Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Органный пункт в музыке




Функция баса по отношению к целому построению, а не к отдельному аккорду.

Фактурная функция.

Обособление басового или сопранового голоса, выраженная в масштабном расширении ладовой функции.

Жанровая основа: волынка, гудок, скрипка=стилизация народной музыки

(Бородин, Хачатурян, Григ, Прокофьев).

Выдержанный или повторяющийся звук, группа звуков, на фоне который идет гармоническое развитие.

Соответственно появляются:

Бифункциональность

Полифункциональной (Т+D)

Полилад (органный пункт III ступени)

Политональность (Барток, Стравинский).

Колористическое звучание.

Разновидности органного пункта:

Тонический органный пункт – на I ступени лада.

Используется в устойчивых разделах формы: вступление, репризы, дополнения, коды.

Это тональный ориентир, утверждение, закрепление тональности.

Экспозиция Дополнение, кода
D , автентизм S , плагальность

Т о.п.

 

ПРИМЕРЫ:

1. Мусоргский М. П. Фортепианный цикл «Картинки с выставки»: № 2 «Старый замок»

2. Бизе Ж. Опера «Кармен»: Цыганская песня; Антракт к IV действию

3. Бородин А.П. Опера «Князь Игорь»: II действие. № 17 Половецкая пляска с хором «Улетай на крыльях ветра»

4. Рахманинов С. В. Романс «Не пой, красавица, при мне»

5. Гайдн Й. Квартет № 50, 2 часть (Степанов, С.182)

6. Гуно Ш. «Ночь» (Мюллер, с.229)

7. Онеггер А. «Жанна на костре». Сцена 1. (Мюллер, с. 232)

8. Голубев Е. «Сон». Ор.22 № 4, часть 2 (Мюллер, с.233)

9. Чайковский П.И. «Евгений Онегин», 1 картина, ми мажор (Бригадный. С.366)

10. Лист Ф. Песнь Миньоны. (Бригадный С. 367)

11. Бах И.С. Английская сюита соль-минор, (Бригадный С. 367)

12. Чайковский П.И. «Спящая красавица». Ор.66, № 12 Танец графинь. (Берков, С. 512)

13. Мясковский Н.Я.Симфония 6, ор23 2 часть (Берков, с.532)

14. Кабалевский Д.Концерт для скрипки ор.484, 2 часть (Берков с.533)

15. Шуман Р.Симфония № 3 ор.97, часть 2, (Берков с.533)

16. Бах И.С. ХТК - 2 том, прелюдия № 1 (Берков с.538)

17. Бах И.С. ХТК - 1 том, Прелюдия № 22 (Берков. С. 539)

18. Бетховен Л.ван. Симфония № 6 - 1 часть (Берков. С.540)

19. Бетховен Л. ван. Соната 32. - ор.111 - 2 часть (Берков, с.541)

20. Григ Э. «Свадебный день в Трольхаугене» (Берков с. 547)

21. Григ Э. «В дни юности». (Берков с. 548)

22. Григ Э. «Это было когда-то». (Берков с. 548)

23. Григ Э. «Из времен Гольберга». (Берков. С. 549)

24. Григ Э. «На родину». (Берков. С. 549)

25. Бетховен Л.ван. Соната № 32 - 1 часть. (Берков,С. 554.)

 

D оминантовый органный пункт.

В средних разделах перед репризой

Доминантовый предыкт (пред,икт)

На V ступени

Создает напряжение

На его фоне идет свободное гармоническое развитие

Отклонение в далекие тональности

Всегда завершается на Т.

ПРИМЕРЫ:

1. Бородин А.П. Опера «Князь Игорь»: Увертюра (вступительный раздел)

2. Бизе Ж. «Кармен», антракт к 4 действию

3. Яначек Л. «Голубка». (Мюллер, с.230)

4. Палестрина Дж. Мотет (Мюллер, с.231)

5. Бетховен Л.ван.Симфония № 6 - Финал (Берков, с.540)

6. Григ Э. «Листок из альбома». Ор 28, № 2 (Берков, с.546)

7. Григ Э. «Тайна». Ор 57.- № 4 (Берков, с. 546)

8. Григ Э. «Она танцует». Ор 57, № 5. (Берков, с.546)

9. Григ Э. «Юмореска». Ор.6, № 1 (Берков, с. 564)

10. Бетховен Л.ван. «Аппассионата» - реприза 1 части (Берков, с.564)

11. Шостакович Д.Д. Фуга До-мажор – перед репризой (24 прелюдии и фуги)

 

Двойной органный пункт.

Т+D

Квинта, реже – кварта.

Бифункциональность.

Выполняет Т функцию.

1. Бородин А. П. Романс «Спящая княжна»

2. Григ Э. Сюита «Пер Гюнт»: «В пещере горного короля»

3. Григ Э. Лирические пьесы. – Тетрадь V (ор. 54) - № 32 «Шествие гномов»

4. Прокофьев С. С. Симфония № 1 «Классическая»: III часть. Гавот средний раздел

5. Чайковский П.И. Баркарола

6. Шуберт Ф. Вокальный цикл «Зимний путь»: «Шарманщик»

7. Стравинский И.Ф. «Четыре русские песни» - «Селезень».

(C-dur и d-moll и одновременно H-dur и b-moll

=4 тональности по вертикали и по горизонтали)

 

S о.п. · Рахманинов С. В. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром: I часть -вступление · Чайковский П.И. «Евгений Онегин». Хор крестьян · Чайковский П.И. Симфония № 5. Ор. 64, 2 часть (вступление из 1 части) – (Берков, с. 534) · Чайковский П.И. Симфония № 6. ор. 74, 3 часть (септима Д7) – (Берков, с. 535) · Чайковский П.И. Симфония № 6. ор.74, 1 часть · Моцарт В.А. Маленькая ночная серенада. - Ч. 1 (Берков, с. 544) в сопрано · Рахманинов С.В. «Серенада».

Характерны для романтиков,

Для русских композиторов 19 века

Переменность функций.

О.п. III ступени · Чайковский П. И. Симфония № 6 «Патетическая»: II часть - средний раздел · Бородин А.П. «Князь Игорь». - 2 действие - № 7. «На безводье» (тоническая терция – Берков. С. 534) · Шуман Р. Симфония № 3 - 2 часть · Бородин А.П. «Мы к тебе, княгиня» (хор девушек) · Чайковский П.И. Симфония № 5 - 4 часть - 2 картина
О.п. VI ступени · Скрябин А.Н. Этюд фа-диез минор соч. 8 - № 2 (средний раздел) в ре-мажоре · Римский-Корсаков Н.А. «Садко». - Песня индийского гостя. - Средний раздел. - 2 построение  VI ступень приравнивается к Т о.п.  

 

VII о.п.

1. Рахманинов С.В. Симфония № 3. - 1 часть. - Перед репризой

2. Мусоргский М.П. «Хованщина». - 4 акт. - Игры и пляски персидок

3. Рахманинов С.В. «Всенощная». - Ч.10. - тт.8-9

II о.п.

1. Чайковский П.И. Симфония № 6. - 3 часть. - Побочная партия в репризе.

2. Шостакович Д.Д. Симфония № 11. - 1 часть. - «Слушай» - Ля бемоль мажор

Фигурировнный о.п.

Происхождение от basso ostinato

Повторяющаяся краткая группа звуков.

ПРИМЕРЫ:

1. Бизе Ж. Сюита «Арлезианка»: «Перезвон»

2. Шопен Ф. Полонез As-Dur, ор. 53 - средний раздел

 

Органный пункт в верхнем голосе:

ПРИМЕРЫ:

1. Мусоргский М.П. Опера «Борис Годунов»: IV действие, 2 картина, Сцена смерти Бориса со слов «С горней неприступной высоты…» - ц.34.

2. Бетховен Л. ван. Соната. - Ор. 111 - часть 1 (вступление) – Д о.п.

3. Бетховен Л.ван. Симфония № 5. - Финал. - Переход к репризе.

4. Прокофьев С.С. «Ромео и Джульетта». - Патер Лоренцо

5. Шостакович Д.Д. Симфония № 8. - Финал кода.

 

В задачах следить за полным набором звуков в аккорде.

В D7 можно выпускать квинтовый тон.

А если о.п. доминантовый, то выпускают приму.

Характерно тесное расположение.           

Практическое задание:

· Анализ музыкальных произведений – определить функцию о.п., колористическое значение, художественны образ, место в форме, моменты бифункциональности.

· Выполнить эскиз на о.п. (тоника, субдоминанта, двойной, фигурированный и т.д.) – например, к народным песням.

Обратиться к народным песням:

Сборники:

// Ольшанские песни. – Л., М.: Советский композитор, 1971

С. 7. № 3 «Как наварил воробей пиво»

С. 11 № 8 «Знать тебе, Марьечка, замуж хочется»

//Никольские песни. – Л., М.: Советский композитор, 1975.

С.20 № 10 «Вились, вились кудерьцы»

С. 45 № 42 «Сидит олень».

 






Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (53)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)