Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные критерии в выборе темы



2015-11-10 569 Обсуждений (0)
Основные критерии в выборе темы 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

 

Направление 270100 «Архитектура»

(квалификация (степень) - бакалавр архитектуры)

 

 

Методические указания к выполнению реферата

 

Составитель А.П. Герасимов

 

 

Томск 2014

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный архитектурно-строительный университет»

 

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

По направлению 270100 «Архитектура»

(квалификация (степень) - бакалавр архитектуры)

 

 

Методические указания к выполнению реферата

 

Составитель А.П.Герасимов

 

Томск 2014

 

 

История искусств: методические указания по направлению 270100 «Архитектура»: методические указания / Сост. А.П. Герасимов. - Томск: Изд-во Том. гос. архит. - строит. ун-та, 2014. – 30 с., 16 ил.

Рецензент: канд. арх., доцент каф. теории и истории арх. Е.Н. Поляков

Редактор: канд. искусствоведения, доцент каф. рисунка, живописи и скульптуры А.П.Герасимов

 

Методические указания к выполнению реферата предназначены для студентов направления подготовки бакалавров очной формы обучения 270100 «Архитектура» которые включают сведения об основных требованиях, содержании и оформлении всех ее составляющих.

Прилагается список литературы, использование которой необходимо для качественного исполнения контрольной работы или реферата.

 

Печатается по решению методического семинара кафедры рисунка, живописи и скульптуры. Протокол № от___.

 

 

с 01.09.2014

до 01.09.2017

 

 

Оригинал-макет подготовлен составителем А.П.Герасимовым

 

 

Подписано в печать___________

Формат 90х90/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс.

Уч.-изд. л. 1,2. Тираж 50 экз. Заказ №__

 

 

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………..4

1. Выбор темы………………………………………………………….4

2. Методы исследования………………………………………………7

3. Структура и содержание реферата…………………………………8

4. Стилистика написания реферата ………………………………….11

5. Правила оформления реферата…………………………………….16

6. Предлагаемые темы для рефератов и презентаций……………….18

Приложение 1 ………………………………………………………….22

Приложение 2 ………………………………………………………….23

Приложение 3 ………………………………………………………….24

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания составлены для студентов направления 270100 «Архитектура» подготовки бакалавров очной формы обучения, выполняющих по дисциплине Б3.Б.11.1 «История искусств»

Реферат является результатом первой самостоятельной научно-исследовательской деятельности студента и представляет собой письменную работу, включающую выбор проблемы исследования, обзор литературы, формулировку цели исследования, постановку задач и поэтапное их решение, анализ проделанной работы.

 

ВЫБОР ТЕМЫ

Тему для реферата студент выбирает из списка, представленного в конце данного методического пособия, либо предлагает свою по согласованию с преподавателем.

Основные критерии в выборе темы.

- избранная тема должна отвечать на вопросы курса «Истории искусств». Точкой приложения исследования должна быть тема отечественной и зарубежной истории искусств или различные ее аспекты.

Пример:

1.«Древнегреческая скульптура и античная культура»: тема подразумевает исследование древнегреческой скульптуры, несущей в своем наследии принцип, характерный периоду античности.

2.«Композиционные построения и основные сюжетные линии в скульптуре Древней Греции»: эта тема подразумевает знакомство с разнообразием тематики, присутствующей в древнегреческой скульптуре.

3. « Древняя Греция. Культура и история»: тема предполагает знакомство с культурой древних греков, связанной с их отношениями к мифологии.

1 и 2 темы имеют непосредственное отношение к курсу «Истории искусств». Тема 3 имеет лишь касательное отношение к интересующей нас проблеме, и не может быть принята к исследованию.

 

- избранная тема должна быть сформулирована как конкретная научная проблема. Тема не должна быть заявлена слишком широко и представлять собой общий обзор вопроса. Необходимо выявить проблему для изучения и обозначить ее границы.

Пример:

1.«Искусство Франции эпохи абсолютизма»

2.«Живопись Франции XVII века, ее особенности»

Тема 1 выбрана неверно. Она не выявляет проблему, не содержит конкретных привязок ко времени, технологии, особенностям творческого процесса, предполагая лишь общее знакомство с искусством Франции. Напротив, тема 2 сразу ставит конкретную проблему перед исследователем и намечает границы этого исследования.

- выбранная тема может представлять собой анализ отдельного произведения искусства живописи, скульптуры или архитектуры, избранного студентом по согласованию с преподавателем.В этом случае предполагается исследование всей совокупности свойств предложенного произведения искусства (автор, эпоха и ее влияние на творчество художника, сюжет, оценка содержания произведения, форма и ее характерные черты, технология и свойства материала, характеристики новизны и актуальности художественного произведения). Особый акцент в данном исследовании необходимо сделать на стилистику произведения искусства, включение его в контекст исторической эпохи, среды бытования, стиля. Проследить эволюцию художественного замысла, оценить успешность его реализации, соответствие предназначению.

Выбор темы – один из самых ответственных этапов в работе. На этом этапе необходимо определиться с направлением исследования, ознакомиться с существующей библиографией по теме, наметить пути решения проблемы, подобрать литературу и необходимый визуальный ряд.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование, проводимое в процессе написания реферата, должно производить целостное впечатление, иметь четко продуманную структуру, необходимый справочный аппарат и иллюстративный материал. Выверенная структура работы позволяет максимально полно раскрыть тему, придерживаясь таких принципов методологии теоретического исследования, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, индукция и дедукция.

Методика написания реферата подразумевает следование регулятивной (планомерной) системе в процессе сбора и обработки информации, исследования темы и получения результатов.

Выбор и применение методов исследования предопределяются природой изучаемого явления, целью и задачами, которые ставит перед собой исследователь. Известно, что правильно выбранный метод исследования сравнивают «со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте». Кроме верно выбранного метода важно мастерство его применения.

Существуют общие философские универсальные методы.

1. Сравнение – это уяснение различия и сходства произведения искусства, которое помогает выявить генетическое родство тех или иных объектов.

2. Анализ и синтез. Анализ – мысленное разложение произведения искусства на составляющие его части или стороны. Анализ фиксирует специфические отличия. Синтез – мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Синтез вскрывает то существенное общее, что объединяет части в целое. Анализ и синтез всегда находятся в единстве.

3. Абстрагирование – мысленное выделение произведения искусства в отвлечении от его связей с другими произведениями искусства. Важным видом абстрагирования является идеализация.

4. Аналогия - заключение о сходстве произведения искусства в каком-либо аспекте на основании установленного их сходства в других аспектах. Аналогия часто ведет к образованию гипотез, научных догадок. Аналогия с тем, что считается относительно простым, помогает познать более сложное.

5. Индукция и дедукция. Индукция - процесс выведения общего положения из ряда частных утверждений. Дедукция - процесс рассуждений, идущий от общего к частному.

Эти основные, наиболее часто используемые методы исследования действуют практически в любой области знаний и способны помочь найти оптимальный путь решения проблемы и привести к истине. Конечно, эти методы не могут однозначно определить линию творческих поисков. Каждый из них позволяет открыть лишь отдельную сторону предмета и его свойств. Выбор метода исследования всегда остается за самим исследователем. От того, насколько выбор удачен, зависит конечный результат, ибо «… даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги» (Фрэнсис Бэкон).

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕНФЕРАТА

1. Титульный лист (см. Приложение 1)

2. Оглавление (см. Приложение 2).

Оглавление часто отражает избранный метод исследования, логику рассуждений, степень раскрытия темы исследования. Исходя из этого, оглавление должно четко характеризовать общую структуру текста. В оглавлении весь текст работы делится на части, главы и подглавы (параграфы). Последовательность и формулировки всех разделений текста должны соответствовать тому, как они приводятся в работе, с обязательным указанием страницы.

3. Введение.

Введение является одной из самых важных частей работы. Здесь необходимо обозначить избранную тему и обосновать ее выбор. Наметить главную цель работы. Исходя из намеченной цели, выстроить ряд задач, необходимых к решению. Последовательное решение каждой из задач приблизит автора к достижению поставленной цели и, как итог, раскрытию темы реферата.

Важной частью Введения является критический обзор используемой литературы. Изучая историю вопроса, знакомясь с существующими теориями и концепциями, можно судить о степени изученности вопроса. Это, в свою очередь, позволяет выявить и обосновать собственную позицию по проблеме, наметить пути ее решения. В связи с этим во Введении необходимо назвать основные библиографические источники, которые оказались полезными для решения каждой из перечисленных задач. При этом объяснить, почему то или иное издание привлекло внимание автора работы. Предпочтение следует отдавать научным трудам, популярные и художественные издания, электронные сайты, как и энциклопедические словари, могут быть использованы в качестве вспомогательной литературы.

4. Основная часть.

Текст Основной части работы должен быть четко структурирован, иметь логически продуманное построение и соответствовать Оглавлению. Текст Основной части делится на главы и подглавы (параграфы), где рассматриваются разные аспекты проблемы и решаются намеченные задачи, при этом должны сохраняться общая последовательность изложения материала и взаимосвязь отдельных частей. Не приветствуется как малое, так и чрезмерное дробление текста. Глава, как и каждый отдельный параграф, должны иметь логическую структуру повествования, начинаться вводной фразой и завершаться предварительными выводами. Заключение каждой части должно логично подводить к осмыслению материала, изложенного в последующей главе, что даст возможность проследить развитие мысли автора.

5. Заключение.

В заключении следует представить развернутые выводы, сформулировать итоги исследовательской работы, отметить результаты и соответствие их первоначальным прогнозам. Заключение дает четкие и обоснованные ответы на вопросы, заявленные во введении. Здесь следует отметить актуальность и новизну решаемых проблем. Результаты исследования должны быть изложены в емкой и компактной форме, в четких и конкретных формулировках выводов.

6. Список иллюстраций. Иллюстрации.

Иллюстративный материал, сопутствующий реферату, выносится за основной текст и помещается в специальном разделе. Каждая иллюстрация помещается на отдельную страницу, имеет номер и подпись, организованную по схеме: что (предмет), где (место исполнения), когда (время исполнения).

Пример: ил.12.Тициан. Портрет Ипполита Риминальди. Конец 1540-х гг.

Каждая иллюстрация должна быть привязана к тексту и иметь ссылку в ходе повествования. Порядок иллюстраций определяется ходом повествования. Предваряет иллюстрации Список иллюстраций, содержащий весь перечень иллюстративного материала с указанием страниц. По тексту иллюстрации применяются для печатных изданий.

6. Список приложений. Приложения

Реферат помимо иллюстраций может содержать таблицы, графики, архивные и атрибуционные (выявленные Вами авторы художественного произведения или времени и места его создания) материалы, пояснения, справки,… - все они помещаются в раздел Приложения. Каждый документ нумеруется, привязывается ссылкой к тексту и имеет конкретный источник происхождения. Пример: прил.10.РГИА Ф.127. Оп.32. Л. 2-4, 45-50, 38-44.

Предваряют приложения Список приложений, содержащий перечень документов с указанием страниц.

7. Список используемой литературы (см. Приложение 3)

Список литературы, используемый в исследовательской работе, дает представление о широте охвата материала, об осведомленности автора в вопросе исследования, характеризует знание им общего культурного подтекста. Список литературы является источником приводимых по тексту цитат, фактов, статистических данных. Примерное количество библиографических источников, непосредственно касающихся темы исследования, для творческой работы за 1 курс, должно составлять в среднем от 10 - 20 наименований, в зависимости от сложности избранной темы и от степени ее разработки. Библиографический список должен начинаться перечнем русскоязычных изданий в алфавитном порядке по имени автора книги или статьи, следом также в алфавитном порядке дается перечень иностранных авторов, если таковой имеется, а завершает список интернет-сайты (только авторские с указанием фамилии и инициалов)

Следует обратить внимание на примерное соотношение текстовых объемов основных составных частей курсовой работы. Введение 20%, Основная часть – 70%. Заключение – 10%.

 

 



2015-11-10 569 Обсуждений (0)
Основные критерии в выборе темы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные критерии в выборе темы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)