Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТИПОЛОГИИ ХАРАКТЕРА (ПО ЛЕОНГАРДУ) И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (ПО А.Е. ЛИЧКО).



2020-02-03 302 Обсуждений (0)
ТИПОЛОГИИ ХАРАКТЕРА (ПО ЛЕОНГАРДУ) И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (ПО А.Е. ЛИЧКО). 0.00 из 5.00 0 оценок




    Все довольно многочисленные попытки в области группировок типов психопатий можно разделить на два направления.

    Первое из них основывалось на клинико – индуктивном методе и отражало стремление как то систематизировать то многообразие клинических проявлений, с которыми приходится сталкиваться. Большинство авторов, следовавших в этом направлении, выделяло около десятка типов психопатий. Наиболее известна классификация П.Б. Ганнушкина.

    Другое направление более базировалось на теоретико – дедуктивном подходе. Определенные концепции, изначальные установки служили отправной точкой для построения классификации. Все богатство клинических проявлений оценивалось с точки зрения определенного постулата. Обычно систематики этого направления отличались подкупающей, на первый взгляд, простотой – два – четыре типа, но на практике они всегда оказывались недостаточными. Так, например,          Е. Kretschmer пытался разделить всех психопатов на шизоидов и циклоидов соответственно двум типам биологической конституции – астеникам и пикникам. О.В. Кебриков и его последователи использовали для классификации психопатий учение И.П. Павдлова о типах нервной системы ( темпераментах ). В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения психопатии были разделены на две группы – возбудимые и тормозимые. Однако все разновидности психопатий уложить в такую схему оказалось невозможно. Тогда был добавлен паранойяльный тип как проявление патологической инертности и тип «неустойчивых» как проявление патологической лабильности нервных процессов. В дальнейшем от возбудимых и тормозимых были еще отделены шизоидный, психастенический и истерический типы.                Среди классификаций типов психопатий (нарушений характера) в детском и подростковом возрасте наиболее известные принадлежат  F.Hombyrger, Г.Е. Сухаревой и т.д. Почти все они выделяют около десятка типов и весьма похожи одна на другую. Классификация Г.Е. Сухаревой развивает в отношении детского возраста систематику П.Б.Ганнушкина. Детально описаны те типы, которые могут формироваться ущу в детстве ( аутисты, т. е. шизоиды, истероиды ) или в младшем школьном возрасте ( неустойчивые, реже гипертимы). Об эпилептоидном и паранойяльном упоминается как о редких типах.

     Систематика, которой пользовался А.Е.Личко, в основном исходит из классификаций типов психопатий по П.Б. Ганнушкину и Г.Е. Сухаревой и типов акцентированных личностей у взрослых по К.Леонгарду. Однако систематика А.Е. Личко отличается от предыдущих двумя особенностями. Во – первых, она предназначена специально для подросткового возраста; все типы описываются такими, какими они в этом возрасте предстают. Поэтому в систематику включены такие типы, которые в детстве еще видны: циклоидный, лабильный, астено – невротический, сенситивный, конформный. Во – вторых, данная систематика охватывает как психопатии, т.е. патологические аномалии характера, так и акцентуации, т.е. варианты нормы. В отношении акцентуаций существует две классификации типов. Первая предложена К. Леонардом в 1968 году, вторая разработана А.Е. Личко в 1977 году. В.В. Юстицкий сопоставил классификацию К. Леонарда и А.Е. Личко.

Тип акцентуированной личности по К. Леонарду (1976 год) Тип акцентуации характера по нашей классификации
Демонстративный Истероидный
Педантичный Психостенический
Застревающий Эпилептоидный
Возбудимый Циклоидный
Гипертимический Лабильный
Дистимический Гипертимный
Аффективно-лабильный Сенситивный
Аффективно-экзальтированный Гипертимно-конформный
Эмотивный Шизоидный
Тревожный Неустойчивый
Экстравертированный Конформный
Интровертированный Астено-невростенический

    В классификации К. Леонарда отсутствует довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено - невротический тип. Дистимический тип в его классификации соответствует конституционально-депрессивному типу по П.Б. Ганнушкину, а застревающий тип – паранойяльному – оба они в подростковом возрасте практически не встречаются.

    Данные таблицы свидетельствуют, что достоверные различия в частотах в сравнении с общей популяцией обнаружены при нарушениях поведения на фоне акцентуаций и при психопатиях эпилептоидного и истероидного типов. Видимо, именно при этих типах акцентуаций наиболее высок риск нарушений поведения, приводящих к госпитализации в психиатрическую больницу. При шизоидном типе достоверное различие имеется только в ношении частоты психопатий. Неустойчивых в процентном отношении среди госпитализированных оказалось даже меньше, чем в общей популяции. Очевидно, нарушения поведения при этом типе таковы, что чаще применяются воспитательные меры (направление в спец. интернат).

    Акцентуация характера, по А.Е. Личко – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдается не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка, особенности его характера, появившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут появиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

    Классификация акцентуации характеров у подростков, которую предложил А.Е. Личко, выглядит следующим образом:

    1) Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них приподнятое. Со взрослыми у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но они как правило поверхностны. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

    2) Циклоидный тип - характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находится дома одни, вместо того. Чтобы где-нибудь бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами = 2 недели.

    3) Лабильный тип – крайне изменчив в настроении, оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными. Все они способны погрузится в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких либо серьезных неприятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

    4) Астено - невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудных умственных работ.

    5) Сенситивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому производят впечатление замкнутости. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

    6) Психостенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям, к самоанализу и оценкам поведения др. людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем на деле.

    7) Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянуться к сверстникам, предпочитают быть одни, находится в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояние других людей. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны для окружающих.

    8) Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Любят мучить животных, дразнить маленьких, издеваться над беспомощными. В детской компании они ведут себя, как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. В группах устанавливают свои жесткие террористические порядки.

    9) Истероидный тип. Главная черта этого типа – жажда постоянного внимания к своей особе. Чаще склонность к театральности, рисовке, часто терпят фиаско.

    10) Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделию и праздности. У них отсутствуют какие – либо интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

    11) Камформный тип. Демонстрирует бездумное, а часто просто коньюктивное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное желание – быть как все. Но если он что нибудь совершает, то всегда находит моральное оправдание.

    12) Смешанный тип.

    К. Леонгард в книге «Акцентуация личности» приводит приводит свою классификацию. Классификация построена на основе наблюдений и их обобщений и в этом смысле не является научно точной.

    Близкой к классификациям А.Е. Личко является типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людми и представляет как самостоятельные следующие стили характеров:

    1. Гипертимный тип. Чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора.

Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Они обладают и некоторыми отталкивающими чертами характера: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, раздражительностью, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Низкая контактность, немногословие, доминирующее писсимистическое настроение. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчинятся. Они располагают следующими чертами личности: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости, пассивностью, замедленностью мышления, неповоротливостью, индивидуализмом.

3. Возбудимый тип. Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам. Неуживчивы в коллективе, властны в семье. В состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительны, вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение.

4. Циклоидный тип. Частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения- общественные, в период подавленного настроения- замкнутыми.

5. Застревающий тип. Умеренная общительность, задумчивость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступают инициатором, активной стороной. Стремятся быть инициаторами, добиваться высоких показателей, предъявляют повышенную требовательность к себе. Особенно чувствительны к социальной справедливости, вместе с тем обидчивы, уязвимы, подозрительны и мстительны. Иногда чрезмерно самонадеянны, честолюбивы, ревнивы.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, с охотой уступают лидерство другим людям. Чрезмерные претензии на аккуратность. Черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность, формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность. В следствии своей беззащитности также нередко служат "«козлами отпущения", мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность, чрезмерная чувствительность, слизливость.

9. Демонстративный тип. Легкость установления контакта, стремление к лидерству, к власти, похвале. Черты: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков, эгоизм, лицемерие, хвастливость, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность.

11. Экстравертированный тип. Высокая контактность, масса друзей, они словоохотливы. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. Часто уступают лидерство другим, предпочитают подчинятся и находится в тени. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертивный тип. Низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Черты: упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей.

 

Э. Фромм обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей соотнес их с практической работой в клинике, автор вывел следующие основные типы:

1. «Мазохист – садист». Фромм: «Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции – это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности».

2. «Разрушитель». Выраженная агрессивность и активность стремления к устранению, крушению надежд. Фромм: «Разрушитель это – средство избавления от невыносимого чувства бессилия».

3. «Конформист – автомат». Тип сознательного и безсознательного приспособленца.

Типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.

IV . ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Таким образом, посредством изучения литературы, можно сделать вывод, что девиантное поведение у подростков возникает по многим причинам. Девиация поведения вызвана различными факторами: социальным, экономическим и сложностью микросоциума (такого как семья, окружающие товарищи, неудачи в учебном процессе). Существуют различные патологии: биологические предпосылки, индивидуальные особенности, возрастные сложности. Нередко они так сливаются, что трудно обозначить приоритет какого либо из них. Изучение специальной литературы показало, что существует противоречие между социальной средой и уровнем индивидуального развития ребенка. Они являются основами возникновения причин девиации. Социальная дифференциация, семейное неблагополучие, духовный кризис и социальное неравенство рассмотрел А.Е. Личко в своей книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков». В этой книге он так же рассмотрел биологические и психологические основы нарушений у подростков и формы проявления нарушений поведения на личностном, средовом и ситуативном уровне. Это делинквентность и причины ее возникновения, побеги из дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация, девиация сексуального поведения, суицидное поведение и причины их возникновения. А.Е. Личко дает типололгию характера подростков, что явилось основой изучения этой проблемы. Наряду с учениями Леонгарда и Раттера Личко создал более приемлимую теорию изучения причин формирования акцентуаций характера у подростков.

 



2020-02-03 302 Обсуждений (0)
ТИПОЛОГИИ ХАРАКТЕРА (ПО ЛЕОНГАРДУ) И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (ПО А.Е. ЛИЧКО). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТИПОЛОГИИ ХАРАКТЕРА (ПО ЛЕОНГАРДУ) И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (ПО А.Е. ЛИЧКО).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)