Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Введение в дисциплину. Источники изучения



2015-11-10 982 Обсуждений (0)
Введение в дисциплину. Источники изучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Актуальность дисциплины «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» определяется несколькими принципиальными положениями. Во-первых, в последние годы XX столетия в России сформировалась, и продолжает развиваться новая система издательского дела, коренным образом отличающаяся от той, которая функционировала в стране и определяла ее издательский потенциал на протяжении 60 лет (1930- 1990 гг.). Анализ основных характеристик этой системы, ее перспектив и возможностей представляет собой одну из самых актуальных задач книговедения сегодня. Во-вторых, само становление и функционирование новой издательской системы проходило под влиянием ряда важнейших факторов, среди которых отчетливо выделяются социально-политические (демократизация различных сфер общественной жизни страны), экономические (переход к рыночным отношениям и плюрализму форм собственности), научно-технические (общим фоном и материально-технической основой происходящих изменений является растущее использование новых информационных и коммуникационных технологий), международные (глобализация финансовых, экономических, культурных, информационных взаимоотношений и интеграция в этом русле российской издательской системы в мировую) и другие. Анализ указанных факторов и попытка рассмотреть возможности экстраполяции их воздействия на положение в издательском деле в России в XXI веке в качестве предмета представляемого исследования, без сомнения, является актуальной проблемой.

В-третьих, требуется переосмысление и развитие некоторых из сложившихся книговедческих концепций, в которых недостаточно полно учитываются системный характер книжного дела, типологии книги, перспективы развития книгоиздания в условиях все более усиливающейся конкуренции со стороны новых средств коммуникации.

Образование новой издательской системы в стране естественным образом сказалось на объеме выпуска издательской продукции и ее репертуаре, причем изменения эти зачастую носят, столь существенный характер, что рассмотрение причинно-следственных связей в этой сфере также заслуживает большого внимания.

Предмет дисциплины - доминантные, сущностные факторы формирования и функционирования современной издательской системы страна в новых условиях рыночной экономики, в также механизм их влияния на состояние и перспективы развития книжного дела в России в ситуации активного использования постоянно обновляющихся информационно-коммуникационных технологий и интеграции российского книгоиздания в мировое книжное дело.

Цель и задачи дисциплины. Целью работы являются выявление и обоснование основных факторов становления и развития современной издательской системы России, для чего было необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать издательскую систему как целостное комплексное образование и обозначить связи и отношения между отдельными элементами, которые определяют ее основные качественные характеристики;
  • проанализировать современное состояние мирового и отечественного книгоиздания с точки зрения динамики количественных показателей и качественных изменений;
  • определить важнейшие характеристики новой системы российского издательского дела, отличающие ее от существовавшей в предшествующие годы;
  • охарактеризовать уровень и степень воздействия отдельных факторов на формирование издательской системы, в том числе при их комплексном функционировании;
  • определить тенденции развития книжного дела с учетом постоянного внедрения в практику новых информационных технологий и рыночных отношений и выработать прогноз книгопроизводства на ближайшие годы и более отдаленную перспективу;
  • определить новые направление получения книговедческого знания с учетом изменения условий развития книжного дела.

Методологической базой представляемой работы служат как общенаучные, так и специальные книговедческие методы. Среда общенаучных методов наиболее активно использовался системный подход, формально-логические методы, а также метода научного прогнозирования-экстраполяция, моделирование и экспертная оценка.

В числе, книговедческих методов следует назвать историко-книговедческий, статистико-библиографический, библиотипологический и др. Кроме того, при анализе условий функционирования издательской системы был использован деятельностный подход, позволивший определить сущностные характеристики системы.

Основой проведенного исследования стали труды классиков российского книговедения М.Н. Куфаева, Н.М. Лисовского, А.М. Ловягина, Н.А. Рубакина, а также крупнейших ученых, работающих в сопредельных сферах науки о книге и книжном деле: С.Г. Антоновой, И.Е. Баренбаума, А.И. Барсука, А.А. Беловицкой, П.Г. Буги, В.И. Васильева, Р.С. Гиляровского, А.А. Гречихина, Е.А. Динерштейна, М.П. Ельникова, И.Г. Моргеншгерна, Е.Д. Немировского, С.П. Омилянчука, С.А. Пайчадзе, Н.М. Сикорского, В.И. Соловьева, В.Д. Стельмах, К.М. Сухорукова, И.А. Шомраковой, И.Л. Шурыгиной, К.Т. Ямчука и др.

В качестве источников в конспекте лекций использованы материалы Государственного архива печати РФ, информационные файлы банка данных «Российская библиография» (Российская книжная палата), данные статистических ежегодников «UNESCO Statistical Yearbook», материалы съездов и конференций Международной ассоциации издателей, Международной федерации книготорговцев. Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Федерации европейских издателей, Директората образования, культуры и спорта Совета Европы, Международного агентства ISBN и пр.

Отдельную группу источников представляют монографии известных теоретиков средств массовых коммуникаций М. Маклюэна и О. Тоффлера, крупных зарубежных книговедов Р. Баркера, Э. Бейверсток, Р. Эскарпи, К. Мигоня, П. Кэрвена, Дж. Кремера, Л. Шацкина, Дж. Хьюнефельда, Дж. Хэджкока, У. Эко, Р. Эстиваля, а также переведенные автором данного исследования на русский язык коллективные монографии американских специалистов книжного дела «Книгоиздательский бизнес» (М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1993) и «Книжный маркетинг» (М.: Терра, 1996).

Кроме того, в работе использованы многочисленные отечественные и зарубежные периодические издания книговедческой проблематики, материалы интернет-сайтов различных организаций, отчеты о НИР, выполненных научными учреждениями отрасли, в том числе Российской книжной палатой, материалы СИФ НИЦ «Информпечать» РКП.

 



2015-11-10 982 Обсуждений (0)
Введение в дисциплину. Источники изучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Введение в дисциплину. Источники изучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (982)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)