Понятие и виды издержек производства
Целью производителей (продавцов) товаров и услуг является получение прибыли (чистого дохода), то есть превышение доходов над расходами. При заданных рыночных ценах товаров и услуг величина прибыли зависит от уровня затрат на их производство. Поэтому, ре- шая, где и как использовать ограниченные ресурсы, фирмы должны проанализировать возможные затраты на производство. Денежные затраты производителей на оплату используе- мых в производстве ресурсов называются стоимостью или из- держками производства (С). Издержки – это потери, которые при- ходится нести для получения полезных результатов. Эти потери (издержки) могут быть явными и неявными. Явные (эксплицитные) издержки – это расходы производите- лей по оплате ресурсов, приобретаемых ими на стороне. Такие из- держки поэтому называются внешними. Это фактические денежные
затраты фирм (арендная плата, расходы на покупку сырья, оплату тру- да наемных работников, оплата коммунальных услуг, процента за кре- дит, расходы на рекламу и пр.). Они регистрируются в бухгалтерских документах и анализируются бухгалтерами при составлении отчетов. Поэтому они называются еще бухгалтерскими издержками. Неявные (имплицитные) издержки – это потери производите- лями потенциальных доходов при самостоятельном использовании ими собственных ресурсов (денег, зданий, оборудования, труда). Эти ресурсы также оплачиваются производителями, но в неявном виде: самостоятельное использование собственных ресурсов означает отказ от возможности получения доходов от их использования другими, аль- тернативными способами. Например, для владельца небольшого магазина к таким ресур- сам относится собственный труд и капитал (торговое помещение и оборудование). Их он мог бы использовать иначе: работать по найму и получать заработную плату, а на капитал получать доход в виде про- цента либо, сдавая в аренду, получать арендную плату. Теряемая зара- ботная плата и процент на капитал и являются неявными издержками владельца магазина. Учет неявных издержек производства необходим при выборе оптимального варианта использования ограниченных ресурсов. В нашем примере владелец магазина при принятии решения, как исполь- зовать собственные ресурсы, должен сравнить фактически получаемый доход от самостоятельного применения ресурсов с потенциально воз- можным при другом альтернативном варианте их использования. Если вырастет ставка процента по вкладам или заработная плата наемных работников, то владельцу магазина, возможно, выгоднее будет продать его, деньги вложить в ценные бумаги, а самому работать по найму, хотя цена явно оплачиваемых им ресурсов может и не измениться. Неявные издержки называются еще вмененными или издержка- ми упущенных возможностей. Так как в случае самостоятельного ис- пользования собственных ресурсов фирмы не производят платежи на сторону, то неявные издержки называются внутренними издержками. Сумма явных и неявных издержек составляет экономические издержки. Экономические издержки определяются еще как сумма денежной выручки от наиболее выгодного из альтернативных спосо- бов применения ресурсов. Поэтому экономические издержки являются альтернативными. В российской теории и практике в недавнем прошлом под из- держками производства понимались только явные денежные затраты предприятий на производство товаров и услуг, или так называемая
себестоимость продукции. Такой подход объяснялся тем, что не учи- тывались такие реальные факты, как ограниченность ресурсов и воз- можность их использования в альтернативных целях. Поскольку эко- номика управлялась централизованно, то считалось, что плановое распределение ресурсов обеспечивает их оптимальное, эффективное распределение и использование. Сумма издержек производства зависит от количества применяе- мых ресурсов и их различного сочетания (комбинации) – труда, капита- ла и земли – и от определяемого этим объема выпуска. Возможности изменения количества ресурсов и их комбинации, а значит, и объемов выпуска, зависят от времени в распоряжении производителей. В производстве, как уже было показано, различают три времен- ных периода. В основе этого разграничения лежит скорость, с которой ресурсы могут изменяться количественно и качественно. Кратчайший (мгновенный) период – это такой промежуток времени, в течение которого нельзя изменить количество и качество ни одного из используемых ресурсов, а значит, нельзя изменить объем выпуска. Краткосрочный период (S – от англ. short) – это такой проме- жуток времени, в течение которого невозможно изменить количество и качество хотя бы одного из используемых в производстве ресурсов. В частности, производственные мощности (здания, оборудование, авто- матизированные линии и пр.) отдельных фирм и целых отраслей в те- чение краткосрочного периода остаются неизменными. Но, в отличие от кратчайшего периода, это все же такой промежуток времени, кото- рый вполне достаточен для более или менее интенсивного их исполь- зования (предприятие может работать не в одну, а в две, три смены) путем изменения количества части ресурсов. Долгосрочный период (L – от англ. long) – это достаточно про- должительный промежуток времени для того, чтобы фирмы успели принять все необходимые меры по приспособлению своих ресурсов к изменившимся условиям: одни фирмы могут увеличить или сократить свои производственные мощности, новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые покинуть ее. Так как в кратчайшем периоде невозможно изменить количест- во и качество ни одного ресурса и их комбинацию (все они являются постоянным фактором), то и объемы выпуска и издержки производст- ва в кратчайшем периоде не изменяются. Эти изменения возможны только в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1019)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |