Принципы и методы воспитания в системе начального профессионального образования
Принципами планирования воспитательной работы являются: целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов. В плане воспитательной работы отражаются результаты и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные за выполнение конкретных дел. На основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой: - Организация внеучебной деятельности учащихся; - Стимулирование здорового образа жизни; - Приобщение учащихся к культуре; - Создание учебно-производственного коллектива; - Воспитание культуры общения; - Привлечение учащихся к планированию. Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности. Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих: Методы организации коллектива:дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление. Группа методов, содействующих формированию сознания: Методы убеждения:информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение. Педагогические принципы: профессиональной направленности, гуманизации, толерантности, самореализации – как основа для формирования целостной личности в условиях работы воспитательной системы начального профессионального образования. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Функции педагогических принципов разнообразны. 1- Принципы характеризуют цели с разных сторон. 2- Принципы используются для построения педагогического процесса,т. е. отбора его содержания, методов, средств, форм и связи между ними. Педагогические принципы приравниваются по значимости к педагогическим целям, они едины по своей природе. Вместе с тем принципы связывают цель и средства ее достижения, которым являются содержание, методы, средства и формы. 3- Принципы используются как критерии эффективности воспит. отношений, 4- Используются как закономерности развития самого педпроцесса.
Общепедагогические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования. Принцип гуманизации - принцип социальной защиты растущего человека, принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда п.п. строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему. Принцип толерантности провозглашен ЮНЕСКО как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий. На его основе возможно не только формирование подлинного уважения к культуре и традициям собственного й других народов, но и воспитание гражданских качеств, духовности, приоритетов социальной адаптации. Принцип самореализации, четко следующий из позиции молодежи, обозначенной в социологических опросах, проявляется в стремлении к высокой квалификации, независимости материальной, духовной, профессиональной. В этом случае особую роль приобретает реализация Я-концепции подростков и молодежи. В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса в НПО. Ценностные установки в организации воспитательной работы на современном этапе развития общества. Решение обозначенных задач воспитания достигается путем комплексного подхода в организации воспитательной деятельности вуза по следующим ее основным направлениям: - духовно-нравственное воспитание и формирование системы базовых ценностей; - гражданско-патриотическое и правовое воспитание; - формирование современного научного мировоззрения; - профессионально-трудовое воспитание студентов; - физическое воспитание и формирование здорового образа жизни; - экологическое воспитание; - семейно-бытовое воспитание студентов.
Тема 16. Педагог как субъект педагогического взаимодействия В обучении Профессиональная деятельность и личность педагога профессионального обучения. Компетентностная модель личности педагога профессиональной школы: виды профессиональной деятельности: ·учебно-профессиональная; ·научно-исследовательская; ·образовательно-проектировочная; ·организационно-технологическая; ·обучение по рабочей профессии. Общие и профессиональные компетенции будущего педагога профессиональной школы. Функциональный аспект профессионализма педагога. Цель и пути повышения профессионализма. Профессиональный рост и карьера педагога профессиональной школы.
Профессиональная деятельность и личность педагога профессионального обучения.
·виды профессиональной деятельности: ·учебно-профессиональная деятельность: · определение подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов); · развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего (специалиста); · планирование мероприятий по социальной профилактике в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (ОУ НП0 и СПО); · организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; · диагностика и прогнозирование развития личности будущих рабочих (специалистов); · организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно правовых документов; · анализ профессионально- педагогических ситуаций; · воспитание будущих рабочих (специалистов) на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; · научно-исследовательская: · участие в исследованиях по проблемам подготовки рабочих (специалистов); · организация учебно- исследовательской работы обучающихся; · создание, распространение, применение новшеств и творчество в педагогическом процессе для решения профессионально-педагогических задач, применение технологии формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов); · образовательно-nроектировочная: · проектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач; · прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности; · конструирование содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих(специалистов); · проектирование и оснащение образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов); · разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации подготовки рабочих (специалистов); · проектирование, адаптация и применение индивидуализированных, деятельностно и личностно ориентированных технологий и методик профессионального обучения рабочих (специалистов); · проектирование, адаптация и применение комплекса дидактических средств для подготовки рабочих (специалистов); · проектирование и организация коммуникативных взаимодействий и управление общением; · проектирование форм, методов и средств контроля результатов процесса подготовки рабочих (специалистов); · организационно-технологическая: · организация учебно-производственного (профессионального) процесса через производительный труд обучающихся; · анализ и организация хозяйственно-экономической деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях; · организация образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов); · эксплуатация и техническое обслуживание учебно-технологического оборудования; · использование учебно-технологической среды в практической подготовке рабочих (специалистов); · реализация учебно-технологического процесса в учебных мастерских, организациях и предприятиях; · обучение по рабочей профессии: · определение путей повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов; · использование передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии; · формирование профессиональной компетентности рабочего соответствующего квалификационного уровня; · организация производительного труда обучаемых. Общие и профессиональные компетенции будущего педагога профессиональной школы.
Ниже приводится в сокращении список 37 видов компетентностей, по Дж. Равенну : · тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели; · тенденция контролировать свою деятельность; · вовлечение эмоций в процесс деятельности; · готовность и способность обучаться самостоятельно; · поиск и использование обратной связи; · уверенность в себе; · самоконтроль; · адаптивность: отсутствие чувства беспомощности; · склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию; · внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; · самостоятельность мышления, оригинальность; · критическое мышление; · готовность решать сложные вопросы; · готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство; · исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих); · готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск; · отсутствие фатализма; · готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели; · знание того, как использовать инновации; · уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям; · установка на взаимный выигрыш и широта перспектив; · настойчивость; · использование ресурсов; · доверие; · отношение к правилам как указателям желательных способов поведения; · способность принимать решения; · персональная ответственность; · способность к совместной работе ради достижения цели; · способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели; · способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; · стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников; · готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения; · способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; · способность эффективно работать в качестве подчиненного; · терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих; · понимание плюралистической политики; · готовность заниматься организационным и общественным планированием.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1133)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |