Оценка влияния цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль организации
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятия находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимообусловленности. Задачей анализа является изучение этих связей и их количественная оценка. При этом одни показатели выступают в качестве факторов, обуславливающих изменение других показателей. Показатели первой группы (которые влияют на другие показатели) называются факторными. Показатели второй группы, на которые влияют факторы, называются результативными показателями. Понимание цели, содержание, знание процедур факторного анализа очень важно для управления предприятием, поскольку позволяет оценить долю влияния каждого фактора на конечный результат, спрогнозировать возможное изменение совокупного показателя при изменении факторов, т. е. найти на этой основе оптимальное в данной ситуации решение. Следовательно, овладение методикой его проведения является эффективным рычагом управления экономикой предприятия. В зависимости от характера связи между факторными и результативными показателями различают: детерминированный факторный анализ - это если между факторными и результативными показателями существует функциональная связь, и стохастический факторный анализ - это если между факторным и результативным показателями существует стохастическая связь, т. е. когда одному значению факторного показателя может соответствовать несколько значений результативного показателя. По количеству факторных показателей, участвующих в анализе различают: однофакторный анализ - если в анализе участвует один факторный и один результативный показатель и многофакторный анализ - если в анализе участвует два и более факторных показателей и один результативный показатель. Для того, чтобы дать количественную оценку влияния цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль, используем метод цепных подстановок. Но для начала определим, как в динамике изменялась прибыль. Расчеты сведены в таблице 7.
Таблица 7- Оценка влияния показателей на прибыль (тыс. руб.)
По данным таблицы 7 можно констатировать, что в отчетном 2009 году, в сравнении с 2007, 2008 годам и к плану, прибыль от реализации Спагетти увеличилась незначительно. Также наблюдается увеличение прибыли от продажи другого ассортимента макарон «Спагетти 900». В 2009 году по «Спагетти 450»., план был не довыполнен на 11,1%. Это было связано с увеличением себестоимости. В целом предприятие в 2009 году в сравнении с 2007 и 2008 годами план перевыполнило, а в отчетном году очевидно недовыполнение плана на 7,193 %. Для дальнейшего анализа необходимо построить факторную модель, которая является смешанной, на первом месте стоит количественный показатель, на последующем - качественный. Расчеты выполняются за 2009 год по каждому виду продукции, используя формулу факторной модели прибыли:
П = q * (P - C)
1. Спагетти П0 =15300*(1150-900)=3825000 П1=15352*(1500-1250)=3838000 расчет = П0 =q0 *(p0 - c0)=3825000 расчет = П =q1 *p0 - c0)=15352(1150-900)=3838000 расчет = П =q1*(p1- c0)=15300(1500-900)=9180000 расчет = П =q1*(p1- c1)=3838000 Пq = 2 расчет - 1 расчет = 3838000-3825000 = 13000 Пр = 3-2= 9180000-3838000 = 5342000 Пс = 4-3=3838000-9180000 = -5342000 П = П1 - П0 =3838000-3825000=13000 П = Пq + Пр + Пс = 13000+5342000-5342000=13000 =13000
За счет перевыполнения плана по объему продаж, план по прибыли составил 13000 рублей. За счет перевыполнения плана по цене реализации, план по прибыли составил 5342000. Эти два фактора оказали положительное влияние на прибыль организации. План по себестоимости был недовыполнен и составил 5342000, что на прибыль организации оказало отрицательное влияние. Наибольшее влияние было оказано со стороны таких факторов как цена и себестоимость продукции. 2. Спагетти (450г) П0 =19423*(3800-2900)=17480700 П1=19423*(3800-3000)=15538400 расчет = П0 =q0 *(p0 - c0)=17480700 расчет = П =q1 *p0 - c0)=19423(3800-2900)=17480700 расчет = П =q1*(p1- c0)=19423(3800-2900)=17480700 расчет = П =q1*(p1- c1)=15538400 Пq = 2 расчет - 1 расчет = 0 Пр = 3-2= 0 Пс = 4-3=-1942300 П = П1 - П0 =15538400-17480700=-1942300 П = Пq + Пр + Пс = -1942300 =-1942300
Из- за того, что фактически выросла себестоимость продукции, план по прибыли снизился на 1942300 рублей, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия. 3. Спагетти (900г) П0 =5777*(4200-3850)=2021950 П1=6495*(4600-4250)=2273250 расчет = П0 =q0 *(p0 - c0)=2021950 расчет = П =q1 *p0 - c0)=15352(1150-900)=2273250 расчет = П =q1*(p1- c0)=15300(1500-900)=4871250 расчет = П =q1*(p1- c1)=2273250 Пq = 2 расчет - 1 расчет = 2273250-2021950 = 251300 Пр = 3-2= 4871250-2273250 = 2598000 Пс = 4-3=2273250-4871250 = -2598000 П = П1 - П0 =2273250-2021950=251300 П = Пq + Пр + Пс = 251300
Положительное влияние на прибыль оказали объем продаж и цена реализации. За счет превышения плана по объему продаж, план по прибыли составил 251300 рублей. А за счет перевыполнения плана по цене реализации, план по прибыли составил 2598000 рублей. В контексте рассматриваемых показателей актуально определение показателя производственного левириджа для управления прибылью организации. Производственный леверидж представляет собой экономический инструмент или так называемый рычаг управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. Чем меньше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем сильнее зависимость прибыли от изменения выручки предприятия. Производственный леверидж рассчитывается по формуле:
F= (Рх- Вх) / ОТ,
где Р - цена реализации; В - переменные издержки; х -количество проданных единиц продукции; ОТ - прибыль предприятия, А - постоянные затраты), F - производственный леверидж, Рх - Ех - валовая прибыль или маржинальный доход. Общие затраты на реализованную продукцию составили 77460 тыс. руб., из которых постоянные расходы 45200 тыс. руб, переменные - 32260 тыс. руб. Пользуясь данными таблицы 7 на странице 31, определяем маржинальный доход: 126702400-45200000 = 81502400 руб. Прибыль от реализации составляет согласно расчетов 126702400-77460250 = 49242000 руб. Разделив сумму маржинального дохода на прибыль, получим коэффициент производственного левериджа: (81502400:49242000)=1,655 Это означает, что в нашем примере снижение выручки на 1 руб. повлечет за собой снижение прибыли предприятия на 1,655 руб. Изменение показателя эффекта производственного левериджа зависит от изменения цены, объема реализации, изменения постоянных или переменных затрат. Для начала предприятие обязано покрыть свои постоянные затраты за счет валовой прибыли. Поэтому чем выше постоянные затраты на предприятии, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности и перейдет в зону прибыли. Только тогда начнет действовать производственный леверидж. При увеличении объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа снижается. Использование механизма производственного левериджа позволяет целенаправленно и эффективно управлять соотношением постоянных и переменных затрат. Постоянные затраты в меньшей степени, чем переменные, поддаются изменению. Предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость управления своими затратами. Тем не менее, необходимо изыскивать на предприятии резервы сокращения постоянных затрат. Эти мероприятия можно сгруппировать по следующим направлениям: · Аренда пустующих помещений; · Оптимизация расходов на управление; · Сокращение постоянных расходов на коммунальные услуги путем уплотнения производственных мощностей на единицу площади.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |