Учебная дисциплина «Методика профессионального обучения» относится к профессиональному циклу учебных дисциплин.
В структурную основу курса положены закономерности развития педагогического знания и логика целостного педагогического процесса. Теоретико-методологические и общие основы педагогики раскрываются с позиций системного подхода. При изложении теории и методов обучения учтены современные научные разработки и новаторские идеи педагогов-практиков.
Методика профессионального обучения формирует и развивает знания, умения о проектировании, конструировании и применении форм, методов, средств обучения, с помощью которых осуществляется регуляция обучающей деятельности преподавателя и когнитивной деятельности учащихся по формированию профессиональных знаний, умений и навыков. В методике доминируют вопросы: как обучать? с помощью каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в профессиональные знания и умения учащихся?
Организация процесса формирования профессиональных знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета определяет задачи методики профессионального обучения:
· изучение приемов, методов, технологий обучения, ведущих к эффективному взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков в области экономики и управления;
· развитие умений, связанных с овладением дидактико-методических основ деятельности педагога профессиональной школы:
o разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения;
o организовывать различные формы учебной и учебно-практической деятельности учащихся на занятии;
o анализировать результаты педагогической деятельности.
· формирование у студентов интереса к профессии, развитие творческого мышления и профессионально значимых качеств личности педагога.
Таким образом, методика профессионального обучения направлена на формирование и развитие профессиональных качеств педагога профессионального обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, технологий педагогического общения; методиками проектирования педагогических технологий для подготовки современного специалиста экономического профиля.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (ЗЕТ), 180 академических часов.
№ п/п
| Наименование раздела/темы дисциплины
| Содержание
|
Раздел 1 Теоретико-методологические основы методики профессионального обучения
|
Тематика и содержание лекционного курса
|
1.1.
| Методика профессионального обучения как отрасль педагогического знания
| Роль и значение курса МПО в ряду психолого-педагогических и отраслевых дисциплин. Методика как наука и как учебный предмет. Структура курса МПО. Назначение, цели и задачи изучения курса. Требования к уровню освоения содержания курса.
|
1.2
| Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения обучающихся в учреждениях СПО
| Исследование системного характера в подготовке будущего педагога профессионального обучения. Основные компоненты учебного процесса и их взаимосвязь. Структурно-функциональная модель дидактической системы.
|
|
1.3
| Методическая деятельность педагога профессионального обучения, направленная на разработку специальных средств обучения
| Сущность, виды и основные компоненты методической деятельности. Классификация и уровни сформированности методических умений. Сущность, особенности и классификация средств обучения.
|
1.4
| Понятийный аппарат МПО
| Основы построения понятийно-терминологического аппарата МПО. Специфика, источники формирования, классификация методический понятий.
|
1.5
| Формы наглядного представления учебной информации
| Проблемы наглядного представления учебной информации. Дидактические функци наглядности. Словесно-графические систематизаторы. ДМИ, интеллект-карты, семантические сети и др. Сущность и структура метаплан-техники.
|
Раздел 2 Научно-методические основы анализа и отбора содержания профессионального образования
|
Тематика и содержание лекционного курса
|
2.1
| Общие вопросы содержания профессионального обучения. Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалификационных рабочих и служащих.
| Анализ профессионального труда, его структура, подходы к его формированию. Квалификационная структура профессионального образования РФ. Перечень профессий и их характеристика. Профессиограмма – основа для разработки содержания профессионального образования.
|
Тематика и содержание практических/семинарских занятий
|
2.2
| Государственный образовательный стандарт СПО
| Учебно-программная документация по общетехническим, специальным предметам и производственному обучению. Роль и значение ФГОС СПО. Общие положения. Основные понятия. Основные образовательные программы и требования к ним.
|
2.3
| Анализ содержания теоретического обучения и его специфика в ПО
| Источники формирования содержания профессионального обучения. Структура и содержание профессионального обучения. Формы проектирования содержания профессионального обучения. Принципы и критерии отбора учебного материала профессионального обучения СПО
|
2.4
| Анализ содержания производственного обучения. Структура трудового процесса
| Профессиональная деятельность специалиста. Структура трудового процесса. Системы производственного обучения. История развития системы производственного обучения.
|
2.5
| Организационные формы теоретического обучения в СПО
| 1/Сущность, структура организационных фор профессионального обучения. 2/Особенности классно-урочной формы обучения. 3/Основные типы уроков. 4/Современные подходы к лабораторно-практическим работам. 5/Проектирование организационных форм обучения и воспитания.
|
Раздел 3 Проектирование и планирование учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств
|
Тематика и содержание лекционного курса
|
3.1
| Методический анализ учебной информации
| Сущность и структура методического анализа учебной информации. Основные цели и принципы структурирования учебного материала. Анализ процедурно-операционной стороны познавательной деятельности. Методическое конструирование предметно-знаковых систем.
|
3.2
| Выбор и применение методов сообщения учебного материала как управление учебно-познавательной деятельностью на уроках теоретического обучения
| Характеристика методов обучения и основания для их выбора. Основные методы сообщения учебного материала и управление учебно-познавательной деятельностью. Приемы и способы деятельности учащихся при восприятии учебной информации.
|
3.3
| Проектирование учебных занятий по предмету
| Сущность и структура проектной деятельности. Этапы проектирования. Методы и приемы проектирования. Методы генерирования новых идей. Эвристика. Пути совершенствования индивидуальных методических систем.
|
Тематика и содержание практических/семинарских занятий
|
3.4
| Применение нетрадиционных форм организации учебных занятий в образовательных учреждениях СПО
| Структура и организация совмещенного урока. Его цели и задачи. Специальные формы уроков производственного обучения и методические особенности их проведения. Комплексные лабораторно-практические работы
|
3.5
| Методика планирования, разработки и проведения лабораторно-практических работ по предметам теоретического обучения
| Приемы подготовки и виды инструктажа. Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ
|
3.6
| Материально-техническое оснащение учебного процесса по предметам теоретического обучения
| Разработка дидактических средств обучения в соответствии с выбранной методической системой. Роль и значение материально-технических средств в учебном процессе. Выбор комплекса дидактических средств в зависимости от применяемой методики обучения. Необходимость использования санитарно-гигиенических средств в учебном процессе при планировании и оборудовании учебных и лабораторных кабинетов.
|
3.7
| Педагогическая диагностика и контроль учебного процесса
| Понятия «педагогическая диагностика», «педагогический контроль» их сущность. Понятия «оценка» и «отметка». Системы оценивания. Методика учета теоретического и производственного обучения. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся.
|
3.8
| Проектирование учебных занятий по предмету
| Этапы перспективной подготовки преподавателя к занятиям. Сущность и задачи перспективно-тематического планирования. Характеристика основных элементов плана. Дидактическое проектирование. Таксономия дидактических целей.
|
3.9
| Текущая работа преподавателя по подготовке к уроку
| Поурочный план-конспект. Требования к уроку. Проблемность, дидактические цели. Методическая структура. Сущность и структура поурочного план-конспекта. Методика разработки урока и его компоненты. Структурирование содержания урока.
|
3.10
| Текущая подготовка мастера производственного обучения к занятиям
| Сущность, назначение и текущее планирование учебной работы с группой. Цели и методы нормироания учебно-производственных работ. Подготовка мастера к уроку. Анализ предыдущих уроков и уточнение целей предстоящего урока.
|
3.11
| Перспективная подготовка мастера производственного обучения к занятиям
| Этапы перспективной подготовки мастера к занятиям производственного обучения. Содержание перечней учебно-производственных работ.
|
3.12
| Анализ уроков по теоретическому и производственному обучению как метод контроля качества учебного процесса.
| Общие положения о критериях анализа эффективности урока. Анализ урока теоретического обучения. Анализ урока производственного обучения.
|
3.13
| Педагогическая рефлексия как методика совершенствования индивидуальной методической системы
| Понятия «рефлексия», «педагогическая рефлексия». Структура рефлексии. Функции рефлексии: когнитивная, критическая, нормативная.
|
Раздел 4 Конструирование организационных форм учебной деятельности учащихся и выбор методов обучения
|
Тематика и содержание лекционного курса
|
4.1
| Основные характеристики методов обучения
| Общая характеристика и выбор методов обучения. Содержание, правила конструирования и реализация методов проблемно-развивающего обучения.
|
Тематика и содержание практических/семинарских занятий
|
4.2
| Технология урока теоретического обучения
| Проблема урока в методике профессионального обучения. Построение методической подструктуры урока теоретического обучения. Конструирование технологической карты проведения лабораторных работ.
|
4.3
| Технология урока производственного обучения
| Конструирование урока производственного обучения. Разработка и применение средств письменного инструктажа на занятиях производственного обучения. Метод направляющего текста.
|
4.4
| Взаимосвязь требований к современному уроку с методами их реализации
| Составляющие процесса обучения. Основные требования к современному уроку и методы их реализации
|
Раздел 5 Методика диагностики знаний и умений учащихся в системе СПО
|
Тематика и содержание лекционного курса
|
4.1
| Контроль качества учебного процесса в учебных заведениях СПО
| Понятие качества образования. Контроль качества профессионального образования. Мониторинг качества образования. Методы мониторинга
|
Тематика и содержание практических/семинарских занятий
|
5.2
| Методика проверки профессиональных знаний и умений
| Понятие «контроль» и его виды. Методические задачи проверки профессиональных знаний и умений. Методы устной проверки знаний и умений. Письменная проверка профессиональных знаний и умений. Проверка профессиональных знаний и умений в различных видах деятельности.
|
5.3
| Контрольно-оценочный материал как средство контроля профессиональных знаний и умений
| Сущность понятия «контрольно-оценочный материал». Классификация контрольно-оценочного материала.
|
5.4
| Требования, предъявляемые к контрльно-оценочным материалам и правила их составления
| Требования, предъявляемые к контрольно-оценочным материалам. Методика составления контрольно-оценочных материалов. Методика валидизации контрольно-оценочных материалов.
|