Научно-техническое нововведение как процесс преобразования:
1. Творчество -> *идея* -> 2. защитник проекта -> *проектное предложение* -> 3. система оценки и отбора (процедура, критерии, методы оценки и отбора, руководители, принимающие решения) -> *проект* -> 4. система управления проектами (объект и субъект, функции, методы, стиль управления) -> *продукт* -> 5. нововведение. Ф-ры, влияющие на успех нвд. 1. Наличие на предприятии источника творческих идей. Такие источники м.б. внутренними и внешними. Внутри компании предложения можно ожидать от высшего руководства и службы маркетинга, произв. подразделений, отдела НИОКР. Среди внешних источников выделяются конкуренты, поставщики материалов и комплектующих, потребители. 2. Индивид. и коллект. ответственность за внедрение нововведения. Успех м.б. достигнут тогда, когда инновацию внедряет работник, ставящий успех проекта выше своей карьеры и личных интересов. 3. Наличие эффективной системы отбора и оценки проектов. (см. далее - эл-ты системы). 4. Эффективное управление проектами и контроль. Недостаточный контроль приводит к превышению расходов или увеличению времени выполнения проекта. Эффективное управление предполагает использование системного подхода: определение стратегии компании и связ. с ней стратегии НИОКР; наличие формальной системы отбора проектов; детальное изложение содержания проекта; периодическая оценка выполнения проекта; использование процедур управл. контроля. 5. Ориентация нововведения на рынок. Главная задача здесь – налаживание взаимосвязей и взаимодействия между сферой НИОКР и маркетингом. Проблемные области: 1. коммуникационные трудности, обусловл. сист. образования; 2. особенности оргструктуры, препятств-щие установл. эфф. взаимосв. м/у раб-ми, занятыми в НИОКР и спец-ми по маркетингу. 6. Восприимчивость организации к нововведениям. Сопротивление изменениям – одно из распространенных явлений в организациях. Чем радикальнее изменение, тем сильнее ожидаемое сопротивление. По этой причине руководство организации должно создавать в ней условия, способствующие инновациям. 7. Соответствие нововведения целям организации. Назначение системы отбора и оценки проектов. Отбор и оценка проектов НИОКР осуществляется, когда возникает необходимость избирательно инвестирования (на микроуровне); необходимо определить научные и технические приоритеты и установить баланс между конкретными направлениями науки и техники, между функ-ми и прикладными исследованиями (на макроуровне), решить вопрос продолжения или прекращения программы или проекта. Задача оценки – получение данных о факт. затратах на реализацию программы, выявление степени достижения целей, сроков осуществления проекта, определение качества управления, осуществление корректирующего воздействия на ход реализации. Отбор проектов осуществляется по результатам оценки. Важнейшие области принятия решений в упр. НИОКР: отбор и завершение проектов (т.к. значительная часть проектов прекращается до их завершения). Элементы системы отбора и оценки проектов: 1) процедура оценки, которая зависит от орг. структуры и культуры фирмы; 2) критерии оценки и отбора; 3) проектные предложения, информацию о кач. и колич. аспектах проектов; 4) оценщики, специалисты по управлению проектами, руководители, принимающих решения; 5) методы оценки, дающие наилучший результат при min объеме расчетов. Процедура отбора и оценки проектов: а) выявление ф-ров, отн-ся к решениям по проекту; б)оценка проектных предложений по этим ф-рам с использованием либо кол-ой информации,либо экспертных данных; в)принятие или отказ от проектных предложений на основе предыдущей оценки; г) выявление областей, где нужна дополн. инф-ия, и выделение средств на ее получение; д)сопоставление новой информации, полученной в соответствии с п. г), с использованной при первоначальном решении; из этого следует, что первоначальные заключения и оценки должны быть сохранены;е) оценку воздействия вновь выявленных переменных (в п.д)), на продолжение работы над проектом;ж) принятие решения о прекращении проекта или о продолжении работы над ним с повторением последних трех шагов (п.п. г), д) и е)). Критерии отбора – признак, на основании которого производится классификация; мерило оценки. 1.Цели корпорации, стратегия, политика и ценности (Соответствие стратегии; Образ корпорации. Непринятие риска. Отношение к нвд. Временной аспект - краткоср и долгоср. цели); 2.Рыночные критерии (Выявление потребностей. V продаж. Период выпуска продукта. Временной аспект рыночного плана - выход на рынок нового продукта. Воздействие на сущ-щие продукты. ЦО. Конкуренция. Каналы распред-ия. Старт.затраты) 3. Научно-технические критерии: 1) вероятность достижения требуемых н-техн. Показателей (Согласованность со стратегией НИОКР. Вероятность технического успеха. Уник-сть. Стоимость и t разработки. Патентная чистота. Патентоспособность. Наличие н-тех. ресурсов) 2) влияние этого проекта на деятельность лаборатории, располагающей огр-ми ресурсами (Будущие разработки. Воздействие на др проекты) 4.Финансовые критерии: 1) затраты компании до момента, когда проект начнет давать отдачу (Размер I. Стартовые затраты на осуществление проекта. Движение наличных средств. Влияние на другие проекты, требующие фин. средств. Необходимость привлечения заемного К для фин-я проекта и его доля в I. Оптимальность стр-ры затрат на продукт, заложенный в проекте. Фин. риск, связанный с осуществлением проекта) 2) окончательная эфф-ть (Соответствие проекта критериям эк. эффективности капиталовложений, принятым в организации. Срок окупаемости. Потенциальный годовой размер прибыли. Ожидаемая норма чистой прибыли. ФО.) 5. Производственные критерии: 1) мощности для производства нового продукта 2) затраты, гарантирующие получение достаточной прибыли (Издержки производства. Стоимость, добавленная обработкой) 6.Внешние и эколог.критерии.
44 Эффект - результат чего-либо, впечатление, произведенное на кого-нибудь, разница между результатом и затратами усилий или ресурсов на их достижение. Эфф-ный – действенный, дающий опр. положительный результат. Эфф-ть проекта может быть опр-на как степень достижения целей, положительная результативность. Виды: 1. научно-техническая – достижение требуемых н.-т. показателей, признание результатов н.-т. сообществом: новизна, отсутствие аналогов; количество зарег. патентов / получ. автор. свидетельств; публикационная активность; количество почетных званий, гос. и международных наград; повышение технич. уровня и качества производ. с помощью новых машин продукции; расширение круга удовлетворяемых потребностей; полезность; повышение долговечности; простота; эстетичность. 2. производственная – влияние проекта на произв. аспекты деятельности: сокращение длительности ПЦ, времени простоя оборудования; увеличение произв. мощности, повышение коэффициента сменности; увеличение коэффициента экстенсивного и интенсивного использования оборудования; ПТ; рационализация транспортных потоков; компактность пространственной организации производства. 3. ресурсная – влияние проекта на объем производства и потребления различных видов ресурсов: снижение материалоемкости продукции, использование более дешевого сырья; 4. социальная – соц. результаты реализации проекта: изменение содержания труда, получение проф. образования; повышение уровня механизации и автоматизации труда, уровня квалификации персонала, изменение структуры нерабочего времени; , сокращение времени проезда на работу; повышение уровня благосостояния, соц. активности; улучшение соц. климата, условий удовлетворения быт. и духовн. потребностей; участие в управлении; 5. экологическая – влияние проекта на условия труда и окр. среду: снижение уровня заболеваемости, соблюдение санитарно-гигиен. норм (t, шум, вибрация и пр.); 6. э-мическая – стоимостное выражение всех видов результатов и затрат, обусловленных реализацией проекта. Эффективность с т.з. метод. рекомендаций по оценке ИП и их отбору для финансирования (1994 г.): 1. народнохозяйственная э-мическая – Э. проекта с т.з. всего нац. хозяйства и для регионов, отраслей; 2. коммерческая – учитывает фин. последствия для непоср. участников проекта; 3. бюджетная – учитывает влияние проекта на расходы (доходы) бюджета. (схема 1. сверху, 2 и 3 снизу на одном уровне) Коммерческая эффективность определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом вкладов. При этом в качестве эффекта на t-шаге (Эt) выступет поток реальных денег. В рамках каждого вида деятельности происходит приток (Пi (t)) и отток (Оi (t)) денежных средств. Приток реальных денег (Ф(t)) – разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта: Фi (t)=Пi (t) – Oi (t) На каждом шаге расчета: Ф(t)= [П1(t) - O1(t)] + [П2(t) – O2(t)] = Ф1(t) – Ф2(t) Бюджетный эффект (Б t ) для t-шага опряделяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта: Бt = Dt – Pt Интегральный бюджетный эффект (Бинт) рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами (Ринт) Народно-хозяйственная э-мическая эффективность отражает эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, учитывает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инновационного проекта и допускающие стоимостное измерение. При расчете данной эффективности в результаты включают: 1) конечные производственные результаты (выручка), 2) социальные и экологические результаты, 3) прямые финансовые результаты, 4) кредиты и займы иностранных государств Оценка затрат и результатов при определении эффективности осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого зависит от различных ф-ров (продолжительность создания и эксплуатации проекта, и т.д.). Оценка эффективности инновационного проекта. Общая задача оценки – получение данных о факт. затратах на реализацию программы, выявление степени достижения целей, сроков осущ. проекта, определение качества управления, осущ. коррект. воздействия на ход реализации. Приведенные ниже методы основаны на оценке и сравнении объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений, обусловленных инвестициями. 1. Простой (бездисконтный) метод окупаемости инвестиций (Период окупаемости). Вычисляется количество лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат. Отбираются проекты с min сроками окупаемости. «+»: простота расчетов; позволяет судить о ликвидности и рискованности проекта. «-»: не учитывает временную стоимость денег, не учитывает доходы последних периодов, игнорирует возможности реинвестирования доходов. Сфера применения: ранжирование проектов с разными периодами окупаемости при ориентации на получение max доходов в кратчайшие сроки. Ток= И/А+Пгод, где Пгод - среднегодоаая балансовая прибыль, А – годовые амортизац. Отчисления. 2. Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли. Среднегодовая балансовая прибыль делится на среднюю величину инвестиций. Выбирается проект с наибольшей нормой прибыли. «+»: простота расчетов и понимания, наглядность. «-»: не учитывает распределение прибыли по периодам, неденежный характер некоторых затрат (амортизация), возможность реинвестирования прибыли. Сфера применения: быстрая обработка проектов; целесообразно сравнивать с коэффициентом эффективности всего капитала предприятия. Нп = Пгод/ И-Сост, где Сост – остаточная стоимость 3. Дисконтный метод окупаемости проекта. Момент, когда дисконтированные денежные поступления сравняются с дисконт. затратами. «+»: используется концепция денежных потоков; учитываются возможность реинвестирования доходов и временная стоимость денег. «-»: не учитывает доходы последних периодов, т.е. периодов времени после погашения суммы инвестиций. Сфера применения: см. метод 1. При оценке эффективности инновационного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования). Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов используется норма (ставка) дисконта (r). Приведение разновременных затрат, результатов и эффектов удобно производить умножением на коэффициент дисконтирования Kt = (1+ r ) t , где t- год приведения затрат и результатов или номер шага расчета. При условии приведения к базисному году (год начала реализациипроекта) К t баз = 1/ (1+ r ) t 4. Метод чистой текущей стоимости. Разность между суммой настоящих стоимостей всех денежных поступлений и суммой приведенных затрат, т.е. чистый денежный поток от проекта. Проект одобряется, если ЧДП > 0. «+»: ориентация на достижение главной цели фин. менеджмента – увеличение достояния акционеров. «-»: необъективно отражает влияние изменения стоимости недвижимости и сырья на ЧТС проекта; трудно прогнозировать ставки дисконта. Сфера применения: при оценке единственного проекта или выборе между несколькими; при анализе проектов с неравномерными денежными потоками; позволяет судить о пороге рентабельности и запасе фин. прочности. Будущая стоимость = Сумма от t =0 до Т (Настоящая стоимость*(1+ r ) t ). Настоящая стоимость – сегодняшняя стоимость будущих платежей, получение которых возможно при ставке дисконта r в течение Т лет Настоящая стоимость = Сумма от t =0 до Т (Будущая стоимость/(1+ r ) t ) Чистая текущая стоимость (чистый дисконтированный доход или интегральный эффект) – разность между общей накопленной величиной дисконтированных доходов и первоначальными инвестициями. ЧДД=Эинт= Сумма от t =0 до Т [(Р t -З t )* 1/(1+ r ) t ], где Рt – результаты, Зt – затраты. На практике используется модифицированный расчет ЧДД (из состава затрат исключают капиловложения), для этого считают сумму дисконтированных капиталовложений (Кд) Кд = Сумма от t =0 до Т [К t * 1/(1+ r ) t ], тогда ЧДД будет определяться следующим образом: ЧДД = Сумма от t =0 до Т [(( Rt - St )* 1/(1+ r ) t ) - Кд] Индекс доходности (ИД) – отношение суммы приведенных эффектов к величине приведенных капиталовложений, тесно связан с ЧДД. ИД = 1/Кд* Сумма от t =0 до Т [( Rt - St )* 1/(1+ r ) t ] 5. Метод внутренней ставки рентабельности – все поступления и затраты приводятся к настоящей стоимости на основе ВСР самого проекта, т.е. ставки дисконта, при которой стоимость поступлений = стоимости выплат. «+»: простота для понимания; хорошо согласуется с приумножением достояния акционеров. «-»: предполагает сложные вычисления; не позволяет выделить самый прибыльный проект. Сфера: см. метод 4. 6. Модифицированный метод ВСР. Все денежные потоки приводятся к будущей стоимости капитала. «+»: дает более правильную оценку ставки дисконтирования. «-», Сфера: см. метод 5 7. По минимуму приведенных затрат: З i = Ci + E н* Ki min, Ен – норматив эк эф-ти кап вложений.
45 Маркетинговая информационная система – это совокупность приемов, методов, организационных мер и технических средств для сбора, накопления, обработки данных, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности. Основная задача маркетинговой информационной системы – постоянное накопление данных для снижения неопределенности при принятии маркетинговых решений. Маркетинговой исследование – сбор, обработка и анализ данных с целью уменьшения неопределенности при решении конкретных маркетинговых задач. Маркетинговой исследование осуществляется в двух разрезах: 1. Оценка маркетинговых параметров в данный момент времени 2. Прогнозирование этих параметров на будущее Цели маркетинговых исследований: получение информации для принятия УР. Причины проведения марк исследований: 1. выведение нового продукта на рынок 2. поиск новых рынков для существующих товаров 3. увеличение продаж существующего продукта В зависимости от конкретных целей маркетинговые исследования бывают: 1. поисковые – сбор предварительной информации, которая позволяет выявить проблемы и выдвинуть гипотезы. 2. описательные – точнее определить проблемы, ситуации или рынки. 3. каузальные – проверка гипотез о причинно-следственной связи Маркетинговое исследование м.б.: 1. Качественное – это поисковое исследование. Которое проводится с целью получения данных , объясняющих данное явление. Методы: индивидуальное интервью, экспертные оценки, групповые дискуссии. 2. Количественное – предусматривает получение информации от большого количества показателей для проведения статистических анализов. Цель – анализ и получение достоверных данных, которые подлежат статистической обработке. Методы: массовые опросы по телефону, анкеты, устные опросы. Объектами маркетингового исследования являются все элементы комплекса маркетинга, ф-ры маркетинговой микросреды: 1) Комплекс маркетинга: продуктовая пол, ценовая пол, распределительная пол, коммуникативная пол: 4P (product, place, price, promotion) 2) Микросреда – это ф-ры, тесно связанные с фирмой и влияющие на ее способность обслужить клиентов. В микросреду включают: внутренняя среда организации, поставщики, конкуренты, посредники, клиенты, конкретные аудитории. 3) Макросреда – главные внешние ф-ры, которые влияют на деятельность микросреды в целом: демография, э-мика, природные, научно-технические, политические, культурные. Процесс маркетингового исследования: 1 этап: определение проблемы и цели исследования: - определение потребности в проведении исследования - постановка проблемы - формулировка целей 2 этап: разработка плана исследований: - определение типа необходимой информации и источников ее получения - определение методов сбора и анализа информации - проектирование форм для сбора данных - планирование выборки 3 этап: реализация плана исследования, т.е. сбор и анализ данных 4 этап: интерпретация полученных данных и подготовка заключительного отчета.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |