Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет, объект и задачи психологии



2015-11-10 634 Обсуждений (0)
Предмет, объект и задачи психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики и особенности поведения. Эта общая формулировка предмета конкретизируется в различных психологических направлениях и прикладных областях психологии, и по мере их изучения мы будем возвращаться к конкретизации предмета психологии.

Объект исследования в психологии часто понимают как носитель психических явлений. Развитие психологической науки по объектам исследования характеризуется чрезвычайным разнообразием. В качестве объектов исследования выступают, например: занятые новыми профессиональными видами деятельности работники, пользователи современной техники и высоких технологий, учащаяся и работающая молодежь, руководители и предприниматели, люди с девиантным поведением др.

В гносеологии (теории познания) объект понимается шире – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности, Поэтому в современных психологических исследованиях в качестве объекта иногда рассматривают подлежащую изучению психическую реальность, а в качестве предмета – тот частный аспект этой реальности, который выделяется для анализа. Например, объект - личность, предмет - акцентуации личности и т.п.

Задачи психологии, в основном, сводятся к следующим:

- изучать сущность психических явлений и их закономерности;

- научиться прогнозировать развитие тех или иных психических явлений, а при необходимости - управлять ими;

- использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

- быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность, и формируются психические свойства личности.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Структура психологии

Психологическая наука, как и любая другая, делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальные психологические знания и определяют предмет и задачи изучения общей психологии - это общие закономерности развития психики человека и животных, структура психики и основные формы существования психического. Общая психология разрабатывает понятийный аппарат и основные принципы и методы изучения психических явлений, которые используются и в прикладных исследованиях.

Прикладная или отраслевая психология ориентирована на решение конкретных и разнообразных задач. В настоящее время существует более ста прикладных психологических дисциплин. Их можно классифицировать по разным основаниям. Например, прикладные отрасли по степени их обобщения можно разделить на синтетические (объединяющие знания нескольких дисциплин) и первичные (конкретные). К синтетическим отраслям можно отнести медицинскую психологию, включающую в себя клиническую психологию, патопсихологию, психогигиену, психопрофилактику и др. К первичным отраслям относится психология искусства, которая изучает свойства и состояния личности или группы, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей, и влияние этих ценностей на личность и общество.

Кроме того, существуют следующие критерии для разделения прикладных отраслей психологии:

- по сферам деятельности (в частности, профессиональной): психология труда, инженерная, педагогическая и др.;

- по объекту изучения: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т. д.;

 

- по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), соотношения психических и физиологических процессов (психофизиология), Отдельно выделяют отрасли, изучающие психологические аспекты развития: возрастная психология, сравнительная психология (изучает в сравнении развитие психики животных и человека), психология аномального развития. К наукам, изучающим психологические аспекты отношений личности и общества, относятся социальная психология и психология личности.

В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют. Например, психолог на производстве обладает знаниями, как психологии труда, так и социальной психологии. Психологическая сторона школьной работы относится одновременно к сферам возрастной и педагогической психологии. Разработка практических приложений нейропсихологии – прежде всего, проблемы реабилитации больных с мозговыми поражениями той или иной профессиональной деятельности – требует и знания психологии труда.

Приведем ещё некоторые примеры прикладных психологических отраслей. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов и личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).

Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими во внепсихологических областях, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. В ответ на трудности управления современной высокосовершенной техникой человеком-оператором возникла инженерная психология. Изучение трудностей в обучении и воспитании, кризисов развития человека в определенные периоды его жизни положило начало психологии педагогической и возрастной. Заметим также, что прикладные отрасли могли появляться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки.

Интересно, что многие отрасли психологии обязаны своим появлением ошибкам человека при выполнении той или иной деятельности, так называемым проблемам "человеческого фактора".

 



2015-11-10 634 Обсуждений (0)
Предмет, объект и задачи психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет, объект и задачи психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (634)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)