ТЕМА 5. Основные идеи античной философии
1. Античная философия: основные принципы, этапы, школы. 2. Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. 3. Учение о бытии Платона и Аристотеля. 4. Проблема человека и общества в древнегреческой философии. Методические рекомендации Античная философия оказала огромное влияние на формирование мировой философии в целом, на политическое и религиозное мышление, на европейскую литературу и искусство. Отличительной чертой античной философии является формирование нового способа изучения мира - способа рационального постижения бытия, который постепенно приобрел стройную логическую форму от "стихийного" материализма Милетской школы до метафизики Аристотеля, которые базировались на принципе космоцентризма. Особого внимания заслуживает проблема становления античной диалектики, изложенной в учениях Сократа. Сократовская диалектика трактуется как умение вести беседу, искусство спора, в котором рождается истина. Главной особенностью сократовской философии была се духовно-нравственная направленность. В своей работе вы должны подчеркнуть, что становление диалектики не ограничивается диалектикой Сократа. Диалектика в философском смысле это, прежде всего, наука о развитии и всеобщих связях природы, общества, мышления. Однако в эпоху античности господствовала «стихийная» диалектика или диалектика, которая предложила логическую картину мира «логос эйдоса». В античной философии ее представителями были Гераклит, Демокрит, Аристотель и др. Проблема человека и общества в античной философии представлена у многих философов, но наиболее ярко в учениях о государстве Платона и Аристотеля. Нравственно-этические проблемы наиболее ярко изложены в учениях стоицизма, эпикурейства и неоплатонизма. Основные понятия Космоцентризм, Стоицизм, Эйдос, Логос, Энергия, Эпикурейство. Источники: Аристотель. Политика. Платон. Государство. Пир. Дополнительная литература: Лазутина, Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 120 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/74620 Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М., 1998. Васильев, В.А. Аристотель о благе и добродетели / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. – М., 2004. - №4. – С.11-19. Голубев, С.В. Учение Платона об идеальном государстве / С.В. Голубев // Философия и общество. – М., 2005. - № 4.- С.54-68. Гомперс, Т. Греческие мыслители / Т. Гомперс. – СПб., 1999. Камнева, Л.С. Ступени восхождения человека к истине в философии Платона / Л.С. Камнева // Философские науки. – М., 2007. - № 3. – С.96-104. Кессиди, Ф.Х. "Загадка" бурного расцвета греческой философии / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. – 2007. -№ 8. – С. 91-96. Кессиди, Ф.Х. Гераклит и диалектический материализм / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. – 2009. - № 3. – С. 142-146. Лосев, А.Ф. Платон - Аристотель / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. М.: Молодая гвардия, 1993. Лосев, А.Ф. История античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев, - М.: Мысль, 1989. Панова, О.Б. Эпос Древней Греции: от мифа к логосу. О генезисе философии в истории Античной культуры / О.Б. Панова // Философия и общество. – М, 2010. - № 4. – С. 76-89. Целлер, Э. Курс лекций по древней философии /Э. Целлер. Спб., 1996. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. Учеб. пособие / А.Н. Чанышев. - М.: Высш. шк., 1991. ТЕМА 6. Философия средневековья 1. Средневековая философия: этапы становления, характерные черты и особенности. Теоцентризм. 2. Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. 3. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Методические рекомендации
Анализируя философию средневековья, следует в первую очередь подчеркнуть ее теологическую направленность, которая заключалась в том, что на первый план в познании бытия вышла теология, философия же превратилась в "служанку богословия", в орудие, метод доказательства существования Бога. Далее необходимо раскрыть основные черты средневековой философии и ее основные идеи: креационизм, теоцентризм, монотеизм, провиденциализм, а так же рассмотреть исторические корни возникновения религии. В заключение работы надлежит дать характеристику учений Августина Блаженного и Фомы Аквинского, раскрыть сущность спора об универсалиях между реалистами и номиналистами, отметить неоднозначную роль средневековой схоластики. Основные понятия Теоцентризм, Креационизм, Провиденциализм, Патристика, Схоластика. Источники Августин Аврелий. Исповедь. Фома Аквинский. Сумма теологии. Дополнительная литература: Вдовина, Г.В. Суарес против Гуссерля: об интенциональной структуре понятий в средневековой и ренессансной схоластике / Г.В. Вдовина //Вопросы философии. – 2005. - № 10. – С. 151-166. Душин, О.Э. Модели совести: Фома Аквинский и Владимир Соловьев / О.Э. Душин //Вопросы философии. – 2005. - № 3. – С. 160- 165. Звиревич, В.Т. Философия древнего мира и средних веков / В.Т. Звиревич. – М., 2002. Клопстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Клопстон. – М., 1997. Лобковиц, Н. Доказательства бытия бога e rebus creatis. Наброски исторических наблюдений и логических размышлений /Н. Лобковиц // Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С. 42-55. Неретина, С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного / С.С. Неретина // Вопр. философии. – 1999. - № 11. Порьяз, А. Мировая культура: Средневековье /А. Порьяз. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001, - 479 с. Фома Аквинский Комментарий к «О Троице» Боэция / Ф. Аквинский //Вопросы философии. – 2005. - № 6. – С. 140-146. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философи: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Чанышев. - М.: Высш. шк., 1991. ТЕМА 7. Философия эпохи Возрождения. 1. Особенности философии Возрождения. 2. Проблема человека в философии Ренессанса. 3. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса и человека (Н. Коперник. Дж. Бруно, Г. Галилей).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |