Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ного рынка отсутствует определенная кривая предложения



2015-11-10 630 Обсуждений (0)
Ного рынка отсутствует определенная кривая предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 


 

Возможность монополий выбирать, по какой цене продавать продукцию делает возможной проводимую иногда ими политику це- новой дискриминации политику назначения различным покупателям разных цен на одну и ту же продукцию. При этом различия в ценах не связаны с различиями в качестве предлагаемой продукции и уровне издержек ее производства.

Условиями проведения ценовой дискриминации являются:

• отсутствие у покупателей возможности покупать товары там,

где они дешевле, и продавать там, где они дороже. Это достигается

установлением таможенных барьеров;

• отсутствие арбитража – возможности у покупателей пере-

продавать купленные по более низкой цене товары и услуги. Если бы

товар можно было перепродавать, то у тех, кто купил товар дешевле, возникло бы желание перепродать его тем, кто способен заплатить за него более высокую цену. В итоге такой процесс перепродаж привел бы к установлению на рынке единой цены. Нельзя, например, пере- продать медицинские услуги, прическу, сделанную в парикмахерской, билет на авиарейс и т.д.;

• возможность продавца контроля над ценой. Конкурентные

фирмы такой возможности не имеют, а поэтому не могут заниматься

ценовой дискриминацией;

• наличие различных групп покупателей, которые отличаются

степенью реакции на изменение цены или ценовой эластичностью

спроса.

Понятие ценовой дискриминации было введено в научный обо-

рот английским экономистом Альфредом Пигу (первая треть ХΙХ в.).

Он предложил различать три степени ценовой дискриминации.

Первая степень (совершенная ценовая дискриминация) харак- теризуется тем, что каждая единица товара продается по ее цене спроса. Поэтому цены для всех покупателей различны. В этом случае кривая спроса, как и в случае совершенной конкуренции, является одновремен- но кривой предельного дохода, но в отличие от совершенно конкурент- ного рынка, где все единицы товара продаются по единой равновесной рыночной цене, в случае совершенной ценовой дискриминации каждая единица товара продается по своей цене проса. Следствием такой дис- криминации является то, что вся выгода от обмена присваивается моно- полистом, тогда как на конкурентных рынках и в случае монополии, не занимающейся ценовой дискриминацией, общая выгода делится между покупателями и продавцами. В чистом виде совершенная ценовая дис- криминация трудно осуществима. Для этого необходимо, чтобы моно-

 

 


 

полист располагал совершенной информацией о ценах спроса всех по- тенциальных потребителей своего товара. Ведь покупатели не ходят в магазины с табличками, указывающими, по какой цене они готовы по- купать тот или иной товар. Такой вид ценовой дискриминации возмо- жен при наличии небольшого числа покупателей, когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

Вторая степень ценовой дискриминации – когда разные ко- личества товара продаются по разным ценам, но разные потребители, покупающие одинаковые количества товара, платят и одинаковую це- ну. То есть цена для покупателей различается в зависимости от объема покупок. На практике такая дискриминация осуществляется путем предоставления скидок в зависимости от объема покупок (продажа товаров оптовым покупателям со скидкой; цена годовой подписки на газеты и журналы ниже их цены в розничной торговле; сезонные биле- ты на общественный транспорт дешевле разовых билетов и т.п.).

Третья степень ценовой дискриминации – наиболее распро- страненная. Разным группам покупателей товары и услуги продаются по разным ценам, но за каждую единицу все покупатели в каждой группе уплачивают одинаковую цену. Этот вид ценовой дискримина- ции называют сегментацией рынка.

В основе этого вида лежит не различие цен спроса на отдельные экземпляры (партии) товара, а разделение покупателей на группы, спрос со стороны которых отличается степенью чувствительности (эластичности) к изменению цены. Для каждой из них устанавливается своя цена (скидки для пенсионеров, студентов, школьников на вход- ные билеты в музей, кинотеатры, в общественном транспорте). Приме- ром ценовой дискриминации данного вида в художественной литера- туре является продажа Остапом Бендером в романе И. Ильфа и Е. Петрова билетов с видом на «Провал»: всем гражданам по 10 копе- ек, студентам по пять копеек, не членам профсоюза 30 копеек. К дан- ному виду ценовой дискриминации относятся также: скидки на сезон- ные товары в конце сезона; разная цена на подписку специальных журналов для библиотек и для индивидуальных подписчиков; тарифы на гостиничные услуги для иностранцев и отечественных граждан; разные тарифы на коммунальные услуги и услуги связи для предпри- ятий и граждан; разные цены на авиарейсы для туристов и бизнесме- нов; купоны на право получения скидки при покупке товаров и т.п.

Посредством ценовой дискриминации фирмы-монополии уве- личивают свою прибыль. Она больше, чем, если бы всю продукцию (или весь объем услуг) фирмы продавали бы по единой цене. Предель-

 

 


 

ный доход на сегменте рынка с эластичным спросом положителен при снижении цены и увеличении объема продаж, на сегменте рынка с не- эластичным спросом он положителен при повышении цены и сокра- щении объема продаж. Поэтому монополии, занимающиеся ценовой дискриминацией, на рынке, где спрос менее эластичен, будут назна- чать более высокую цену и наоборот.

Максимизируют прибыль монополии, продавая товары всем груп- пам покупателей по ценам выше предельных издержек, выбирая объемы продаж, при которых предельные издержки равны предельным доходам


Р,C(руб.)

I II Pm

Pm

 

D MR


на разных сегментах рынка. Так как предель- ные издержки одинако- вы для всех единиц про- дукции, то условием

MC максимизации прибыли монополии при ценовой

дискриминации являет- ся равенство предель- ных доходов на разных сегментах рынка пре-

D дельным издержкам

(MR1=MR2=MRn=MC).


 

Q(ед.)


Qе1


0 Qе2


 

MR Q(ед.)


Графически это выгля-


Рис. 43.Максимизация выгоды при ценовой дискриминации


дит так (рис. 43):


 



2015-11-10 630 Обсуждений (0)
Ного рынка отсутствует определенная кривая предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ного рынка отсутствует определенная кривая предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)