Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 5 ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ



2015-11-11 523 Обсуждений (0)
ГЛАВА 5 ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Представитель французского структурализма Н. Мулуд, применявший методы структурного анализа к науке писал: «Как только мы начинаем рассматривать разум не как систему некоторых истин, но как своеобразный проект, усилие, конструирующее правила собственной верификации, становится ясно, что разум можно исследовать лишь в историческом плане, что он сам есть история» (Мулуд Н. Современный структурализм. М., Прогресс. 1973. С.41). Он подчеркивает, что «...познание развивается во времени, о чем свидетельствует постоянное на­рушение непрерывности исследова­ния и создание новых моделей» (Мулуд Н. Современный структурализм. М., Прогресс. 1973. С.263)

 

1. ПАРАДИГМА НАУКИ (Т.КУН)

 

Прежде всего, он выделяет в парадигме «дисциплинарную матрицу», которая включает в себя 1)символические формы описания явлений, 2)метафизическую часть парадигм, – т.е. «общепризнан­ные предписания, такие как: теплота представляет собой кинетиче­скую энергию час­тей, составляющих тело; все воспринимаемые нами явления сущест­вуют благодаря взаимодействию в пустоте качественно однородных атомов…, 3) цен­ности, под которыми он понимает «чувство един­ства в сообществе ученых»»(231)

Кун подчеркивает, что дело нормальной науки, которая строится на базе принятой па­радигме, со­стоит во многом не в открытии новых истин, а в стремлении упорядочить существующее знание на базе той парадигмы, которая принята сообществом ученых. На это и уходит вся энер­гия их деятель­ности, стремление обосновать принятую парадигму является целью их деятельности. В определенное время принятая парадигма раскрывает неожиданные в рамках старой парадигмы стороны действи­тельности, ини­циирует интенсивную разработку новых об­ластей знания. Но всякая парадигма имеет свои рамки. Но сообщество ученых крайне консервативно: «Ученые в русле нормаль­ной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы к созданию таких теорий другими. Напротив, исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений, суще­ствование которых парадигма заве­домо предполагает»(43-44)

Но именно эта «зашоренность» ученых позволяет в рамках парадигмы концентрировать свои усилия и достигнуть детальной проработки всех проблем.

Главное, что утверждает Т. Кун, что вызывает много возражений, - это тезис о несо­вместимости па­радигм знания. Он утверждает. Что « переход между несовместимыми структурами, переход между конкурирующими парадигмами не может быть осуществ­лен по­степенно, шаг за шагом посредством логики и нейтрального опыта»(191)

 

Концепция развития знания К. Поппера

 

Такой же тип видения развития в науке, но в более резкой форме недавно изложил В.Н. Петро­сян в своем выступлении «Инновационная война как способ оптимизации эволюции логико-математических систем» на конференции в Кремидово (Подмоско­вье), посвященной теме «Стили в математике». Он утверждает, что жизнь в науке пред­ставляет собой серию « интеллектуальных войн», которые подразделяются на два типа: репродуктивные войны, сутью которых является «упорядочение, расширение и гармонизация существующего знания, накопление мелких полезных инноваций, снятия частных интеллектуальных противоречий ме­жду комбатантами» (Стили в математике: социокультурная философия математики. Под ред. А.Г. Барташова Спб., РХГИ, 1999. С.509). Под «комбатантами» он понимает враждующие группировки в науке.???

Инновационные же войны направлены «на генерацию и доказательство каких-либо ка­чест­венно новых истин, идей 9их множеств), более адекватных действительности и бо­лее эффективных в каком-либо существенном для человеческой эволюции отноше­ниям, чем ста­рые» (там же, с.510)

«Универсальная цель инновационной войны – максимизация общей человеческой спо­собности к существованию в произвольной среде обитания, интеллектуальное развитие в широком смысле, осуществление фундаментальных прорывов в неопределенных, плохо структурирован­ных полидисциплинарных предметных областях, имеющих стра­тегическое научное или обще­социальное значение, полная реконструкция оснований давно сложившихся, устойчивых дис­циплин.

Другими словами, в общем смысле инновационная война – это способ разрешения фундамен­тальных антагонистических гносеологических или аксиологических противоречий эволюцион­ного характера между различными социальными субъектами в произвольной предметной об­ласти путем применения сторонами логически корректного интеллектуального насилия (при­нудительного установления истинности одних тезисов и ложности других) (там же, с.510)

 

Как писал Ж. Деррида: «..осознать науку как традицию и культурную форму – значит осознать её интегральную историчность» ( Деррида Ж. Введение \\ Гуссерль Э. Начала геометрии. М.,1996 с.142)

 

ТРАДИЦИЯ В НАУКЕ

 

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ

 

Принцип соответствия был впервые сформулирован Н.Бором в 1913 году в статье, из­лагавшей новую теорию строения атома. См. Избр. Т.1

 

«Теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной об­ласти физиче­ских явлений, с появлением новых более общих теорий, не устраняются как нечто лож­ное, но сохра­няют свое значение для прежней области явлений, как пре­дельная форма и част­ный случай новых теорий. Выводы новых теорий в той области, где была справедлива старая «классическая» теория, переходя в выводы классических теорий; математический аппарат но­вой теории, содержащий некий характеристический параметр, значение которого различны в старой и новой области явлений, при надлежащем значении характеристического параметра переходит в математический аппарат старой теории» (Кузнецов И.В. Принцип соответствия в современной физике и его философское значение. М.,1948. С.56)

 



2015-11-11 523 Обсуждений (0)
ГЛАВА 5 ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 5 ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (523)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)