Методические основы использования информационно-коммуникационных технологии в процесс подготовки специалистов машиностроительного профиля
Методическими основами использования информационно - коммуникационных технологий в обучении являются концепции развивающего обучения, деятельностного подхода и технология исследовательской деятельности. При этом информирующая функция преподавателя перестает быть основной, а на первый план должны выходить организующая и управляющая функции. Основной ролью является постановка целей обучения, организация условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Большие информационные потоки, с которыми сталкивается сегодня каждый человек, требуют от системы общего образования решения задач обучения молодых граждан способам работы с информацией. Это, кроме того, открывает широкие возможности для построения учебного процесса, учитывающего индивидуальные возможности и склонности обучающихся, их включения в самостоятельную исследовательскую деятельность, что, в свою очередь, способствует созданию условий для максимальной реализации каждого. Новые цели и образовательные задачи приводят к необходимости переосмысления места традиционных образовательных технологий в образовательном процессе к разработке современной дидактической системы (в том числе, основанной на использовании средств информационно - коммуникационных технологий). Решение новых образовательных задач требует соответствующей подготовки специалиста машиностроительного профиля. Важнейшей задачей является выявление оптимальных условий использования информационно - коммуникационных технологий в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества. Реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности специалиста машиностроительного профиля. Перечислим эти возможности: - незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами информационно - коммуникационных технологий; - компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных"; - архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных; - автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; - автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения". - Это, позволяет организовать такие виды деятельности как: - регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах; - интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы; - управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы); - управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих; - автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование". - На основании этого выделяются педагогические цели использования информационно - коммуникационных технологий: - "Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: - развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления); - эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, мультимедиа); - развитие коммуникативных способностей; - формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); - развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с компьютером); - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов). - Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: - подготовка специалистов в области информатики и вычислительной техники; - подготовка пользователя средствами информационно - коммуникационных технологий. - Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса: - повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей информационно - коммуникационных технологий; - обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности); - углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей". - При этом акцент целей делается на формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей: - подготовку личности «информационного общества»; - формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения [13].
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |