировать и направлять иностранные инвестиции в интересах национальной экономики, а не ТНК);

- многосторонние соглашения. (под многосторонними соглашениями принято понимать согла­шения, в которых участвуют большинство стран мира — развитые, раз­вивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями раз­вивалась в основном в рамках трех международных организаций: Орга­низации объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемир­ной торговой организации (ВТО) - преемницы Генерального соглаше­ния по тарифам и торговле (ГАТТ).

Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов «справедливого и недискриминационного режима», который создает благоприятные условия для их деятельности).

 

 



2019-08-13 321 Обсуждений (0)
Прямые иностранные инвестиции: особенности и методы регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прямые иностранные инвестиции: особенности и методы регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)