Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что такое НКО. Конкретные меры поддержки




 

Обобщенный анализ трудностей и варианты решения проблем при получении негосударственной организацией государственных заказов, грантов и субсидий на предоставляемые услуги в Новосибирской области.

ВСТУПЛЕНИЕ

В самом начале своего доклада я хотела бы  дать небольшую справку о том, почему я выбрала эту тему для выступления.

Дело в том, что я уже 5 лет являюсь вице-президентом новосибирской городской общественной организации усыновителей «День аиста». На днях нашей организации, созданной непосредственно российскими усыновителями, исполняется восемь лет. И мы на самом деле прошли путь от добровольческого движения в поддержку развития российского усыновления до профессиональной организации, оказывающей полный спектр бесплатных услуг по поиску, подготовке и психологическому сопровождению российских усыновителей и некровных опекунов.

За эти годы деятельность моей организации приобрела те значительные масштабы, которые дают мне право выступать здесь с обобщенным анализом успехов и проблем НКО при получении государственных заказов, грантов и субсидий. Все проблемы будут рассмотрены на примере моей родной Новосибирской области и конкретно на опыте организации «День аиста».

Также стоит отметить, что Новосибирская область является очень активным субъектом федерации в плане развития некоммерческого сектора. В частности, в сфере социального сиротства помимо нашей организации так же успешно трудятся общественные организации по сохранению биологических семей для детей, по развитию системы раннего вмешательства, помощи семьям с детьми, имеющими ограничения по здоровью, модернизации работы детских сиротских учреждений, развитию эффективного добровольчества. При этом мы все находимся в тесном взаимодействии друг с другом, что позволяет многократно повышать эффективность нашей деятельности.

Все мы уделяем большое значение сотрудничеству с госструктурами, профильными министерствами, муниципалитетом и посвящаем много времени и сил решению государственных задач и активно отзываемся на призывы и реалии государства, не замыкаясь только в личном понимании нужд общества.  

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЧТО ТАКОЕ НКО

 

Кто такие НКО? Мы называем себя то третьим, то некоммерческим, то общественным и даже гражданским сектором. Но когда речь идет о некоммерческих организациях, то совершенно непонятно, какие именно НКО имеются в виду.

Ведь некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Исходя из этого определения любое муниципальное учреждение имеет возможность стать автономным учреждением и, по сути, некоммерческой организацией.

Поэтому необходимо, во-первых, выделить в разношерстном «гражданском обществе» те организации, чьи услуги направлены не только на своих членов, но и на социум в целом, либо на различные его группы. Ведь те же танцевальные коллективы или садовые товарищества нацелены на удовлетворение потребностей своих членов, являя собой по сути «клубы по интересам», не ведущие проектной деятельности.

Во-вторых, необходимо отметить, что есть различия в способе возникновения НКО.

Есть организации, которые создаются органами власти или местного самоуправления для определенных государственных или муниципальных нужд. И в то же время есть НКО, созданные самими гражданами в ответ на проблемы, не решаемые властью или бизнесом, И создаются они с целью самоорганизации и объединения усилий в решении социально-значимых проблем.

В своем докладе я буду говорить о проблемах НКО, которые, во-первых, были созданы гражданами по собственной инициативе, и, во-вторых, деятельность которых направлена на весь социум в целом.

На сегодняшний день гражданское общество в России находится в стадии формирования. Количество организаций и людей, занятых в некоммерческом секторе, постоянно растет.

В то же время уровень государственной поддержки этой сферы в России существенно отстает от развитых стран.

Сегодня мировой опыт показывает, что развитие «третьего сектора» невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства. В настоящее время обсуждается вопрос о совершенствовании системы финансирования некоммерческих организаций. Цель преобразований — обеспечение устойчивого развития «третьего сектора» в России, которое позволило бы вывести его на уровень современных развитых стран.

КОНКРЕТНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

На сегодняшний день в Новосибирской области, как и везде в России, сложились следующие формы государственной и муниципальной поддержки НКО: гранты, субсидии, государственный или муниципальный заказ, а также предоставление помещений (бесплатно или на условиях льготной аренды).

Несмотря на выделяемые органами власти средства и широкую номенклатуру форм государственной поддержки, можно констатировать недостаток финансирования организаций российского «третьего сектора».

Недофинансирование связано, прежде всего, с растущим притоком клиентов в организации «третьего сектора». И эта тенденция будет только нарастать. Происходит это из-за роста популярности работы некоммерческого сектора - клиенты, уже получившие услугу в НКО, передают информацию своим знакомым и будущие клиенты хотят получить услугу там же и так же хорошо (например, в школу усыновителей и опекунов нашей организации 73% клиентов приходят именно к нам потому, что имеют знакомых, которые обучались у нас или узнали о нас от других людей в сети интернет). То есть размеры грантов и субсидий, выделяемых государством, все время как бы отстают от тех размеров деятельности, которые осуществляет НКО в данный момент.

Помимо недофинансирования «третий сектор» в России при получении финансирования от государства сталкивается с целым рядом других проблем. В их числе:

-Непрозрачность конкурсного отбора в случае грантов и государственных контрактов, когда приоритет отдается меньшей цене и большему количественному охвату, без учета качества выполнения работы и эффективного опыта соискателя. Связано это с тем, что государством не определена реальная рыночная цена той или иной услуги, которую предоставляет НКО. Также не установлены четкие критерии отбора организаций и оценки качества оказанных ими услуг. Как я уже отметила выше, основным критерием отбора получателя гос. финансирования является низкая цена и большой количественный охват клиентов, что чаще всего исключает высокое качество оказания услуги. При таком подходе профессиональные НКО, которые дорожат своей репутацией, зачастую вынуждены отказываться от финансирования, так как понимают, что за такие деньги невозможно оказать услугу такому количеству клиентов и при этом сделать это качественно.

Недоверие к профессионализму НКО. Это связано с инерцией советского периода, когда общественная деятельность во многом носила имитационный характер, а людям, занятым в ней, предъявлялись пониженные профессиональные требования.

На самом деле сейчас именно в некоммерческом секторе зачастую трудятся настоящие профессионалы, имеющие помимо профильного образования много практического успешного опыта и самые актуальные дополнительные знания, в отличие от работников аналогичных государственных и муниципальных служб.

Наличие искусственной конкуренции между НКО и государственными и муниципальными структурами, выпоняющих аналогичные фунции.

Это связано с тем, что если цену услуг НКО как правило госдарство не определяет, то стоимость услуг, которые оказывают государственные или муниципальные оргнизации, считают каким-то интересным способом. А когда НКО сами озвучивают цены на свои услуги, то она почти всегда оказывается «неконкурентноспособной» по сравнению с государствеными (муниципальными) организациями, оказывающими подобные услуги. Дело в том,что цена услуги в гос. муниципальных структурах «размазана» по разным сметам. Если же подсчитать стоимость одной и той же услуги у НКО и государства по-честному, с учетом всех расходов, то стоимость их будет примерно равна, а может быть у НКО даже меньше. Так, например,стоимость обучения одного слушателя в Школе усыновителей и опекунов НГОО «День аиста» стоит около шести тысяч,а у государственной ШПР – около двух. Связано это с тем, что у НКО – это полный расход, включая весь комплекс оказания услуги (включая аренду помещения, коммунальные платежи, накладные расходы и пр.),а у государственной школы – только прямые расходы, а косвенные при таком подходе не учитываются.

Короткий период действия финансирования НКО и приоритеты старт-апов.

К сожалению, в настоящее время все виды оказания государственной поддержки НКО носят проектный характер и рассчитаны на очень короткий период - обычно меньше года, не учитывают сезонность востребованности услуг, оставляют все меньше возможностей для мобильности и тяготеют к финансированию новых услуг.

Но услуги социально ориентированных НКО круглогодичны, устойчивы и при наличии старт-апов имеют востребованные, хорошо зарекомендовавшие себя проекты, которые работают из года в год, совершенствуются, наращивают мощности и нуждаются в финансировании даже больше, чем новые услуги.

- и наконец, позиционирование работы в НКО, как добровольчества.

До сих пор многие в гражданском секторе громогласно заявляют: если люди в НКО работают на волонтерских началах, то это настоящая НКО, а если за свою работу получают деньги, то уже нет.

Ведь опираясь именно на такие заявления, операторы грантовых конкурсов часто игнорируют проекты, в которых заложена заработная плата, либо урезают их на фонд вознаграждения. Но ведь очень важно на что и кому идут эти вознаграждения.

Вновь созданные общественные организации действительно способны выполнять проекты на преимущественно или полностью волонтерских началах. И это та ступень, не пройдя которую НКО, на самом деле не состоится как НКО. Начинающие организации обычно не имеют офиса, единомышленники собираются, время от времени, по месту работы кого-либо из сотрудников. Так было и в нашей организации много лет назад.

Однако если такая НКО получает серьезный грант или другое ответственное финансирование, то ситуация начинает меняться. Первым постоянное и отдельное место работы требует бухгалтер. И он же первый «садится» на зарплату. У бухгалтера по инструкциям должен быть сейф, стол, компьютер и прочее, без чего немыслима сейчас серьезная организация с отчетностью. Словом, это уже мини-офис.

И дальше “процесс пошел”, потому что психолог волонтер - это плохой психолог, и родительский клуб, работающий от случаю к случаю - это ненадежный для клиента клуб, потому нужны зарплаты психологам и обеспечение затрат на содержание офиса, куда как раз и приходят, голосуя ногами, клиенты НКО. Более того, я как руководитель НКО не могу позволить себе платить психологам низкую зарплату, так как квалифицированный психолог не будет годами работать за низкую зарплату. А мне нужно сделать так, чтобы психолог именно годами работал в моих проектах, нарабатывая опыт работы именно с потенциальными и состоявшимися замещающими родителями. Также необходимо предоставлять сотрудникам, в первую очередь психологам, возможность повышать свою профессиональную компетентность на различных курсах, участвуя в тематических конференциях. Это тоже стоит денег, но, к сожалению, ни в один грант или субсидию эту сумму не заложишь.

ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ

В качестве конкретных примеров рассмотри практику организации «День аиста» в получении грантов, субсидий и гос. Заказа. За 8 лет работы мы имели возможность получить все перечисленные виды поддержки, поэтому сейчас я могу их проанализировать исходя из реального опыта.

Первой формой финансовой поддержки от государства для нас стали гранты. Ежегодно в Новосибирской области объявляется областной грант, а также в Новосибирске муниципальный грант. Заявки на эти гранты мы подаем ежегодно, когда-то выигрываем, когда-то нет. В первые годы нашей деятельности эти гранты были хорошим подспорьем для нас. Но в последние годы, когда наша деятельность приобрела серьезные масштабы, грантовая поддержка составляет очень маленькую долю в бюджете организации (так в 2012 г. их доля составила 9% от общего числа привлеченных финансовых ресурсов). Связано это с тем, что максимальная сумма одного гранта для города 150 000 руб., для области 200 000 руб. Принцип распределения грантового фонда таков, что стараются поддержать как можно больше проектов, естественно при этом они являются мелкими. И на сегодняшний день, выиграв такой грант, «День аиста» может профинансировать лишь какое-то небольшое мероприятие (например, выездной тренинг для родителей или издание одного номера журнала). Никакой серьезной проектной деятельности данные гранты конечно же финансово не обеспечивают. То есть в случае грантовой поддержки основной проблемой, по крайней мере в Новосибирской области, является маленькая сумма гранта.

Следующей формой поддержки является субсидирование. В этом году НГОО «День аиста» стала получателем субсидии в рамках областной целевой программы «Семья и дети». Нами были получены субсидии на подготовку потенциальных замещающих родителей, на сопровождение уже состоявшихся замещающих семей, а также на издание информационного журнала о семейном устройстве. В Новосибирской области субсидии предоставлялись на основе конкурса. Суммы субсидий были достаточными для софинансирования серьезных проектов. Например, субсидия на подготовку родителей покрыла половину всех расходов организации на Школу усыновителей и опекунов. Но и в случае с субсидированием есть определенные проблемы. Во-первых, это сроки проведения самого конкурса. В нашем случае конкурсы были проведены в марте, только в конце апреля были заключены договоры. А первые деньги в рамках контрактов были перечислены в мае. То есть получается, что в течение почти полугода средства субсидии использованы быть не могли, хотя проекты по подготовке и сопровождению идут круглогодично. К тому же субсидия – это лишь частичное покрытие расходов. Подразумевается, что недостающую сумму организация покрывает из внебюджетных источников. Но проблема в том, что пока не проведены конкурсы, организация не может знать, получит ли она эту субсидию. Конкурсы, как я уже отметила выше, проводятся в первом квартале текущего года. А корпоративные благотворители, пожертвования которых составляют большую часть нашего бюджета, планируют свои бюджеты уже в октябре – ноябре предыдущего года.

Еще один минус субсидирования – это жесткая смета и календарный план выполнения работ. Они лишают НКО той гибкости в работе, которая всегда выгодно отличают ее от государственных и муниципальных организаций, деятельность которых строго регламентирована.

Также «День аиста» дважды принимала участие электронных торгах на получение муниципального заказа. В частности, в 2013 г. в результате электронных торгов был выигран аукцион на получение муниципального заказа по подготовке потенциальных родителей и сопровождению уже состоявшихся принимающих семей в г. Новосибирске. Сложности здесь возникли следующие. Во-первых, участие в электронных торгах подразумевают определенные финансовые расходы НКО. Это и покупка электронной подписи, и оплата аккредитации, и финансовое обеспечение участия в аукционе. Для некоммерческой организации это серьезные суммы, которые можно покрыть только за счет пожертвований. Стоит ли говорить, что благотворителей, готовых пожертвовать средства на такие нужды, найти непросто. Во-вторых, сам контракт подразумевает перечисление средств только после выполнения работ и подписания акта приемки этих работ. То есть если работы по контракту длятся полгода, это значит, что НКО должна изыскать средства, оплачивать расходы по проекту в течение шести месяцев из других источников, прежде чем проект закончится и средства бюджета будут перечислены. Коммерческая организация в этом случае могла бы взять кредит и покрыть таким образом возникающий кассовый разрыв. НКО в данном случае может рассчитывать в лучшем случае на беспроцентный займ, который нужно еще где-то найти. Но самой главной проблемой является то, что механизм разыгрывания средств через аукцион подразумевает, что выигрывает тот участник, который предложил наименьшую цену. Но в случае социальных услуг маленькая цена почти всегда означает низкое качество. Поэтому те НКО, которые предлагают качественные, а соответственно, недешевые услуги, либо не выигрывают аукцион, либо, если выигрывает, вынуждены покрывать недостаток средств за счет других источников финансирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решить те проблемы, которые были обозначены выше, поможет следующее.

Во-первых, мы считаем, что нужно шире использовать практику прямой финансовой поддержки «третьего сектора», если НКО оказывает нужные государству услуги.

Одна из основных форм прямой финансовой поддержки организаций «третьего сектора» — субсидии, о которых речь уже была. Только в мировой практике субсидии, как правило, предоставляются без конкурса. Условием для их выделения является соответствие общественного института определенному комплексу критериев, определяемых государственными органами. Общественные организации могут использовать средства субсидий для покрытия операционных расходов в соответствии с уставными целями.

У нас субсидии распределяются все-таки через конкурс, и связано это с тем, что критерии, предъявляемые к НКО не разработаны.

Возвращаясь к началу доклада думаем, что разграничение в законодательстве некоммерческих организаций по принципу направленности их деятельности и типу возникновения решило бы эту проблему.

Во-вторых, большое будущее мы видим в том, что часть полномочий государства должно быть выведено в разряд «государственных услуг», а далее эта государственная услуга должна быть оценена в денежном выражении (но только честно, с учетом всех затрат, как оценивалась бы услуга в коммерческом секторе) и далее эта услуга могла бы закупаться государством у некоммерческого сектора (так называемый аутсорсинг). Чтобы обеспечить действительную конкуренцию между государственными, муниципальными службами и некоммерческими организациями, работающими в одной и той же сфере и оказывающими одни и те же услуги (от которой выиграло бы все общество, так как конкуренция ведет к борьбе за клиента и, следовательно, к повышению качества услуг), нужно чтобы государственная закупка услуги производилась по результатам работы. Поясню на примере по подготовке родителей в ШПР. Гражданин решил усыновить ребенка, и ему нужно проийти обучение. Предположим, в городе, где он проживает, такую услугу оказывают 3 организации (как, например, это происходит в Новосибирске). По каким-то своим критериям он выбирает, куда ему пойти учится. Проходит обучение. И только потом государство возмещает организации, которая его обучила, затраты на его обучение. В таком случае каждая организация будет заинтересована, чтобы именно к ней пришел клиент. На сегодняшний день для НКО ситуация складывается прямо противоположным образом: каждый новый клиент для нас – это новые затраты, которые нам нужно покрыть из каких-то источников. Чем больше клиентов к нам приходит, тем больше проблем с финансированием у НКО. А то, что у нас большое количество клиентов – это результат нашей многолетней работы. По нашей статистике, только 30% потенциальных школьников приходят к нам после посещения органов опеки и попечительства. 70% приходят сами по себе, как правило, узнают о нас у знакомых, усыновивших ребенка, находят в интернете информацию, из журнала, из СМИ и т.д. То есть то, что мы узнаваемы, за 7 лет работы наработали себе имидж, в финансовом плане оборачивается проблемами, а иногда даже катастрофой для НКО.

В заключении можно сделать следующий вывод.

Органами власти субъектов РФ начата работа по выстраиванию системы поддержки некоммерческих организаций. Однако принятых мер еще мало.

Одни из наиболее острых проблем некоммерческого сектора — недостаток доступного финансирования, отсутствие открытой достоверной информации о возможных его источниках, а также укоренившееся в обществе представление о высокой степени коррупции, связанной с получением государственной финансовой поддержки.

А ведь без развитого некоммерческого сектора мы будем иметь безальтернативную власть. И тогда все попытки обуздания коррупции, призывы к широкому участию общественных организаций в выборных кампаниях и прочие инициативы по развитию гражданского общества так и останутся в области “мечтаний”

Некоммерческий сектор необходимо направленно выращивать, развивать, опекать, затем передавать ему те или иные полномочия, имея его союзником, чтобы получить действительно развитое гражданское общество, а не его декларацию.

 






Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (130)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)